...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм;  до 
него оно слепо: он  противопоставляет  себя  «школам»  там,  где  эти  школы 
нарушают  основной  лозунг  единства  формы  и  содержания;  романтики   его 
нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм -  в 
сторону   содержания,   понимаемого   абстрактно;   современный   классицизм 
(пассеизм) его нарушает в сторону формы. 
      Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания 
от  формы  (грех  формалистов),  ни   исключительной   зависимостью   приема 
конструкции от абстрактно понятого  содержания  (конструктивизм).  «Реализм, 
романтизм... проявление единого принципа творчества» - в символизме»[5]. 
      Значительное место в творчестве  А.Белого  занимала  проза.  Его  перу 
принадлежат романы  «Серебряный  голубь»  (1909),  «Петербург»  (1913-1914), 
«Котик  Летаев»  (1922),  трилогия   «Москва»   (1926-1932),   для   которых 
характерны  временные  смещения,  разорванность  и   клочковатость   сюжета, 
свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования. 
      Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со  словесной 
догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме»  Блока,  или 
импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в  будущее,  он  гораздо  больше 
имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью «точной и  нагой» 
Маяковского.  Его  стихи  лишены  шифра,  шифр  здесь  заменила  ассоциация, 
которая стала главным поэтическим средством не  только  Белого-поэта,  но  и 
Белого-прозаика, и даже Белого-критика  и  публициста.  Математически  точно 
рассчитанное   употребление   слова   и    словесного    образа    постоянно 
взаимодействует  у  Белого  со  стихией  его  лирического  «я»,  в   которой 
господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало. 
      Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство - 
чувство мирового неблагополучия, едва ли не  надвигающегося  «конца  света». 
Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал  свои  произведения, 
им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и  своего  творчества 
- идею братства  всех  людей  на  свете,  идею  духовного  родства,  которое 
перекрыло  бы  все  барьеры,  прошло  бы  поверх   социальных   различий   и 
социального антагонизма, давши в итоге возможность людям - каждому  человеку 
в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить себя,  индивидуальные 
особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы. 
      Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью  исканий,  глубоким 
гуманизмом,   нравственной   чистотой   и   непосредственностью,   этическим 
максимализмом, художественными и поэтическими открытиями,  глубиной  идей  и 
пророчеств, стремлением отыскать  выход  из  того  кризисного  состояния,  в 
котором оказалось человечество, наконец самим характером  своей  личности  - 
нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей  на  высоты 
великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое  имя  в  историю  ХХ 
века. 
      Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает  Александр 
Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию  необычайно 
богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой  и  трагической 
любви, величавые  ритмы  итальянских  стихов,  пронзительно  очерченный  лик 
Петербурга,  «заплаканная  краса»  деревень  -   все   это   с   широтой   и 
проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. 
      Первая книга Блока «Стихи  о  Прекрасной  Даме»  вышла  в  1904  году. 
Блоковская  лирика  той  поры  окрашена   в   молитвенно-мистические   тона: 
реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь  в  тайных  знаках  и 
откровениях призрачный, «потусторонний»  мир.  Поэт  находился  под  сильным 
влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и  «мировой  душе».  В  русской 
поэзии Блок занял  свое  место  как  яркий  представитель  символизма,  хотя 
дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны. 
      Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл  себе 
новые пути, которые лишь намечались в первой его книге. 
      Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого  перелома  в  музе 
поэта, казалось только что «в неуловимых  и  нежных  строчках»  воспевавшего 
«приближение вечно-женственного начала  жизни».  Он  увидел  ее  в  близости 
Блока к природе, к  земле:  «Нечаянная  радость»  глубже  выражает  сущность 
А.Блока... Второй сборник  стихов  Блока  интереснее,  пышнее  первого.  Как 
удивительно соединен тончайший  демонизм  здесь  с  простой  грустью  бедной 
природы русской, всегда той  же,  всегда  рыдающей  ливнями,  всегда  сквозь 
слезы пугающей нас оскалом оврагов... Страшна, несказуема  природа  русская. 
И Блок понимает ее как никто...» 
      Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был  принят  критикой  в  штыки. 
Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока. 
      Четвертый сборник «Ночные часы» вышел  в  1911  году,  очень  скромным 
тиражом.  Ко  времени  его  выхода  Блоком  все  более  овладевало   чувство 
отчужденности от литературы и до 1916 года он не  выпустил  ни  одной  книги 
стихов. 
      Трудные и  запутанные  отношения,  длившиеся  почти  два  десятилетия, 
сложились между А.Блоком и А.Белым. 
      На Белого произвели огромное впечатление первые  стихи  Блока:  «Чтобы 
понять впечатления от этих стихотворений, надо ясно  представить  то  время: 
для нас, внявших знакам  зари,  нам  светящей,  весь  воздух  звучал,  точно 
строки  А.А.;  и  казалось,  что  Блок  написал  только  то,  что   сознанию 
выговаривал   воздух;   розово-золотую   и   напряженную   атмосферу   эпохи 
действительно осадил он словами». Белый помог выпустить первую  книгу  Блока 
(в обход московской цензуры). В свою очередь и Блок поддерживал Белого.  Так 
он  сыграл  решающую  роль  в  появлении  на  свет  главного  романа  Белого 
«Петербург», публично дал  высокую  оценку  и  «Петербургу»  и  «Серебряному 
голубю». 
      Наряду с этим их  отношения  и  переписка  доходили  до  враждебности; 
постоянные упреки и обвинения,  неприязнь,  язвительные  уколы,  навязывание 
дискуссий отравляли жизнь обоих. 
      Однако, несмотря на всю сложность и запутанность отношений  творческих 
и личных, оба  поэта  продолжали  уважать,  любить  и  ценить  творчество  и 
личность друг друга, что еще раз подтвердило выступление  Белого  на  смерть 
Блока. 
      После революционных событий 1905 года в рядах  символистов  еще  более 
усилились противоречия, которые в конце концов  привели  это  направление  к 
кризису. 
      Нельзя,  однако,  не   отметить,   что   русские   символисты   внесли 
существенный вклад в развитие отечественной культуры.  Наиболее  талантливые 
из них по-своему отразили трагизм положения  человека,  не  сумевшего  найти 
свое  место  в  мире,  сотрясаемом  грандиозными  социальными   конфликтами, 
пытались отыскать новые способы  для  художественного  осмысления  мира.  Им 
принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической  реорганизации 
стиха, усиления в нем музыкального начала. 
      «Послесимволистическая поэзия  отбросила  «сверхчувственные»  значения 
символизма, но осталась повышенная способность  слова  вызывать  неназванные 
представления,  ассоциациями  замещать   пропущенное.   В   символистическом 
наследстве жизнеспособнее всего оказалась напряженная ассоциативность»[6]. 
      В начале второго десятилетия XX века появились два  новых  поэтических 
течения - акмеизм и футуризм. 
      Акмеисты (от греческого слова «акме» - цветущая пора,  высшая  степень 
чего-либо)  призывали  очистить  поэзию  от   философии   и   всякого   рода 
«методологических» увлечений, от использования туманных намеков и  символов, 
провозгласив возврат к материальному миру и принятие  его  таким,  каков  он 
есть: с его радостями, пороками, злом  и  несправедливостью,  демонстративно 
отказываясь от решения социальных проблем  и  утверждая  принцип  «искусство 
для искусства». Однако творчество таких  талантливых  поэтов-акмеистов,  как 
Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузьмин, О.Мандельштам,  выходило  за 
рамки провозглашенных ими теоретических принципов. Каждый из  них  вносил  в 
поэзию свои, только ему свойственные мотивы и настроения,  свои  поэтические 
образы. 
      С иными  взглядами  на  искусство  вообще  и  на  поэзию  в  частности 
выступили   футуристы.   Они   объявили   себя   противниками   современного 
буржуазного общества, уродующего  личность,  и  защитниками  «естественного» 
человека, его права на свободное, индивидуальное развитие. Но эти  заявления 
нередко сводились к абстрактному декларированию индивидуализма,  свободы  от 
нравственных и культурных традиций. 
      В отличие от акмеистов, которые хотя и выступали против символизма, но 
тем не менее считали себя в известной степени его продолжателями,  футуристы 
с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций  и 
в первую очередь от классического наследия, утверждая,  что  оно  безнадежно 
устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах  они  прославляли 
новую жизнь, развивающуюся под  влиянием  науки  и  технического  прогресса, 
отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир,  чему, 
с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия.  Футуристы 
стремились овеществить слово, связать его  звучание  непосредственно  с  тем 
предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно  было  привести 
к реконструкции естественного и созданию нового,  широко  доступного  языка, 
способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей. 
      Футуризм  объединил  разные  группировки,   среди   которых   наиболее 
известными  были:  кубофутуристы   (В.Маяковский,   В.Каменский,   Д.Бурлюк, 
В.Хлебников),  эгофутуристы  (И.Северянин),  группа  «Центрифуга»  (Н.Асеев, 
Б.Пастернак и др.). 
      В условиях революционного подъема и  кризиса  самодержавия  акмеизм  и 
футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили  свое 
существование. 
      Среди новых  течений,  возникших  в  русской  поэзии  в  этот  период, 
заметное место стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов  - 
Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время к ним  был  близок 
С.Есенин, впоследствии вышедший  на  самостоятельную  и  широкую  творческую 
дорогу. Современники видели в  них  самородков,  отражавших  заботы  и  беды 
русского крестьянства. Объединяли их также  общность  некоторых  поэтических 
приемов, широкое использование религиозной символики и фольклорных мотивов. 
      Среди поэтов конца XIX - начала XX века были и такие,  чье  творчество 
не вписывалось в существовавшие тогда течения и  группы.  Таковы,  например, 
И.Бунин,  стремившийся  продолжать  традиции  русской  классической  поэзии; 
И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от  них, 
искавший свой путь в огромном  поэтическом  море;  Саша  Черный,  называвший 
себя  «хроническим»  сатириком,   блестяще   владевший   «антиэстетическими» 
средствами  обличения   мещанства   и   обывательщины;   М.Цветаева   с   ее 
«поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха». 
      Для русских литературных течений начала  XX  века  характерен  поворот 
ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не  могли  удержаться  на 
эстетизме, разными путями они пытались преодолеть  индивидуализм.  Первым  в 
этом направлении был  Мережковский,  затем  ведущие  представители  русского 
символизма  начали  противополагать   соборность   индивидуализму,   мистику 
эстетизму. Вяч.Иванов и  А.Белый  были  теоретиками  мистически  окрашенного 
символизма.  Произошло  сближение  с  течением,  вышедшим  из  марксизма   и 
идеализма. 
      Вячеслав Иванов был один  из  самых  замечательных  людей  той  эпохи: 
лучший русский эллинист,  поэт,  ученый  филолог,  специалист  по  греческой 
религии, мыслитель, теолог и философ,  публицист.  Его  «среды»  на  «башне» 
(так   называли   квартиру   Иванова)   посещали   наиболее   одаренные    и 
примечательные люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры  и 
даже политики. Происходили самые утонченные  беседы  на  темы  литературные, 
философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и общественные  в 
перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне»  велись  утонченные  разговоры 
самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала революция. Это  было  два 
разобщенных мира. 
      Наряду с течениями в литературе возникли новые  течения  в  философии. 
Начался поиск традиций для  русской  философской  мысли  у  славянофилов,  у 
Вл.Соловьева, у Достоевского.  В  салоне  Мережковского  в  Петербурге  были 
организованы Религиозно-философские  собрания,  в  которых  участвовали  как 
представители  литературы,  заболевшей  религиозным  беспокойством,  так   и 
представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как  описывал 
эти  собрания  Н.Бердяев:  «Преобладала  проблематика  В.Розанова.   Большое 
значение имел также В.Тернавцев, хилиаст, писавший  книгу  об  Апокалипсисе. 
Говорили об отношении христианства к культуре. В центре была тема  о  плоти, 
о поле... В атмосфере салона Мережковских было что-то сверхличное,  разлитое 
в  воздухе,  какая-то  нездоровая  магия,  которая,   вероятно,   бывает   в 
сектантской кружковщине, в сектах не рационалистического и не  евангельского 
типа... Мережковские всегда претендовали говорить от некоего "мы"  и  хотели 
вовлечь в это "мы" людей, которые с ними близко соприкасались. К этому  "мы" 
принадлежал Д.Философов, одно время почти вошел в  него  А.Белый.  Это  "мы" 
они называли тайной трех. Так должна была сложиться  новая  церковь  Святого 
Духа, в которой раскроется тайна плоти". 
      В философии Василия  Розанова  "плоть"  и  "пол"  означали  возврат  к 
дохристианству,  к  юдаизму  и  язычеству.  Его  религиозное   умонастроение 
сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом  семьи  и  пола,  в 
стихии которого Розанов видел основу жизни.  Жизнь  у  него  торжествует  не 
через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то  есть  распадение 
личности на множество новых  рожденных  личностей,  в  которых  продолжается 
жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения. Христианство  для 
него религия смерти. 
      В  учении  Владимира  Соловьева  об   универсуме   как   "всеединстве" 
христианский платонизм переплетается с  идеями  новоевропейского  идеализма, 
особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и  неортодоксальной 
мистикой  (учение  о  "мировой  душе"  и  др.).  Крах  утопического   идеала 
всемирной теократии привел к усилению эсхатологических (о конечности мира  и 
человека)  настроений.  Вл.Соловьев  оказал  большое  влияние   на   русскую 
религиозную философию и символизм. 
      Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией)  как 
основе осмысленности и целостности мироздания.  Он  был  инициатором  нового 
типа православного богословствования, богословствования не  схоластического, 
а опытного. Флоренский был платоником и по-своему  интерпретировал  Платона, 
в последствии стал священником. 
      Сергей Булгаков - один  из  главных  деятелей  Религиозно-философского 
общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма,  который  он 
пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии,  затем 
к православному богословию, стал священником. 
      И, конечно же, величиной мирового значения является  Николай  Бердяев. 
Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где  бы 
они  ни  появлялись,  христианский  гуманист,  называвший   себя   «верующим 
вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и  всю  жизнь 
болевший за  нее  душой.  Человек,  чье  наследие,  до  последнего  времени, 
изучалось во всем мире, но только не в  России.  Великий  философ,  которого 
ждет возвращение на Родину. 
      Остановимся более подробно на двух течениях, связанных с  мистическими 
и религиозными исканиями. 
      «Одно течение представляла православная религиозная  философия,  мало, 
впрочем  приемлемая  для   официальной   церковности.   Это   прежде   всего 
С.Булгаков,  П.Флоренский  и  группирующиеся  вокруг  них.  Другое   течение 
представляла религиозная мистика и оккультизм. Это А.Белый, Вяч.Иванов...  и 
даже А.Блок, несмотря на то, что он не склонен был ни  к  каким  идеологиям, 
молодежь,  группировавшаяся  вокруг  издательства  «Мусагет»,  антропософы*. 
Одно течение вводило софийность в  систему  православной  догматики.  Другое 
течение  было  пленено  софийностью  алогической.  Космическое   прельщение, 
характерное для всей эпохи, было и там и здесь. За исключением  С.Булгакова, 
для  этих  течений  совсем  не  стоял  в   центре   Христос   и   Евангелие. 
П.Флоренский, несмотря на все его желание быть ультраправославным, был  весь 
в космическом прельщении. Религиозное  возрождение  было  христианообразным, 
обсуждались христианские темы и употреблялась христианская терминология.  Но 
был сильный  элемент  языческого  возрождения,  дух  эллинский  был  сильнее 
библейского мессианского духа. В известный момент произошло смешение  разных 
духовных  течений.  Эпоха  была  синкретической,  она   напоминала   искание 
мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической и  немецкий  романтизм  начала 
XIX века. Настоящего религиозного возрождения  не  было,  но  была  духовная 
напряженность,   религиозная   взволнованность   и   искание.   Была   новая 
проблематика религиозного сознания,  связанная  еще  с  течениями  XIX  века 
(Хомяков, Достоевский, Вл.Соловьев). Но официальная  церковность  оставалась 
вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не произошло»[7]. 
      Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие 
русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных  людей.  Но 
тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов. 
      В заключении  словами  Н.Бердяева  хочется  описать  весь  ужас,  весь 
трагизм положения,  в  котором  оказались  творцы  духовной  культуры,  цвет 
нации, лучшие умы не только России, но и мира. 
      «Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем 
культурная элита была изолирована в небольшом круге и  оторвана  от  широких 
социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в  характере, 
который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в  разных 
этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс  не  имел  сколько-нибудь 
широкого  социального   излучения....   Многие   сторонники   и   выразители 
культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции,  но  было 
охлаждение к  социальным  вопросам,  была  поглощенность  новыми  проблемами 
философского, эстетического, религиозного, мистического  характера,  которые 
оставались чуждыми людям, активно  участвовавшим  в  социальном  движении... 
Интеллигенция  совершила   акт   самоубийства.   В   России   до   революции 
образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то  есть  и  на 
деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии... 
      Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь  XIX 
век, бездна, развернувшаяся между  верхним  утонченным  культурным  слоем  и 
широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что  русский 
культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция  начала 
уничтожать этот культурный  ренессанс  и  преследовать  творцов  культуры... 
Деятели русской духовной культуры  в  значительной  своей  части  принуждены 
были  переселиться  за  рубеж.  Отчасти  это  была  расплата  за  социальное 
равнодушие творцов духовной культуры»[8]. 
                                 Литература: 
1. Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990. 
2. Белый А. «Начало века», М., 1990 
3. Белый А. «Между двух революций», М., 1990 
4. Долгополов Л.К. «Андрей Белый и его роман «Петербург», Л., 1988 
5. Блок А. «Десять поэтических книг», М., 1980 
6. Русская поэзия XIX - начала XX в., М., 1987 
7. Три века русской поэзии, М., 1968 
8. Гиппиус З.Н. «Живые лица», Тбилиси, 1991 
9. Большой энциклопедический словарь, М., 1994 
----------------------- 
[1] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 129, 153. 
[2] «Эпопея». Книга 3. Берлин, 1922, с. 254. 
[3] Бальмонт К.Д. Горные вершины. Кн. 1. М. 1904, с. 75, 76, 94. 
[4] Белый А. Арабески. Книга статей. М., 1911, с. 258. 
* Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. 
* Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для 
посвященных. 
* Экстатический - восторженный, исступленный, находящийся в состоянии 
экстаза. 
[5] Белый А. Между двух революций. М., 1990, с.193. 
[6] Гинзбург Лидия. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982, с. 349. 
* Антропософия - сверхчувствительное познание мира через самопознание 
человека как космического существа. 
[7] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 152. 
[8] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 138, 154. 
Страницы: 1, 2 
   
 |