Меню
Поиск



рефераты скачатьБорис Годунов

действительности, как развиваются события, и какие силы действуют при этом.

Поэт взял нужный ему материал в только что вышедших десятом и одиннадцатом

томах "Истории государства Российского" Карамзина. Там описывались события

"смутного времени" – широкое народное восстание против реформ царя Бориса

Годунова, который утвердил крепостное право в России (как считал Карамзин,

а вслед за ним и Пушкин). Восстание, приведшее к свержению с престола царя

Феодора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер не задолго до этого). Время

царствования Бориса Годунова, введение крепостного права, и народное

возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом

для политической трагедии на современную тему.

Вывод, который делал поэт на основании изучения народных движений

прошлого, был современно определенный, - главную решающую роль в них играет

сам народ – его настроение, его активность, его способность к борьбе за

свои права.

Свержение династии Годуновых решено было не интригами бояр, и ненавидевших

Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или

иных полководцев, а "мнением народным", настроением народа, стихийно

поднявшегося на своего угнетателя – царя Бориса. Эту главную идею трагедии

и стремился донести до читателя Пушкин. Свою задачу поэт видел в том, чтобы

точно и верно воспроизвести подлинную ческую действительность.

В «Борисе Годунове» Пушкин показал длительный процесс развития

общества, настроения народа – от политической пассивности в начале:

Собором положили

В последний раз отведать силу просьбы

Над скорбною правителя душой.

Заутра вновь святейший патриарх,

В Кремле отпев торжественно молебен,

Предшествуем хоругвями святыми,

С иконами Владимирской, Донской,

Воздвижется; а с ним синклит, бояре,

Да сонм дворян, да выборные люди

И весь народ московский православный,

Мы все пойдем молить царицу вновь,

Да сжалится над сирою Москвою

И на венец благословит Бориса.

Идите же вы с богом по домам,

Молитеся – да взыдет к небесам

Усердная молитва православных…

до народного бунта на Красной площади в конце трагедии:

Вязать! топить!

Да здравствует Димитрий!

Да гибнен род Бориса Годунова!

Не судьба отдельных двух-трех героев развивается в трагедии Пушкина,

а судьба, взаимоотношения, борьба больших общественных и национальных групп

– бояре, дворяне, духовенство, простой народ, польские аристократы и так

далее.

Начало пьесы изображает Москву тысяча пятьсот девяносто восьмого года.

Только что умер царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозного), не оставив

наследника. Царь Феодор Иоаннович (годы царствования с 1584 г. по 1598 г.)

был болезненным человеком, фактически власть принадлежала его шурину –

боярину Борису Годунову.

Еще в царствование Иоанна IV (Грозного) резко обострилась борьба между

царем и князьями. Когда-то независимые, а ныне ставшие слугами

«подручниками» великого князя Московского, они пытались частично вернуть

свою самостоятельность, утраченную еще во время царствования деда Грозного

– царя Иоанна III, который объединил русские земли вокруг Москвы, при

котором Русь окончательно освободилась от татарского ига.

Ожесточенностью этой борьбы объясняются казни и опалы в царствовании

Иоанна IV.

Среди государственных мероприятий Иоанна IV в борьбе с феодалами

наибольшую их ненависть вызывала так называемая «опричнина», то есть

выделение большей и самой лучшей земли государства в особое личное

владение. Остальная территория страны называлась «земщиной». Ее облагали

тяжкими налогами на содержание опричнины. По указу царя сформировалось

опричное войско из верных ему людей. Опричники собирали налоги, им

поручалась так же борьба и расправа с врагами царя. На опричников Иоанн IV

опирался, они были его сотрапезниками в пирах; с ними он молился. В

последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и

энергичный Борис Годунов, а после его смерти его наследник царь Феодор

тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, и государством

управлял единолично Борис Годунов, получивший титул «правителя».

В своей государственной политике Годунов, сокрушивший попытки родовых

князей снова поднять голову и заточивший в тюрьму их крупнейшего

представителя полководца князя И.П. Шуйского, продолжал дело Иоанна IV,

укрепляя могущество самодержавного русского государства, поддерживая

всячески мелкое дворянство, мелких помещиков, заводя торговые и культурные

связи с западноевропейскими странами. Именно в царствование Федора было

окончательно юридически закреплено крепостное право, крестьянам было под

страхом жестоких наказаний запрещено переходить от одного помещика к

другому, они оказались раз и навсегда «прикрепленными к земле» и

становились с этой землей собственностью помещика. Процесс постепенного

закрепощения крестьян начался давно, но до этого времени у крестьян еще

оставалось право однажды в год, осенью, в течение нескольких дней около

дня памяти святого Георгия (Юрьев день), переходить от одного помещика к

другому. Теперь же это право, этот Юрьев день, был уничтожен. Это было

сделано в пользу средних, небогатых дворян, которых более сильные, богатые

бояре уже не могли сманивать крестьян. Народ же при этом оказался в

окончательном рабстве:

Вот - Юрьев день задумал уничтожить.

Не властны мы в поместиях своих.

Не смей согнать ленивца! Рад не рад,

Корми его; не смей переманить

Работника! – Не то, в Приказ холопий.

Со смертью Феодора надо было выбирать нового царя, так как законного

наследника не было. Бояре предложили престол Борису Годунову; он долго

отказывался, очевидно желая, чтоб его избрание было как можно более

торжественным и всенародным, зная об интригах против него ряда знатных бояр

и князей:

Неумолим! Он от себя прогнал

Святителей, бояр и патриарха.

Они пред ним напрасно пали ниц;

Его страшит сияние престола.

………………………………….

Что слышно?..

Все еще

Упрямится; однако есть надежда.

……………………………………

Венец за ним! он царь! он согласился!

Борис – наш царь! да здравствует Борис!

Царствование Бориса Годунова (1598-1603 гг.) было продолжением его

правления в предыдущее царствование. Для закрепления своей власти он

стремился к завоеванию популярности среди народа, оказывая ему всяческие

«милости»:

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы - …

Я выстроил им новые жилища…

Борис продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою

дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для

обучения, приглашал на службу иностранных специалистов по военному делу.

Но Годунова преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай

и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, который уничтожил

часть города и лишил крова множество людей. Датский принц, жених Ксении

Годуновой, неожиданно умер. Народ, замученный крепостным правом, виновником

которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство, которое

раздувалось тайными агентами бояр и князей:

Конечно, царь; сильна твоя держава,

Ты милостью, раденьем и щедротой

Усыновил сердца своих рабов.

Но знаешь сам: бессмысленная чернь

Изменчива, мятежна, суеверна,

Легко пустой надежде предана,

Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она.

Польско-Литовское государство, постоянно враждовавшее с Москвой,

интриговало против правительства Бориса Годунова и заводило тайные сношения

с оппозиционным боярством:

…Ты кто?

Казак. К тебе я с Дона послан

От вольных войск, от храбрых атаманов,

От казаков верховых и низовых,

Узреть твои царевы ясны очи

И кланяться тебе их головами.

……………………………………………

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать,

Пускай они оставят Годунова.

Своих князей у них довольно, пусть

Себе в цари любого изберут.

В последние годы своего царствования Борис Годунов резко усилил

репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств

(Романовых, Сицких, Шестуновых и других), окружил бояр шпионами, ввел

особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым

обедом:

Царю небес, везде и присно сущий,

Своих рабов молению внемли;

Помолимся о нашем государе,

Об избранном тобой, благочестивом.

Всех христиан царе самодержавном.

Храни его в палатах, в поле ратном,

И на путях, и на одре ночлега.

Подай ему победу на враги,

Да славится он от моря до моря.

Да здравием цветет его семья,

Да осенят его драгие ветви

Весь мир земной – а к нам, своим рабам,

Да будет он, как прежде, благодатен,

И милостив и долготерпелив.

Недовольство бояр, князей, простого народа не утихало. Оно

разгорелось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за

чудом спасшегося от годуновских убийц – царевича Димитрия. Так как у сына

Иоанна VI – Феодора, не было детей, вступить после него на престол должен

был его младший брат Димитрий, который находился в юном возрасте. Борис

Годунов боясь соперничества, добился удаления царевича с матерью из Москвы

в Углич. Вскоре маленький Димитрий внезапно умер. В результате

расследования, которым руководил тайный враг Бориса князь Василий Шуйский,

народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке «падучей», хотя

все показывало на злоумышленное убийство людьми Годунова:

Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Весь город был свидетель злодеянья;

Все граждане согласно показали;

И, возвратясь, я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

………………………………………..

Он, признаюсь, тогда меня смутил

Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

Он мне в глаза смотрел, как будто правый:

Расспрашивал, в подробности входил –

И перед ним я повторил нелепость,

Которую мне сам он нашептал.

И теперь кто был на самом деле человек, откуда он взялся, кем был

выдвинут – до сих пор не выяснено. Правительство Годунова объявило, что это

бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев:

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых,

впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими

соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный

Гришка, к границе литовской…»

В Польше Самозванец получил поддержку короля, дворянства и

духовенства. Самозванец стал собирать войско для войны с Борисом Годуновым:

Да слышно, он умен, приветлив, ловок,

По нраву всем. Московских беглецов

Обворожил. Латинские попы

С ним заодно. Король его ласкает

И, говорят, помогу обещал.

За «отнятый» у него престол.

Кроме польского войска, к Самозванцу стали стекаться из России все

недовольные режимом Годунова – и отдельные лица, и целые группы, вроде

запорожских казаков, которым он пообещал свободу:

Я знал донцов. Не сомневался видеть

В своих рядах казачьи бунчуки.

Благодарим Донское наше войско.

Мы ведаем, что ныне казаки

Неправедно притеснены, гонимы;

Но если бог поможет нам вступить

На трон отцов, то мы по старине

Пожалуем наш верный вольный Дон.

Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против

Самозванца, и народ поддерживал его – главным образом потому, что

рассчитывал на отмену крепостного права, восстановление Юрьево дня:

Московские граждане!

Мир ведает, сколь много вы терпели

Под властию жестокого пришельца:

Опалу, казнь, бесчестие, налоги,

И труд, и глад – все испытали вы.

Димитрий же вас жаловать намерен,

Бояр, дворян, людей приказных, ратных,

Гостей, купцов – и весь честной народ…

Московские бояре, тайно сочувствовавшие Самозванцу, перешли на его

сторону – так ненавистно им было правление Бориса Годунова:

Басманов сам с раскаяньем усердным

Свои полки привел ему к присяге.

Димитрий к вам идет с любовью, с миром…

Скоропостижная смерть царя Бориса во время этих событий ускорила

развязку:

Все кончено – глаза мои темнеют,

Я чувствую могильный хлад…

Я царь еще: внемлите вы, бояре:

Се тот, кому приказываю царство;

Целуйте крест Феодору…

Друзья мои… при гробе вас молю

Ему служить усердием и правдой!

Он так еще и млад и непорочен…

Вступивший на престол юноша Феодор, сын Годунова, не имел никакой

поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со всем войском на

сторону приближавшегося к Москве Самозванца, народ, который почувствовал в

нем спасителя своего, так же поднялся против Феодора:

Народ, народ! в кремль! в царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!

Вязать! топить! да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!

Бояре Голицын, Мосальский и другие в угоду Дмитрия убили и Феодора,

и мать его, вдову Бориса Годунова:

Народ! Мария Годунова и сын Феодор

Отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Все начинается сначала. Борьба за трон и новые жертвы…

Нетрудно сказать, кто главный герой трагедии «Борис Годунов». Ее

главный герой – народ, который в конечном итоге и решает судьбу всех

действующих лиц. Эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила

Пушкин в разговоре с Басмановым:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,

Что казаки лишь только села грабят,

Что поляки лишь хвастают да пьют,

А русские… да что и говорить…

Перед тобой не стану я лукавить;

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением; да! Мнением народным…

Сначала в трагедии представлены события, в которых показано

недовольство Борисом бояр, равнодушие пока еще пассивного народа. Затем

раскрывается глубокий упадок духа царя, его разочарование, вызванное

сознанием полного отчуждения и враждебности к нему народа, а также

развертывание проблемы Годунова и Самозванца.

Так как решающую роль в этой борьбе играет «мнение народное», то этой

внутренней подпольной стороне отведено столько же места, сколько прямым и

непосредственным столкновениям.

Впервые царь Борис слышит гласное обвинение его в убийстве царевича

Димитрия, что вызывает его смятение и «общее смущение» бояр.

Народ – еще пассивный, но уже явно враждебный Борису, «царю Ироду»

бросает страшное обвинение:

Николку маленькие дети обижают…

Вели их зарезать, как зарезал ты

Маленького царевича.

……………………………………….

Нет, нет! нельзя молиться за

Царя Ирода – благородица не велит.

Борисовы воины уже невольно сочувствуют Самозванцу, причем не

задумываясь о его царском происхождении:

А говорят о милости твоей,

Что ты, дескать (будь не во гнев), и вор,

А молодец.

В конце трагедии перед нами картина делового, бодрого настроения;

простых, товарищеских отношений Самозванца с окружающими:

А дело было наше;

Я было смял передовую рать –

Да немцы нас порядком потрепали;

А молодцы! Ей-богу, молодцы,

Люблю за то – из них уж непременно

Составлю я почетную дружину.

И мрачную картину мы видим последнего дня Бориса, жестокого вывода

его отношения с народом:

Лишь строгостью мы может неусыпной

Сдержать народ…

Нет, милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо;

Грабь и казни – тебе не будет хуже.

В последних сценах трагедии, проявляется во всей своей мощи главное

действующее лицо – народ. Мы слышим суждение о решающей роли народа в

происходящей борьбе – знаменитые слова о «мнении народном», которое

оказывается сильнее военной силы и «польской помоги». В самом конце драмы

народ действует как активная, решающая сила - в виде бушующей мятежной

толпы:

Что толковать? Боярин правду молвил

Да здравствует Димитрий, наш отец!..

Народ, народ! В Кремль! в царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!

И как моральная сила, грозной в своем единодушном осудительном

молчании толпы, когда понял народ, что и новый царь Димитрий (Самозванец),

начинает свое царствование с кровавого злодеяния – убийства безоружного

юноши и его матери:

Что же вы молчите? Кричите:

Да здравствует царь Димитрий

Иоаннович!

(Народ безмолвствует)

Проза, стихи, поэмы, сказки, драмы А.С. Пушкина значительны и сами

по себе, и по своему историческому значению. Своими произведениями,

написанными в различных формах и манерах, поэт создал для русской

литературы своеобразный, сюжетный, жанровый и идейный арсенал. Пушкин

вобрал в свое творчество все предшествующие эпохи литературы и определил

дальнейшие пути развития русского искусства. Мир фольклора, античность,

антологические стихи, средневековье, Возрождение, век Просвещения – все

прошлые лики культуры были родными поэту и освоены им.

Лермонтов и Гоголь выросли в восхищении им и отталкивании от него,

Тургенев и Гончаров зачарованно стремились к его гармонии и стройности,

Достоевский молился на него и проклиная далекость жизни от пушкинской

высоты, Л. Толстой, читая пушкинскую прозу, начинал писать свои романы,

продолжая мотив пушкинской влюбленности в жизнь. Пушкин всегда остается

солнцем нашей жизни, мерилом красоты.

Пока живо искусство, пока в душе человеческой есть жажда

безграничности и высоты Пушкин необходим. Он знал о своем всеобщем

признании:

Слух обо мне пройдет по всей

Руси великой…

И знал, «какой ценой купил он право» на бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий вес восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской.

Многослойность содержания его произведений делает их доступными любому

читателю.

В судьбе поэзии А.С. Пушкина современных читателей поражает

неиссякаемость света, веры в добрые начала человека.

Мы с благодарностью вспоминаем национального поэта в год

двухсотоднолетия со дня рождения, его произведения по-прежнему свежи,

молоды и прекрасны. Вдохновенный талант А.С. Пушкина призывает нас любить

нашу Родину, нашу Россию.

Использованная литература:

1. А.С. Пушкин «Драмы. Проза», издательство Москва «Современная

Россия», 1984 год.

2. А.С. Пушкин «Проза», издательство Москва «Правда», 1983 год.

3. А.С. Пушкин «Южные поэты», издательство Москва «Детская

литература» 1982 год.

4. Русская лирика 19 века, издательство Москва «Художественная

литература» 1986 год.

5. В.Г. Маранцман. Литература. Учебное пособие для девятого

класса средней школы. Издательство Москва «Просвещение»

1998 год.

6. Б.А. Рыбаков. История Отечества. Учебник для восьмого класса.

Издательство Москва «Антиква», 1998 год.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.