Роль миланского периода в творчестве Леонардо
Московский государственный институт электроники и математики (технический
университет)
Кафедра культурологии
Тема: “Роль миланского периода в творчестве Леонардо да Винчи.”
Работу выполнил студент
Научный руководитель
г. Москва
2001-2002 учебный год
План
Введение
Предпосылки переезда в Милан
Милан – мастерская Леонардо
Миланская живопись
“Мадонна в скалах”
“Тайная вечеря”
Заключение
Введение
“Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются
величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и
сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота,
изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился подобный человек,
каждое его действие носит печать божественности, и, оставляя позади себя
всех прочих людей, он обнаруживает то, что в нем действительно есть, то
есть дар Божий, а не достижения искусства человеческого. Именно это и
видели люди в Леонардо да Винчи, в котором сверх телесной красоты, не
получившей сколько-нибудь достаточной похвалы, была еще более чем
безграничная прелесть в любом поступке; а дарование его было так велико,
что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он
легко и совершенно находил решения; силы в нем было много, и соединялась
она с легкостью; его помыслы и поведение были всегда царственны и
великодушны, а слава его имени разлилась так далеко, что не только у своего
времени было оно в чести, но еще более возросло в потомстве, после его
смерти”. Так напишет через тридцать лет после смерти великого гения эпохи
Возрождения Джорджо Вазари. Несомненно, то, что свое всеобщее признание
Леонардо получил благодаря почти двадцатилетнему пребыванию в Милане, где
он смог реализовать свои творческие амбиции, но этому предшествовало
детство и зрелость во Флоренции. Основной причины переезда в Милан скорее
всего нет – переезд в другой город был следствием многих причин в
совокупности.
Леонардо да Винчи родился в 1452г. в селении Анкиано, около города Винчи,
у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Леонардо был
внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был внуком и
правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его воспитании.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень
рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике,
что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей.
Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и
«божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего
волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу
Андреа Верроккио одного из самых знаменитых и богатых художников Италии
того времени. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятить
себя живописи. В 1466г. Леонардо поступил в качестве ученика во
флорентийскую мастерскую Верроккио.
Мастерская Верроккио была в 70-х годах XV века главным художественным
центром Флоренции. Здесь Леонардо стал упражняться не в одной только
области, а во всех тех, куда входит рисунок. Здесь процветало смелое
художественное экспериментирование, основанное на серьезных научных
познаниях в области математики, перспективы и анатомии, здесь воспитывалась
любовь к природе и к особо тщательной манере письма, сочетавшей острый
рисунок с пластически-четкой моделировкой, здесь реалистические формы
раннего XV века перерабатывались в направлении все большего изящества,
грации и чисто ювелирной тонкости.
Леонардо добросовестно воспринимал учение у Верроккьо, делал большие
успехи, и ему стали уже поручать самостоятельные работы. Он был трудолюбив,
и, когда искал чего-нибудь, что ему не давалось, он не ленился. Правда, его
отвлекали от искусства увлечения промышленной и военной техникой и
анатомией. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы
рисунка и других необходимых дисциплин. Ученические годы кончились, и в
1476 году Леонардо переехал от Верроккьо в собственную квартиру-студию.
Предпосылки переезда в Милан
Когда Леонардо расстался с Верроккьо и зажил самостоятельной жизнью,
Флоренция, во главе с Лоренцо Медечи, переживала самую блестящую пору своей
культуры. Во Флоренции всякий одаренный живописец мог существовать заказами
при условии, что он не будет капризничать и не будет лениться. Секрет
успеха почти всех флорентийских мастерских заключался в скорости исполнения
заказов: работать быстро и не мудрствуя лукаво. Это было именно то, на что
Леонардо был совершенно не способен. Быстро работать он просто не умел. Да
Винчи не был "стяжателем" и презирал тех художников, которые работали
исключительно из-за денег. "Живописец! – восклицает он, - если хочешь
избежать упреков со стороны людей понимающих, старайся изображать каждую
вещь в натуре и не пренебрегай изучением, как делают стяжатели”. Зато
"стяжатели" благоденствовали, а он бедствовал, и чем дальше, тем больше.
Флоренция в эти годы была столицей гуманизма. Слава о ней гремела на весь
мир. Это философское течение стало модным в кругах богатой буржуазии и
интеллигенции, к которой также принадлежал и сам Леонардо. Но он не стал и
не мог стать гуманистом. Его голова была для того слишком трезва. Он даже
не без резкости отмежевывал себя от гуманистов: “Я отлично знаю, что так
как я неученый человек, то некоторым заносчивым людям может казаться, что
они в праве порицать меня, говоря, что я лишен образования. Глупцы! Не
знают они, что я могу ответить им, как Марий отвечал римским патрициям: они
сделали себе украшение из чужих трудов, а за мною не хотят признать моих
собственных! ” Этими словами Леонардо очень точно выразил мысль, вполне
характеризующую его положение в обществе: он не гуманист, но он принадлежит
к интеллигенции.
Гуманизм не мог помочь Леонардо ничем, а мистика и метафизическая
эстетика флорентийской академии ему только вредили. Леонардо был трезвым
реалистом. Его стихией было творчество, а методом – научное исследование и
опытная проверка добытых результатов. Флорентийские гуманисты бежали от
действительности в волшебные чертоги неоплатонических фантазий, и человеку,
одаренному такой большой художественной восприимчивостью, какой обладал
Леонардо, эти прогулки в лучезарные царства воображаемого мира могли иной
раз показаться соблазнительными. Но он не мог не почувствовать, что эти
идеалистические идеи мешают его трезвым, вполне практическим работам, хотя
и они имели свое отражение в творчестве мастера. С начала и до конца
Леонардо оставался художником, погруженным в наблюдение материального мира.
Флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей
вдохновению. Единственное, что могло бы привлечь внимание Леонардо во
Флоренции – это кружок ученых, группировавшихся вокруг Тосканелли,
известного ученого-математика своей эпохи, но он старился и хворал, а
кружок распался. На инженерную и техническую работу надежды тоже было мало,
потому что эра процветания приходила к концу явно для всех. И уже к началу
80-х годов вслед за Лоренцо Медичи богатые семьи Флоренции начинают
переводить свои капиталы из промышленности и торговли в земледелие. В такой
обстановке изобретательство не процветает: никто бы не взял теперь у
Леонардо его новых приборов и машин.
Флоренция того времени не дала ему того, на что он мог рассчитывать. Как
мы знаем, сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись
Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. А замыслы
его в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми,
несбыточными. Похоже, что Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта,
действительно наслаждаясь его игрой на лире и совсем не замечая всей
гениальности и универсальности этого человека.
В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилось событие,
которое должно было, во всяком случае, его сильно задеть, если не унизить.
Папа Сикст IV, вне всякого сомнения, предварительно посоветовавшись с
Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди
приглашенных были Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино,
Пинтуриккио и Козимо Россели – но не Леонардо. Он не мог отделаться от
чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет
будущего. В связи с этим он обратил свои взоры на север Италии и начал
искать покровительства у могущественного Лодовико Сфорца, при дворе
которого была более здоровая, не столь манерно-изысканная, атмосфера. А
быть может, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство,
постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие
горизонты.
Милан – мастерская Леонардо
Период пребывания Леонардо в Милане (1482 - 1499) был самым продуктивным
в его творческие годы и принес ему известность во всей Италии, прежде всего
количеством и значимостью выполненных здесь произведений, завершенных или
незаконченных, либо доведенных только до стадии замысла и первоначальных
набросков. К этому времени его искусство приобрело совершенно
самостоятельное направление, что со всей определенностью проявилось именно
в Милане. Стиль его более независим от "флорентийских" или "ломбардских"
образцов, но обретает собственные, леонардовские приметы и находит здесь
своих соперников, последователей и подражателей.
Леонардо воспользовался обыкновением Лоренцо Великолепного направлять
флорентийских художников в различные итальянские государства и таким
образом приехал в главный город Ломбардии. Милан, возможно, был тогда одним
из самых важных в Италии мест по своему географическому положению, по
развитию производства и политической мощи; этим он во многом был обязан
плодородным землям и их густой заселенности. Милан представлял собой также
культурный центр, едва ли не равный Флоренции Медичи по своей утонченности
и творческому заряду.
Лодовико Моро, будучи фактически правителем Милана, старался привлечь к
своему двору лучших инженеров своего времени, так как особенно он
интересовался военной и инженерной техникой, тем более что в это время
началась война с Венецией. Перед переездом в Милан Леонардо написал
Лодовико письмо, в котором писал:
"Славный мой синьор, после того, как я достаточно видел и наблюдал опыты
тех, кто считается мастерами и создателями боевых приборов ... я попытаюсь,
не нанося ущерба никому, быть полезным Вашей Светлости, раскрываю перед
Вами мои секреты и выражаю готовность, как только вы того пожелаете, в
подходящий срок осуществить все то, что в коротких словах изложено ниже.
1. Я умею делать мосты, очень легкие, прочные, легко переносимые, с
которыми можно преследовать неприятеля...
2. Я знаю, как при осаде неприятельского города спускать воду изо рвов...
3. Также…я знаю, как разрушать любую крепость, если только она не
построена на скале.
4. Я умею также отливать пушки, очень легкие и легко переносимые, заряжать
их мелкими камнями, и они будут действовать подобно граду, а дым от них
будет вносить великий ужас в ряды неприятеля, причинять ему огромный урон и
расстройство.
5. Также, я знаю способы, как путем подкопов и извилистых бесшумно
проложенных подземных ходов, выходить к определенному пункту, хотя бы
пришлось проходить под рвами или под рекой.
6. Также, я могу сделать безопасные и непроницаемые колесницы…
7. Также, в случае необходимости, могу сделать бомбарды, мортиры и
огнеметные приборы, очень красивой формы и целесообразного устройства, не
похожие на обычные.
8. …я могу сделать бесконечное количество разнообразных наступательных и
оборонительных приспособлений.
9. В случае, если военные действия будут происходить на море, я могу
сделать много всяких вещей, чрезвычайно действительных как при атаке, так и
при защите...
10. В мирное время, думаю, смогу не хуже всякого другого быть в
постройке общественных и частных зданий и в переброске воды из одного места
в другое.
11. Также, я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и
гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой
угодно заказ.
И еще могу взять на себя работу над "Конем", которая принесет бессмертную
славу и вечную честь блаженной памяти вашего отца и светлейшему дому
Сфорца.
Если же что-либо из перечисленных выше вещей показалось кому-либо
невозможным или невыполнимым, я вполне готов сделать опыт в вашем городе
или в другом месте по указанию Вашей Светлости, почтительнейшим слугой
которого я пребываю".
Это письмо находится в бумагах Леонардо. Оно прежде всего дает нам более
отчетливое представление о занятиях Леонардо во Флоренции до его приезда в
Милан. Если человек мог сделать все то, о чем говорится в письме, с
обязательством доказать это на деле в любой момент, это значит прежде
всего, что круг чисто теоретических занятий по технике и опытов,
подкрепляющих теорию, был гораздо шире, чем обычно думают. Леонардо лишь
бегло упоминает о работах, которые он готов осуществить в "мирное время",
иначе количество пунктов было бы намного больше.
Это обстоятельство само по себе объясняет многое. Леонардо много работал
во Флоренции как художник, но еще больше - как ученый, техник и
изобретатель. Он работал теоретически и экспериментально так много, накопил
такое количество знаний и опыта, что мог в любое время приступить к
практической деятельности и в области техники, и искусства, но ни он, ни
его талант так и не были востребованы во Флоренции.
Таким образом, знания, с которыми Леонардо приехал в Милан, были огромны
и касались самых разнообразных отраслей. Но еще более огромно было
устремление расширить эти знания по всем возможным направлениям, углубить
их и привести в систему. У Леонардо все было более или менее разбросано.
Практической работе это не мешало, но у ученого уже тогда, по-видимому,
было желание привести накопленные знания в систему и придать им форму
"трактатов". Работа должна была складываться в двух направлениях:
привлечение все новых и новых предметов в круг занятий и попытки
систематизация уже накопившегося знания. Условия для этого складывались
очень благоприятно.
Страницы: 1, 2
|