Скульптура XVIII века
Во  второй  половине  XVIII  столетия  начинается  неуклонный  расцвет 
отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно,  С 
трудом преодолевая восьмисотлетние  древнерусские  традиции  в  отношении  к 
языческому «болвану». Она не дала ни  одного  большого  русского  мастера  в 
первой половине XVIII в., но тем блистательнее  был  её  взлёт  в  следующий 
период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой  поры 
явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских  идей, 
что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин,  Ф.Г.  Гордеев, 
М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос –  каждый  сам  по 
себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил  свой,  лишь  ему  свойственный 
след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие  принципы,  которые 
они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле. 
   Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и 
патриотизма, высокие идеалы античности. 
    Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на 
смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, 
Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского 
эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты 
героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически 
ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной, 
архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике. 
   В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху 
классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном 
в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает 
здание, читаясь на фоне неба. 
    Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать 
одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей 
русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре 
или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и 
классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения 
классицизма. 
   Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к 
античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и 
почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме 
нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством, 
эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме 
того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит 
внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора 
Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской 
пластики второй половины XVIII в. 
      Достижения портретного жанра  в скульптуре связаны прежде всего с 
творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, 
прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости 
костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину – 
бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына – свидетельствует уже о полной 
зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать 
необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет. 
    После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не 
определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Шубину 
присуждено звание академика. Скульптор редко обращалс\ к бронзе, он работал 
в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и 
ограниченную форму бюста. Языкрм пластики он создает образы необычайной 
выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней 
героизации. 
    Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. Он исполнил 
58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского 
дворца(находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и 
для Петергофа. 
     В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Это 42 
скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и 
австрийским скульптором Дункером. 
    В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. 
Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии 
 Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810).  Н возвратился  в Петербург в 1772г., 
в 1776г. получил звание академика. Творческий путь Гордеева был тесно 
связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некоторое время был 
её ректором. 
    Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера 
умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой 
античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески 
восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в 
период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели 
постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры. 
   Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два надгробия Голицыных несут 
в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику, 
живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических 
фигур. 
   Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в 
барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского 
дворца. 
    Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему 
принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте 
памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью « Князь 
Италийский граф Суворов-Рымникский 1801» 
     Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике 
Казанского собора. 
     В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования 
Михаила Ивановича Козловского (1753-1802) 
   
 |