Буддизм
План
1. Что такое религия?
2. Когда и где возник буддизм?
3. Первоисточники
4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды
5. Его биография и происхождение
6. Первая проповедь и первые ученики
7. Деятельность Будды
8. Община
9. Отшествие Будды в Нирвану
10.Учение Будды
11. Истина о четырех отделах
12. Интеллектуализм буддийской этики
13. Любовь в буддизме
14. Отрицательный характер его заповедей
15. Нирвана
16. Буддийская община
17. Образ жизни монахов
18. Зародыши культа
19. Распространение буддизма
20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны
21. Переход к христианству
22. Значение мировых религий
Буддизм
1. Что такое религия?
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,
образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной науке
популярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры в
Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение
имеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть система
взглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия есть
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щему
миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшие
особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.
Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного
учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в
религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни
человека;
Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;
ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые.
Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,
буддизм
Крупнейшие религии сегодня:
Христианство – 1024 млн. человек
Ислам – 529 млн. человек
Индуизм – 478 млн. человек
Конфуцианство – 305 млн. человек
Буддизм – 268 млн. человек
Синтоизм – 60 млн. человек
Даосизм – 52 млн. человек
Иудаизм – 14 млн. человек
2. Когда и где возник буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,
таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В
это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд
государств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членов
земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась
существованием оастовой системы.
Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-
политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовое
деление.
3. Первоисточники.
Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-кой
деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого века
отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет
оснований подвергать сомнению действительное существование основателя
буддизма.
Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом
рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В
29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутама
расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с
малолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,
Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого
момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в
480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-
сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях.
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,
вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это слово
обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована около
III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические
поэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеет
изобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.
4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды
В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образа
Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировой
религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и
французского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией
пытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-
робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических и
космических.
5. Его биография. Происхождение
Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством у
Петальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;
брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется
в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.
Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему
вели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления
Будды.
В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в
стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,
среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможной
роскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,
во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,
больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула
его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенное
блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все
страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение
уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от
родителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает
желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит
по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло
семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и
искупителем человечества.
Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,
но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и
пришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,
ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять его
товарищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело его
обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.
Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.
И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемь
дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему в
интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мара
и пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.
Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Он
советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но
Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо
отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон
процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем
людям через его ученикам, монахов и монахинь.
6. Первая проповедь и первые ученики
Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда
направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых
монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела.
Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.
Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло
до шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился в
Урувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.
7. Деятельность Будды
Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.
Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-
нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со
всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от
самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-
ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих
произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:
Джетавана прелестный сад, .
Где ходили толпы
мудрецов,
Где жил
царь истины –
Место, где было радостно
моему сердцу.
Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,
в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей
Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские
сановники и богатые купцы.
Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на
обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим
семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение
Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю
отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с
учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.
После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал
вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные
посещения друзей и поклонников.
8. Община
Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была
тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.
Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии
задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало
отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.
Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;
ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали
строгое целомудрие.
В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия
между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.
Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной
уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.
Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей
жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной
чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.
Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того
или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,
отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.
История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не
делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все
свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,
симпатиями.
Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские
люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,
собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди
таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.
Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их
положение среди монашествующих?
Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:
- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести
себя с женщинами?
- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.
- Но если мы ее увидим, что нам делать?
- Не разговаривайте с ней
- Но если мы уже заговорили с ней?
- Тогда будьте осторожны
И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в
общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только
терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную
работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных
последовательниц, некой Висакхи:
- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,
давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,
кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,
раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.
Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком
возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на
эту благотворительную деятельность.
9. Отшествие Будды в Нирвану
Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно
приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел
и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не
годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые
заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой
своей и удержу свою жизнь”.
И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в
тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:
“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным
прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и
возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго
длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено
гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в
Нирвану”.
После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что
имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.
После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,
ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к
северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под
которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым
дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.
- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время
цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в
воздухе, чтобы почтить Совершенного.
Но совершенному нужна иная слава
Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава
Совершенного.
Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем
учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,
полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:
“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе
раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми
кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на
смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из
любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и
ты тоже скоро очи-стишся”.
Страницы: 1, 2
|