Роль миланского периода в творчестве Леонардо
Московский государственный институт электроники и математики (технический 
                                университет) 
                                                       Кафедра культурологии 
  Тема: “Роль миланского периода в творчестве Леонардо да Винчи.” 
                                                     Работу выполнил студент 
                                                        Научный руководитель 
                                  г. Москва 
                            2001-2002 учебный год 
                                    План 
                                  Введение 
Предпосылки переезда в Милан 
Милан – мастерская Леонардо 
Миланская живопись 
“Мадонна в скалах” 
“Тайная вечеря” 
Заключение 
                                  Введение 
  “Небесным  произволением  на  человеческие  существа  воочию  проливаются 
величайшие   дары,   зачастую   естественным    порядком,    а    порой    и 
сверхъестественным;  тогда  в  одном  существе  дивно  соединяются  красота, 
изящество и дарование, так что к чему  бы  ни  обратился  подобный  человек, 
каждое его действие носит печать божественности,  и,  оставляя  позади  себя 
всех прочих людей, он обнаруживает то, что  в  нем  действительно  есть,  то 
есть дар Божий, а  не  достижения  искусства  человеческого.  Именно  это  и 
видели люди в Леонардо да  Винчи,  в  котором  сверх  телесной  красоты,  не 
получившей  сколько-нибудь  достаточной  похвалы,   была   еще   более   чем 
безграничная прелесть в любом поступке; а дарование  его  было  так  велико, 
что в любых трудных предметах,  к  которым  обращалась  его  пытливость,  он 
легко и совершенно находил решения; силы в нем  было  много,  и  соединялась 
она  с  легкостью;  его  помыслы  и  поведение  были  всегда  царственны   и 
великодушны, а слава его имени разлилась так далеко, что не только у  своего 
времени было оно в чести, но еще  более  возросло  в  потомстве,  после  его 
смерти”. Так напишет через тридцать лет после смерти  великого  гения  эпохи 
Возрождения Джорджо Вазари. Несомненно,  то,  что  свое  всеобщее  признание 
Леонардо получил благодаря почти двадцатилетнему пребыванию  в  Милане,  где 
он  смог  реализовать  свои  творческие  амбиции,  но  этому  предшествовало 
детство и зрелость во Флоренции. Основной причины переезда  в  Милан  скорее 
всего  нет  –  переезд  в  другой  город  был  следствием  многих  причин  в 
совокупности. 
  Леонардо да Винчи родился в 1452г. в селении Анкиано, около города Винчи, 
у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Леонардо  был 
внебрачным сыном  нотариуса  Пьеро  да  Винчи,  который  сам  был  внуком  и 
правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его воспитании. 
  Исключительная одаренность будущего  великого  мастера  проявилась  очень 
рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько  преуспел  в  арифметике, 
что своими вопросами  ставил  в  затруднительное  положение  преподавателей. 
Одновременно  Леонардо  занимался  музыкой,  прекрасно  играл  на   лире   и 
«божественно пел  импровизации».  Однако  рисование  и  лепка  больше  всего 
волновали его воображение. Отец отнес его рисунки  своему  давнишнему  другу 
Андреа Верроккио одного из самых  знаменитых  и  богатых  художников  Италии 
того времени. Тот изумился и сказал, что  юный  Леонардо  всецело  посвятить 
себя  живописи.  В  1466г.  Леонардо  поступил   в   качестве   ученика   во 
флорентийскую мастерскую Верроккио. 
      Мастерская Верроккио была в 70-х годах XV века главным  художественным 
центром Флоренции.  Здесь  Леонардо  стал  упражняться  не  в  одной  только 
области, а во  всех  тех,  куда  входит  рисунок.  Здесь  процветало  смелое 
художественное  экспериментирование,   основанное   на   серьезных   научных 
познаниях в области математики, перспективы и анатомии, здесь  воспитывалась 
любовь к природе и к  особо  тщательной  манере  письма,  сочетавшей  острый 
рисунок  с  пластически-четкой  моделировкой,  здесь  реалистические   формы 
раннего XV века  перерабатывались  в  направлении  все  большего  изящества, 
грации и чисто ювелирной тонкости. 
       Леонардо добросовестно воспринимал учение у Верроккьо, делал  большие 
успехи, и ему стали уже поручать самостоятельные работы. Он был  трудолюбив, 
и, когда искал чего-нибудь, что ему не давалось, он не ленился. Правда,  его 
отвлекали  от  искусства  увлечения  промышленной  и  военной   техникой   и 
анатомией. В 1472 Леонардо  вступил  в  гильдию  художников,  изучив  основы 
рисунка и других необходимых дисциплин.  Ученические  годы  кончились,  и  в 
1476 году Леонардо переехал от Верроккьо в собственную квартиру-студию. 
                        Предпосылки переезда в Милан 
  Когда Леонардо расстался с  Верроккьо  и  зажил  самостоятельной  жизнью, 
Флоренция, во главе с Лоренцо Медечи, переживала самую блестящую пору  своей 
культуры. Во Флоренции всякий одаренный живописец мог существовать  заказами 
при условии, что он не  будет  капризничать  и  не  будет  лениться.  Секрет 
успеха почти всех флорентийских мастерских заключался в скорости  исполнения 
заказов: работать быстро и не мудрствуя лукаво. Это было именно то,  на  что 
Леонардо был совершенно не способен. Быстро работать он просто не  умел.  Да 
Винчи не был  "стяжателем"  и  презирал  тех  художников,  которые  работали 
исключительно из-за денег.  "Живописец!  –  восклицает  он,  -  если  хочешь 
избежать упреков со стороны людей  понимающих,  старайся  изображать  каждую 
вещь в натуре и  не  пренебрегай  изучением,  как  делают  стяжатели”.  Зато 
"стяжатели" благоденствовали, а он бедствовал, и чем дальше, тем больше. 
  Флоренция в эти годы была столицей гуманизма. Слава о ней гремела на весь 
мир. Это философское течение стало  модным  в  кругах  богатой  буржуазии  и 
интеллигенции, к которой также принадлежал и сам Леонардо. Но он не  стал  и 
не мог стать гуманистом. Его голова была для того слишком  трезва.  Он  даже 
не без резкости отмежевывал себя от гуманистов: “Я  отлично  знаю,  что  так 
как я неученый человек, то некоторым заносчивым людям  может  казаться,  что 
они в праве порицать меня, говоря,  что  я  лишен  образования.  Глупцы!  Не 
знают они, что я могу ответить им, как Марий отвечал римским патрициям:  они 
сделали себе украшение из чужих трудов, а за мною  не  хотят  признать  моих 
собственных! ” Этими словами Леонардо  очень  точно  выразил  мысль,  вполне 
характеризующую его положение в обществе: он не гуманист, но он  принадлежит 
к интеллигенции. 
  Гуманизм не  мог  помочь  Леонардо  ничем,  а  мистика  и  метафизическая 
эстетика флорентийской академии ему только  вредили.  Леонардо  был  трезвым 
реалистом. Его стихией было творчество, а методом – научное  исследование  и 
опытная проверка добытых  результатов.  Флорентийские  гуманисты  бежали  от 
действительности в волшебные чертоги неоплатонических фантазий, и  человеку, 
одаренному такой  большой  художественной  восприимчивостью,  какой  обладал 
Леонардо, эти прогулки в лучезарные царства воображаемого  мира  могли  иной 
раз показаться соблазнительными. Но он не  мог  не  почувствовать,  что  эти 
идеалистические идеи мешают его трезвым, вполне практическим  работам,  хотя 
и они имели свое отражение  в  творчестве  мастера.  С  начала  и  до  конца 
Леонардо оставался художником, погруженным в наблюдение материального  мира. 
Флорентийская   среда   казалась   художнику   тесной,   не   способствующей 
вдохновению. Единственное,  что  могло  бы  привлечь  внимание  Леонардо  во 
Флоренции  –  это  кружок  ученых,   группировавшихся   вокруг   Тосканелли, 
известного ученого-математика своей  эпохи,  но  он  старился  и  хворал,  а 
кружок распался. На инженерную и техническую работу надежды тоже было  мало, 
потому что эра процветания приходила к концу явно для всех. И уже  к  началу 
80-х  годов  вслед  за  Лоренцо  Медичи  богатые  семьи  Флоренции  начинают 
переводить свои капиталы из промышленности и торговли в земледелие. В  такой 
обстановке изобретательство  не  процветает:  никто  бы  не  взял  теперь  у 
Леонардо его новых приборов и машин. 
  Флоренция того времени не дала ему того, на что он мог рассчитывать.  Как 
мы знаем, сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили  живопись 
Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их  своей  новизной.  А  замыслы 
его  в  градостроительстве  и  инженерном  деле  казались  слишком  смелыми, 
несбыточными. Похоже, что Лоренцо более всего ценил  в  Леонардо  музыканта, 
действительно наслаждаясь его  игрой  на  лире  и  совсем  не  замечая  всей 
гениальности и универсальности этого человека. 
  В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилось  событие, 
которое должно было, во всяком случае, его сильно задеть, если  не  унизить. 
Папа Сикст  IV,  вне  всякого  сомнения,  предварительно  посоветовавшись  с 
Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане.  Среди 
приглашенных   были   Боттичелли,   Гирландайо,    Синьорелли,    Перуджино, 
Пинтуриккио и Козимо Россели – но не  Леонардо.  Он  не  мог  отделаться  от 
чувства, что во Флоренции,  находящейся  под  властью  Медичи,  у  него  нет 
будущего. В связи с этим он обратил свои  взоры  на  север  Италии  и  начал 
искать  покровительства  у  могущественного  Лодовико  Сфорца,   при   дворе 
которого была более здоровая,  не  столь  манерно-изысканная,  атмосфера.  А 
быть  может,  сыграло  свою  роль   свойственное   Леонардо    беспокойство, 
постоянно  побуждавшее  его  искать  все  новый  опыт  и  менять  творческие 
горизонты. 
                         Милан – мастерская Леонардо 
   Период пребывания Леонардо в Милане (1482 - 1499) был самым  продуктивным 
в его творческие годы и принес ему известность во всей Италии, прежде  всего 
количеством и значимостью выполненных здесь  произведений,  завершенных  или 
незаконченных, либо доведенных только до  стадии  замысла  и  первоначальных 
набросков.   К   этому   времени   его   искусство   приобрело    совершенно 
самостоятельное направление, что со всей определенностью  проявилось  именно 
в Милане. Стиль его более независим  от  "флорентийских"  или  "ломбардских" 
образцов, но обретает собственные, леонардовские  приметы  и  находит  здесь 
своих соперников, последователей и подражателей. 
   Леонардо воспользовался  обыкновением  Лоренцо  Великолепного  направлять 
флорентийских  художников  в  различные  итальянские  государства  и   таким 
образом приехал в главный город Ломбардии. Милан, возможно, был тогда  одним 
из самых важных в  Италии  мест  по  своему  географическому  положению,  по 
развитию производства и политической мощи; этим  он  во  многом  был  обязан 
плодородным землям и их густой заселенности. Милан представлял  собой  также 
культурный центр, едва ли не равный Флоренции Медичи по  своей  утонченности 
и творческому заряду. 
   Лодовико Моро, будучи фактически правителем Милана, старался  привлечь  к 
своему  двору  лучших  инженеров  своего  времени,  так  как   особенно   он 
интересовался военной и инженерной техникой,  тем  более  что  в  это  время 
началась  война  с  Венецией.  Перед  переездом  в  Милан  Леонардо  написал 
Лодовико письмо, в котором писал: 
   "Славный мой синьор, после того, как я достаточно видел и наблюдал  опыты 
тех, кто считается мастерами и создателями боевых приборов ... я  попытаюсь, 
не нанося ущерба никому, быть  полезным  Вашей  Светлости,  раскрываю  перед 
Вами мои секреты и выражаю готовность,  как  только  вы  того  пожелаете,  в 
подходящий срок осуществить все то, что в коротких словах изложено ниже. 
1. Я  умею  делать  мосты,  очень  легкие,  прочные,  легко  переносимые,  с 
которыми можно преследовать неприятеля... 
2. Я знаю, как при осаде неприятельского города спускать воду изо рвов... 
      3. Также…я знаю, как разрушать любую  крепость,  если  только  она  не 
построена на скале. 
4. Я умею также отливать пушки, очень легкие и легко  переносимые,  заряжать 
их мелкими камнями, и они будут действовать подобно  граду,  а  дым  от  них 
будет вносить великий ужас в ряды неприятеля, причинять ему огромный урон  и 
расстройство. 
      5. Также, я знаю способы, как путем  подкопов  и  извилистых  бесшумно 
проложенных подземных  ходов,  выходить  к  определенному  пункту,  хотя  бы 
пришлось проходить под рвами или под рекой. 
6. Также, я могу сделать безопасные и непроницаемые колесницы… 
7.  Также,  в  случае  необходимости,  могу  сделать  бомбарды,  мортиры   и 
огнеметные приборы, очень красивой формы и  целесообразного  устройства,  не 
похожие на обычные. 
   8. …я могу сделать бесконечное количество разнообразных наступательных  и 
оборонительных приспособлений. 
9. В случае, если  военные  действия  будут  происходить  на  море,  я  могу 
сделать много всяких вещей, чрезвычайно действительных как при атаке, так  и 
при защите... 
     10. В мирное время,  думаю,  смогу  не  хуже  всякого  другого  быть  в 
постройке общественных и частных зданий и в переброске воды из одного  места 
в другое. 
     11. Также, я могу выполнять скульптурные работы из  мрамора,  бронзы  и 
гипса, а также как живописец могу не хуже всякого  другого  выполнить  какой 
угодно заказ. 
И еще могу взять на себя работу над "Конем",  которая  принесет  бессмертную 
славу и вечную  честь  блаженной  памяти  вашего  отца  и  светлейшему  дому 
Сфорца. 
Если  же  что-либо  из  перечисленных  выше   вещей   показалось   кому-либо 
невозможным или невыполнимым, я вполне готов сделать  опыт  в  вашем  городе 
или в другом месте  по  указанию  Вашей  Светлости,  почтительнейшим  слугой 
которого я пребываю". 
   Это письмо находится в бумагах Леонардо. Оно прежде всего дает нам  более 
отчетливое представление о занятиях Леонардо во Флоренции до его  приезда  в 
Милан. Если человек мог  сделать  все  то,  о  чем  говорится  в  письме,  с 
обязательством доказать это на  деле  в  любой  момент,  это  значит  прежде 
всего,  что  круг  чисто  теоретических  занятий  по   технике   и   опытов, 
подкрепляющих теорию, был гораздо шире, чем  обычно  думают.  Леонардо  лишь 
бегло упоминает о работах, которые он готов осуществить  в  "мирное  время", 
иначе количество пунктов было бы намного больше. 
   Это обстоятельство само по себе объясняет многое. Леонардо много  работал 
во  Флоренции  как  художник,  но  еще  больше  -  как  ученый,   техник   и 
изобретатель. Он работал теоретически и экспериментально так много,  накопил 
такое количество знаний  и  опыта,  что  мог  в  любое  время  приступить  к 
практической деятельности и в области техники, и искусства,  но  ни  он,  ни 
его талант так и не были востребованы во Флоренции. 
   Таким образом, знания, с которыми Леонардо приехал в Милан, были  огромны 
и  касались  самых  разнообразных  отраслей.  Но  еще  более  огромно   было 
устремление расширить эти знания по всем  возможным  направлениям,  углубить 
их и привести в систему. У Леонардо все было  более  или  менее  разбросано. 
Практической работе это не мешало, но  у  ученого  уже  тогда,  по-видимому, 
было желание привести накопленные  знания  в  систему  и  придать  им  форму 
"трактатов".  Работа  должна  была   складываться   в   двух   направлениях: 
привлечение  все  новых  и  новых  предметов  в  круг  занятий   и   попытки 
систематизация уже накопившегося  знания.  Условия  для  этого  складывались 
очень благоприятно. 
Страницы: 1, 2 
   
 |