Меню
Поиск



рефераты скачатьБыт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв.

которую нагревают, бросая туда раскалённые камни, и всё это освещается

маленьким окошечком, свет из которого тонет в черноте закопчённых стен и

потолков. Сверху такое сооружение часто имеет почти плоскую односкатную

кровлю, крытую берестой и дерном. Традиция мыться в банях среди русских

крестьян была не повсеместной. В иных местах мылись в печах.

XVI век - время распространения построек для скота. Они ставились

отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время

можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а

на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к

образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и

загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,

здесь же ставится клеть). Феодальная усадьба, по описям и археологическим

известиям, значительно отличалась от крестьянской. Одним из главных

признаков любого феодального двора, в городе или в деревне, были

специальные сторожевые, оборонительные башни - повалуши. Такие

оборонительные башни в XVI веке были не только выражением боярской спеси,

но и необходимой постройкой на случай нападения соседей - помещиков,

неспокойных вольных людей. Башни эти были срубные в подавляющем

большинстве, в несколько этажей. Жилой постройкой феодального двора была

горница. Не всегда эти горницы имели косящатые окна, да и не все они могли

быть с белыми печами, но уже само название этой постройки говорит о том,

что она была на подклети высокой.

Постройки были срубные, из отборного леса, имели хорошие двускатные

крыши, а на повалушах они были нескольких видов двускатные, четырёхскатные

и крытые фигурной кровлей - бочками и т.п. Близок по составу и названиям

построек к боярским дворам и двор состоятельного горожанина, да и сами

города русские в те времена, как это неоднократно отмечалось иностранцами,

были ещё очень похожи скорее на сумму сельских усадеб, чем на город в

современном смысле. Мы очень мало знаем о жилище рядовых ремесленников по

документам не так часто приходилось им описывать своё небогатое наследство

в юридических актах. Нет достаточных сведений о них и у археологов. Были

целые слободы ремесленников. Но многие из жили по дворам монастырским,

боярским, у богатых горожан на подворье. По материалам XVI века их трудно

выделить в отдельную группу. Можно думать, что дворы ремесленников

городских посадов по составу построек ближе стояли к крестьянским дворам,

хором богатых у них не было. Каменные жилые постройки, известные на Руси

ещё с XIV века, и в XVI веке продолжали оставаться редкостью. Дошедшие

до нас немногие жилые каменные хоромы XVI века поражают массивностью стен,

обязательными сводчатыми потолками и центральным столпом, поддерживающим

свод. Исследователи старинной архитектуры и фольклора рисуют нам

красочную картину старины как мир узорчатых, резных, изукрашенных изб,

теремов, горниц с крылечками точёнными, с маковками золочёнными. Однако

наши данные не позволяют судить о том, насколько богато и как

украшались крестьянские избы и другие постройки. По-видимому, крестьянские

избы украшались очень скромно, но некоторые части изб украшались

обязательно; коньки крыш, двери, ворота, печь.

Сравнительные материалы этнографии XIX века показывают, что эти

украшения играли кроме эстетической роли роль оберегов, защищавших "входы"

от злых духов, корни семантики таких украшений восходят ещё к языческим

представлениям. Но жилище богатых горожан и феодалов руками и талантом

крестьян украшались пышно, затейливо, красочно. Мало мы знаем и о

внутреннем убранстве жилищ, хотя вряд ли интерьер крестьянских изб и домов

ремесленников сильно отличался от того, что было и в XIX веке типично для

крестьянства. Но как ни фрагментарны наши сведения по некоторым элементам

жилища XVI века, мы всё же можем констатировать значительный сдвиг и в

этой области культуры русского народа в XVI веке, связанной с общими

процессами исторического развития страны.

Одежда.

Подлинную картину того, как одевались наши предки в XVI веке, мы можем

восстановить в общих чертах, лишь синтезируя сведения различных источников

- письменных, графических, археологических, музейных, этнографических.

Совсем невозможно проследить по этим источникам локальные различия в

одежде, а они, несомненно, были.

Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной

ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи

носились обязательно с определенными украшениями, которые у богатых и

знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных

нитей, а у простонародия, вероятно, красными нитками. Главнейший элемент

такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерелье

могло быть пришито к рубахе, могло быть и накладным, но ношение его нужно

считать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низ

подола рубах. Рубахи различались по длине. Следовательно, короткие рубахи,

подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городская

беднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие до

пят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина

для обозначения этой одежды еще не было. Обувь XVI века была весьма

разнообразной и по материалам, и по покрою.

Археологические раскопки дают явное преобладание кожаной обуви

плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны

населению Руси с древности и были скорей дополни тельной, предназначенной

для особых случаев обувью.

Для XVI века можно наметить определенную социальную градацию: сапоги

- обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан.

Впрочем, эта градация могла быть и не четкой, так как мягкие сапоги носили

и ремесленники, и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах.

Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати.

Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была

войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие

феодальные слои населения, больше связанные с торговлей, стремившиеся

подчеркнуть свою сословную обособленность, многое заимствовали из других

культур. Широко распространился среди бояр и знати обычай ношения

тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А, выходя из

дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярской

спеси и достоинства.

Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеянии

между сословными группами сводились главным образом к качеству материалов и

украшений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всего

по количеству одежд. Чем богаче и знатнее человек, тем больше на нем

было платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам, так как

отражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, что

совпадает и с номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так же

весьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоями

одинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки и

кафтаны. Но по материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения.

Среди мужской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себе

представить, но это было просторное длинное платье, так же украшенное

вышивкой, обнизями. Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадных

выходов, приемов и в других торжественных случаях.

Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственной

одеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покрой

женской рубахи нам не известен. Материал, из которого шились женские

рубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахи

обязательно украшались.

Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменять

вышитые, украшенные простыми бусами, мелким жемчугом, латунными нашивками.

Крестьянки и рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты или

подобную одежду под другими названиями. Но кроме поясной одежды, а так

же рубахи, уже с XVI века выдавали какие-то горничные одежды.

Ничего мы не знаем об обуви простых женщин, но, вероятней всего, она

была идентична мужской. Весьма общие у нас представления о женских

головных уборах XVI века. На миниатюрах головы женщин покрыты платами

(убрусами) - кусками белой ткани, закрывающими голову и спадающими на плечи

поверх одежды. Одежда знатных женщин сильно отличалась от одежды

простонародья, прежде всего обилием платья и его богатством. Что касается

сарафанов, то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской

одеждой, а не женской. Рассказывая об одежде, мы вынуждены отмечать и

украшения. Часть украшений стала элементом тех или иных одежд. Одним из

обязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса.

Выйти на улицу без пояса было нельзя. XV-XVI вв. и позднейшее время можно

считать периодом, когда роль металлических наборов украшений постепенно

сходит на нет, хотя и не во всех видах. Если археологические данные

дают нам десятки разных типов шейных, височных, налобных, ручных

украшений, то к XVI веку их остается сравнительно немного: перстни,

браслеты (запястье), серьги, бусы. Но это не значит, что прежние украшения

исчезли бесследно. Они продолжали бытовать в сильно измененной форме. Эти

украшения становятся частью одежды.

Пища.

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление

других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием

больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих

продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной

муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки

выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и

"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли

блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного

теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.

Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных

продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.

Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,

гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно

служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.

Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,

обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:

капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,

стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,

тмин), яблоки, вишни, сливы.

Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.

Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и

растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для

XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI

веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие

блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во

весь год, что в столы еству подают..."

Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже

очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности

огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и

расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и

молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.

Обряды.

Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил

традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные

средства. Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют,

что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно

бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными

формами словесного искусства.

Памятники письменности XVI в. упоминают скоморохов как людей,

забавляющих народ, потешников. Они принимали участие в свадьбах, выполняли

роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных веселья,

рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

Сказки.

В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось мало

материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени.

Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих

Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней

рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано

зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого

места. Существовали сказки о животных и бытовые.

Жанры традиционного фольклора в это время широко бытовали. XVI в. -

время больших исторических событий, которое наложило свой от печаток на

народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в

качестве героев в них вошли в них вошли новые социальные типы и

исторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке

Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но

суровый по от ношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо

заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня, царь разгадал

злой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от

крестьянина. Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи в

XVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на

исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его

борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение,

ирония

их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки",

"Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".

Пословицы.

Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению

женщины в семье, власти родителей над детьми. Многие из такого рода

пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось

влияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавались

и пословицы, в которых воплощается жизненный народный опыт: "На жене дом

держится".

Поверья.

В фольклоре XVI в. широко бытовали многие жанры, в том числе и

такие, которые возникли в глубокой древности и содержат в себе следы

древних представлений, как вера в силу слова и действия в заговорах, вера в

существование в леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах,

представляющих собой рассказы о чудесах, о встрече с нечистой силой, о

найденных кладах, обманутых чертях. Для этих жанров в XVI в. свойственна

уже значительная христианизация. Вера в силу слова и действия теперь

подтверждается просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу, богоматери и

святым. Сила христианских, религиозных представлений была велика, они стали

господствовать над языческими. Персонажами легенд кроме лешего, русалок и

черта также святые (Никола, Илья).

Былины.

Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое-предмет изображения

былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и

Астраханским царствами былины о битвах с татарами получает новое звучание в

связи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались.

Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется Иван

Грозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новые

исторические события, включает новых героев.

Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относят

и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и

Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин

- широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен

в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со

змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ

сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство.

Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней

отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает

в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде

литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли

Литовской замышляют набег на Москву. В былине две сюжетные линии: похищения

князя Романа и борьба его против литовцев. Былина о Вавиле и скоморохах и

их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают,

произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает

вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается

сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.

Предания.

Новые особенности приобретают в XVI в. и предания - устные

прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах

прошлого. Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего, 2 группы преданий об

Иване Грозном и о Ермаке.

1) Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы,

связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят

патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно

демократическим характером.

2) Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость.

Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал

или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях,

в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские

предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только

народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки

отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает.

Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские,

уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую

трактовку.

1) В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкого

войска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился на

Дон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в

расхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группа

преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в

Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в

Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления.

Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и

погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул

Кольцо.

Песни.

Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к

самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от

одного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все это

способствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протеста

которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так

называемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только из

помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила

условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний

народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти

мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще

только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый

молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен".

Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника,

который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми,

ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слуг

выдать товарищей.

В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная

стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное

- европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой

характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят

и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом

плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например,

осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где

князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них

нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм.

Хотя преступник в балладах обычно не

наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей.

Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана

с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как

положительные. Характерная черта в балладах антиклерикальная

направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в

которых представители духовенства играют отрицательную роль).

К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и

Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка,

протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других

вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь

Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе

и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра

баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер:

положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не

наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через

положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную

победу. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц,

баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические

песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так

как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и

расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом

национального создания народных масс и углублением их исторического

мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных

конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления

первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла,

связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.

Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с

крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на

сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках,

походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками

царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в

турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет

- Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-

82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".

Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в.

определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили

элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению

характерных для времени явлений и бытовых деталей.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.