Рафаэль
Р А Ф А Э Л Ь 
      Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного  подъема,  когда 
в  Италии  работало   множество   замечательных   живописцев,   скульпторов, 
архитекторов. 
      Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений  евпропейской 
культуры, которые не только  овеяны  мировой  славой,  но  и  обрели  особое 
значение - высших ориентиров в духовной жизни  человечества.  На  протяжении 
пяти веков его искусство воспринимается как один из  образцов  эстетического 
совершенства. 
       Гений   Рафаэля   раскрылся   в   живописи,   графике,   архитектуре. 
Произведения  Рафаэля   являют   собой   самое   полное,   яркое   выражение 
классической линии, классического начала в искусстве  Высокого  Возрождения. 
Рафаэлем   был   создан   “универсальный   образ”   прекрасного    человека, 
совершенного физически и духовно, воплощено  представление  о  гармонической 
красоте бытия. 
      Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года  в  городе 
Урбино. Первые уроки живописи он  получил  у  отца,  Джованни  Санти.  Когда 
Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль  он 
потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение  последующих  5-6 
лет он обучался живописи у Эванджелиста  ди  Пьяндимелето  и  Тимотео  Вити, 
второстепенных провинциальных мастеров. 
       Духовная  среда,  с  детства  окружавшая  Рафаэля,  была  чрезвычайно 
благотворной. Отец  Рафаэля  был  придворным  художником  и  поэтом  герцога 
Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но  человек 
образованный, он привил сыну любовь к искусству. 
      Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 -  1502 
годов, когда ему было 17-19 лет.  Это  миниатюрные  по  размерам  композиции 
“Три грации”, “Сон рыцаря”. Эти простодушные,  еще  ученически  робкие  вещи 
отмечены тонкой поэтичностью и  искренностью  чувства.  С  первых  же  шагов 
творчества дарования Рафаэля раскрывается во  всем  своеобразии,  намечается 
его собственная художественная тема. 
      К лучшим работам раннего периода  принадлежит  “Мадонна  Конестабиле”. 
Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно  она 
станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну  с 
младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность  и  популярность.  На  смену 
хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского  периода  пришли  образы 
более земные, полнокровные, их  внутренний мир стал более  сложным,  богатым 
по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип  изображения  мадонны  с 
младенцем - монументальный, строгий и  лиричный  одновременно,  придал  этой 
теме невиданную значительность. 
      Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил  в 
росписях   станц  (комнат)  Ватикана  (1509-1517),  достигнув   безупречного 
чувства меры, ритма,  пропорций,  благозвучия  колорита,  единства  фигур  и 
величества архитектурных фонов. Много изображения  богоматери  (“Сикстинская 
мадонна”, 1515-19),  художественные  ансамбли  в  росписях  виллы  Фарнезина 
(1514-18) и лоджиях  Ватикана  (1519,  с  учениками).  В  портретах  создает 
идеальный  образ  человека  Возрождения   (“Бальдассаре   Кастильоне”,1515). 
Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи  церкви  Санта-Мария  дель 
Пополо (1512-20) в Риме. 
      Живопись  Рафаэля,  ее  стиль,  ее  эстетические  принципы  отрадажали 
мировозрение эпохи. К третьему десятелетию 16  века  культурная  и  духовная 
ситуация  в  Италии  изменилась.  Историческая  действительность   разрушала 
иллюзии ранессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу. 
      Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет  6  апреля  1520 
года. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был  погребен 
в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею  для 
потомков. 
   
 |