окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни
народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и
справедливости.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и
страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего
лучшего, что есть в жизни.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с
официальным направлением, представителем которого было руководство Академии
художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что
искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику
для творчества художников.
9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств
отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской
мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич
Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.
Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество
передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое
объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его
мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели
изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые
(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось
крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В
ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,
чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности
живописи.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов
(1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий
строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю
народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую
деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически
изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной
скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая
рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой
известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-
родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе
проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество
пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком
искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим
образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией
Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнить
такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в
Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка»,
«Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов
его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под
впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской
жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе
между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе
семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена
в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич
Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской
боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника
быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие
общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала
портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов
русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-
Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших
портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя,
с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных
произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий
лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих
работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский
художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т.
ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую
самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино)
Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на
березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на
фоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительного
поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект
узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем
не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом
уголке страны. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство,
объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно
особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в
письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все
это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Незримо
зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова:
замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту
переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический
музей, Москва; «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей),
виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская
галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой
музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875,
Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77,
Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство
Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он
живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».
Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Его
творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись
рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались
переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества
поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал
под руководством И. И. Шишкина. Выдающийся талант Васильева сложился рано и
мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом.
Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н.
Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в
целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея).
В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате
появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие
работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи
речной и воздушной влаги. Но не во внешних эффектах здесь суть. В
произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой
души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между
отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель»
(1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный
интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры
претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего
рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными
мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета. Художник (судя по его переписке с
Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о
символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество,
отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены. Заболев
туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с
впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но
отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую
напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого
периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в
дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает
тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда. Влияние
искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма
значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от
представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах
особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и
модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано с
русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу
своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем
любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли
и родного народа от многочисленных врагов.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван
Иванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910)
привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких
облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые
утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей
дороге,— эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его
полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858,
Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская
галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного
для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не
достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как
«Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже
очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-
воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю
Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе
равных в русском пейзажном искусстве).
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о
которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской
губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно
избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший
летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет
яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую
шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно
присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том
проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска
земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный
поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы
[в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но
лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес
еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому,
1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа
дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.
Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины
ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей
русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) —
воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково
удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем»,
1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе
— там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды,
представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Плодотворно
работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные
офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно
активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью
занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии
художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как
Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою
«объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного
«пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой
поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших
художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном
искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи
И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть
художников сочетала русские художественные традиции с новыми
изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.).
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве
ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер
спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый,
он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением
полюбившегося пейзажа.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые
дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил
особую прелесть сизо-сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя
Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он
создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным
покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на
Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество
французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он
понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том
же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на
воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил
палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился
запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом
они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные
формы (дома, деревья). Он избежал этого.
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой
знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они
скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в
них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и
проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина,
В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве, в семье
военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его
учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых
художников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А.Врубеля, В.А.Серова).
Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник
совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из
путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она
произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в
ряды самых известных мастеров. Критикуя сторонников «чистого искусства», он
писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится
на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной
совестью вышивать узоры,— предоставим это благовоспитанным барышням». Репин
стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.
Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был
замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое
слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее
проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за
свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен.
Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге».
Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала
символом нового направления в изобразительном искусстве. Репин писал, что
«судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Пожалуй,
не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской
губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли,
золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все
уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.
Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика
(«Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на
его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и
жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы
нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих
картин.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и
его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.).
Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей
(Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского),
художников (Крамского, Сурикова). В начале XX в. он получил заказ на
картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику
удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число
присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них.
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П.
Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень
тонко выписан Николай II.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в
казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он
создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой
казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро
стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение
Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через
Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского
народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот
то, что вдохновляло художника.
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие
психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом
(мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег
в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы
«рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием,
когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет,
широко использовали французские импрессионисты.
Валентин Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писал
пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но
славу ему принесли, прежде всего, портреты.
В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче
мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник
был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в
столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова.
Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша
не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась
на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова)
заставляет ее часами сидеть в столовой.
В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на
небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась
очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за
стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала
ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским
восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди —
целая жизнь.
Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазах
свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило
«Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой
живописи.
На следующий год Серов сумел почти повторить свое
волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка,
освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит
в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на
картине все так слитно, так едино — утро, солнце, лето, молодость и
красота,— что лучшее название трудно придумать.
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные
писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-
видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые
великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились
холодными.
Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм
живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны
основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма.
Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова: М. С. Сарьян, К-Ф.
Юон, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»
попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898),
представитель старинного московского купеческого рода, был необычным
человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше
походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал
с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг.
собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала
всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был
открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из
Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие
этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того
времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека,
за социальное переустройство всего общества.
В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих
успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения
многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной
культуры.
На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию
группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н.
Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и
др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические
принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и
склонность академизма. Они пропагандировали индивидуализм, свободу
искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и
традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли
возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а
также популяризации западноевропейского искусства.
В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С.
Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых"
форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма
и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. История СССР: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - 6-е изд. дораб. - М.:
Просвещение, 1992 г.
2. История России. Учеб. - М.: "Проспект", 1997 г.
3. История России, конец XVII - XIX в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1998
г.
4. Электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г.
-----------------------
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Тема: Русская живопись XIX века.
Руководитель
Куликова Н. А.
(подпись) (дата)
Студент ЭВМ - 101
Дорофеев Н. В.
(подпись) (дата)
Муром 2001
-----------------------
Русская живопись XIX века
МИ ВГУ.220109 – 00.000
МИ ВГУ
ЭВМ-101
Руков.
Студент
Изм.
Н.контр.
Зав. каф.
№ докум.
Лист
Дата
Кропотов Ю.А.
Подп.
Лист
Подп.
МИ ВГУ.220109 – 00.000
Конс.
Дорофеев Н.В.
Куликова Н. А
2
У
Лит
№ докум.
Дата
Лист
24
Листов
Лист
Изм.
Страницы: 1, 2
|