4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: 
      а) целостностные системы философии; 
б) поиск единства в противоречиях жизни; 
в) в архитектуре: 
овал в линии здания; 
архитектурные ансамбли; 
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; 
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание 
    “бесконечности” пространства; 
е) в музыке - создание  циклических  форм  (соната,  концерт),  многочастных 
произведений (опера). 
В эпоху барокко произведения  искусства  “активно  стремятся  соединиться  с 
другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и  как 
архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”). 
7.  Сложность  и  избыточность,  излишество  (в  частности,   композиционных 
решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св.  Сусанны.  Характерно: 
нагруженность формы,  орнаментальная  декорировка  пространства,  нарастание 
массы к центральной части, заполнение ниш статуями. 
                            II. Искусство Италии 
1. Архитектура 
      Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для  Италии  -  это 
время медленного заката  многовекового  блистательного  искусство.  Наиболее 
ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 
       1.  Усиление  черт  изобразительности;  в  частности,  в  композициях 
фасадов: 
      а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве  одной 
из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть  не  что  иное, 
как обман” - Милиция); 
      б) фасад - как изображение несуществующего, воображаемого здания: 
       колонны  выступают  вперед,  углубляются,  превращаются   в   плоские 
пилястры; 
      окна  -  то  как  пролеты,  то  как  изобразительный  элемент  (дворец 
Цуккары, окна - раскрытая пасть чудовища). 
      2. Стилизация одних форм под другие (церковь Сант-Иво Баррамини.  План 
здания выполнен в форме пчелы). 
      3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений). 
Представители: 
      Барромини Франческо. Для его работ типично: 
      1. Дробность массы здания; 
      2. Дематериализация каменных масс; 
      3. Динамизм решений; 
       4.  Богатая  внутренняя  отделка:  золото,  полудрагоценные  камни... 
Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме. 
      Бернини Лоренцо. Для его работ типично: 
1. Изящество в сочетании с математическим расчетом; 
2. Мастерская работа с фактурой камня; 
3. Использование оптических эффектов. 
Например: лестница в папском дворце в  Ватикане,  церковь  Сант-Андреа  дель 
Квиринале (овал в плане здания). 
Будучи великим архитектором, он был  прекрасным  графиком,  рисовальщиком  и 
скульптором. Наиболее известные работы: 
      “Давид” - динамизм (тело повернуто вокруг  своей  оси),  напряженность 
мускулов, экспрессия лица. 
      “Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла  Витториа:  “...  стена 
алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой.  Из- 
за нее выступают вперед величественные  скульптурные  композиции.  Массивные 
колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры  за  ними.  Из-за 
колонн  выступает  вперед  повисший  на  окаменевших  облаках  трон,  вокруг 
которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков,  пышным 
снопом озаряют это видение”. (Липатов.) 
2. Скульптура 
      Вообще, в скульптуре существовала  следующая  тенденция:  человеческая 
фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса  и  оркестра.  Фигуры 
выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой,  за  которую 
можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись - скульптуру.  Крупным 
скульптором был Антонио Канова, первые работы которого  являются  отражением 
стиля  барокко.  Характерен   выбор   сюжетов,   связанных   с   библейской, 
мифологической тематикой героического или драматического плана.  Его  работы 
отличаются   монументальностью,   необычностью,    вычурностью,    динамикой 
ракурсов,  общедраматическим  звучанием  (“Орфей”,  “Геркулес   и   Лихас”). 
Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его  работы  принадлежат 
к классицизму. 
3. Живопись 
      Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: 
      Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно: 
1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 
2) эффектное, театральное, помпезное изображение; 
3) обязательное присутствие архитектурного фона; 
4) яркость, контрастность колорита; 
5) динамика изображения. 
Например: “Сотник перед Христом”. 
      Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто  Тьеполо  - 
художник  широчайшего  масштаба,   великолепный   импровизатор.   Его   перу 
принадлежат  картины:  “Пир  Клеопатры”,  “Двое  святых”,  “Смерть  Дидоны”, 
“Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”. 
      К стилю барокко относится творчество Алессандро  Маньяско,  но  в  его 
произведениях  чисто  барочные  черты:  динамизм,   эффектное   изображение, 
получили  иную  окраску  -  все  кажется  увиденным  во   сне,   о   котором 
рассказывают с оттенком  болезненной  иронии  и  демонстративного  сарказма. 
Характерно: 
      1. Гиперболизм в изображении; 
      2. Искажение пропорций; 
      3. Мрачная, холодная красочная гамма; 
      4. Нервный, “пляшущий” мазок. 
      Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты: 
1. Жесткость, плотность фактуры; 
2. Пластическая моделировка; 
3. приближение фигуры к переднему плану; 
4. Цельность, строгая соотнесенность частей; 
5. Детализация. 
Среди  его  произведений  такие,  как  “Неверие  Фомы”,   “Успение   Марии”, 
“Положение  во  гроб”,   “Мандолинистка”,   “Призвание   апостола   Матфея”, 
“Обращение св. Павла”. 
4. Музыка 
      В музыкальном  искусстве  XVIIв.  начинается  как  бы  с  решительного 
перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля.  В  это 
время было провозглашено рождение нового стиля - монодии  с  сопровождением, 
гибко следующим за поэтическим словом. В результате,  динамичнее  становится 
музыкальный  язык,  обновляется  музыкальное  искусство,  порождающее  новые 
творческие искания. 
ОПЕРА 
       Новые  исторические  условия  и  социальная  атмосфера,  новые  черты 
мировоззрения сильным образом повлияли на  судьбы  и  характер  музыкального 
искусства. Музыка ощутила  на  себе  напряженный,  тревожный,  неустойчивый, 
патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало  требование 
драматической выразительности в музыке: флорентийцы  создали  оперу.  Именно 
возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVIIв. в  истории  музыкального 
развития Западной  Европы.  Будучи  новым  синтетическим  жанром,  она  была 
призвана воплотить  идеал  “нового  стиля”.  Появление  данного  жанра  было 
длительно  и   многосторонне   подготовлено   в   художественной   атмосфере 
Возрождения:  увлечение  образцами  древнегреческой  трагедии,  пасторальные 
драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке  “Тик-так-ток”), 
комедия масок, драматические  спектакли,  интермедии...  Выдающимся  оперным 
композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую  сущность 
нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами  музыки  показал 
многообразие  человеческих  характеров.   В   основу   его   опер   положена 
драматическая  мелодия  (concitato  -  взволнованный   стиль),   сплавлявшая 
речевые  интонации,  декламацию  и  вокал.  Монтеверди   включил   в   оперу 
симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку,  вводил 
новые технические приемы для большей  выразительности:  тремоло,  пиццикато. 
Таким  образом,  Монтеверди  явился  смелым  новатором,  далеко  опередивший 
современное ему музыкальное искусство. Его произведения: 
оперы  “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо, 
      “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, 
      “Коронация Поппеи” 1642г. и др. 
интермедии  “Балет неблагодарных”,     “Музыкальные шутки”, ... 
С середины XVIIв. намечается определенная  колея  развития  оперного  жанра, 
устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 
1) Венецианская 
Фр.  Ковали,  Марк  А.Чести,  Фр.  Сократти,  А.  Сартарио,   Дж.   Лоренцо, 
Д.Фрески,... 
Характерно: 
а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке; 
б) захватывающее действие, любовные интриги; 
в) введение комических эпизодов; 
г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; 
д) утрачивается виртуозность; 
е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями; 
      ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически  связаны  с 
оперой; 
      з) утверждаются оперные декорации (Торелли). 
2)   Неаполитанская,   во   главе   с   А.Скарлатти.   В   его    творчестве 
откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты: 
      а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический; 
б) стержень - любовная интрига; 
      в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные  в  контрастах 
и противоречиях; 
      г) главенствующее значение музыки; 
      д) текст носит обобщающий характер; 
      е) вырабатываются определенные типы  арий,  их  функции:  ария-жалоба, 
ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,... 
      ж)  большая  роль  принадлежит  оркестру.  Индивидуализируются  партии 
струнных и  духовых,  утверждается  трехчастная  увертюра  -  simfonia:  1ч- 
быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная. 
ОРАТОРИЯ 
      Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр  оратории,  более 
камерный кантаты. Главным принципом  оратории  становится  раскрытие  только 
музыкальными средствами драматического  содержания.  Постепенно  итальянская 
оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное  пение  вытесняется 
хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется  стремление 
к типизации арий  и  ансамблей.  Достигнув  зрелости,  итальянская  оратория 
проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн). 
      Кантата в XVIIв.  складывалась  как  жанр  по  преимуществу  светский, 
постепенно  приближаясь  к  оперной   композиции   в   камерных   масштабах. 
Кристаллизация  жанра  связана  с  именами  Дж.  Кариссими,  А.   Страделла. 
Постепенно  определяются  разновидности   кантат:   лирическая   (камерная), 
праздничная (более масштабная). 
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 
       История  инструментальной  музыки  XVIIв.  -  это  история   создания 
инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно  определяются 
ведущие  типы  ансамблей  (трио),  выдвигаются  солирующие  инструменты.   В 
середине века образуется соната, как цикл нового типа. 
Это породило: 
      1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности; 
      2) расширение рамок композиции, самоопределение частей; 
      3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах. 
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл. 
      Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта -  grosso. 
Представители: 
      Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических  контрастов  в 
пределах частей; сопоставление solo  и  tutti  для  активизации  музыкальной 
ткани; ясный и открытый образный мир. 
       Антонио  Вивальди.  Черты:  отсутствие  в  большинстве   произведений 
программы, но  яркий  тематизм,  конкретность  музыкального  языка.  Мелодии 
близки фольклорному песенному,  танцевальному  пласту,  оперным  интонациям. 
Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции: 
      1ч - быстро; рондо, разработочный характер; 
      2ч - медленно, лирический центр; 
      3ч - быстро. 
      В области органной  музыки  ведущее  место  принадлежит  Фрескобальди. 
Основные  черты   стиля:   смешение   полифонических   форм,   тяготение   к 
“взволнованному     стилю”,     жанровое     разнообразие,      тематическая 
индивидуализация. 
       Таким  образом,  художественная  и  музыкальная  жизнь  Италии   была 
многоплановой и разнообразной. 
                           III. Искусство Фландрии 
1. Живопись 
      Первая буржуазная революция, ставившая целью  освобождение  народа  от 
власти церкви, разделила страну на  две  части:  юг  (Фландрия,  современная 
Бельгия)  и  север  (Голландия).  Огромный  социальный  и  духовный  подъем, 
пережитый Фландрией в период революции,  сыграл  решающую  роль  в  расцвете 
культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной  жизненной 
мощи, всевластной,  безграничной;  слышатся  отзвуки  героической  эпохи.  В 
начале  XVIIв.  происходит  восстановление  страны  от  разрухи.   Культовая 
архитектура воспринимает черты и формы  итальянского  барокко:  декоративное 
оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением  скульптур, 
пластической  орнаментации.  Например,  церковь   св.   Карла   Барромея   в 
Антверпене (1614-1621гг.), архитектор П.Хёйсенс (церковь Иль Джезу). 
      Скульптура сочетает в себе народную традицию  и  итальянскую  пластику 
барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа  Дюкенуа, 
Лукас Файдхербе... 
      В целом в искусстве Фландрии было преобладание живописи,  определяющей 
пути  развития  скульптуры,  архитектуры,   художественной   промышленности. 
Представители: 
       Антонио  ван  Дейк  (1599-1641).  Характерна   внешняя   эффектность, 
барочная   патетика,   внутренняя   экспрессия,   духовная   сила,   большая 
реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф.Снайдера”. 
      Непревзойденным Мастером эпохи стал Питер  Пауль  Рубенс  (1577-1640). 
Органично  претворил  наследие  итальянского  Возрождения:  единство   мира, 
жизнеутверждение,  прославление  человека  как  центра   мироздания;   новой 
культурной эпохи: высший  динамизм,  пластичность,  резкость,  разомкнутость 
композиции, страдание и горе в тематике,  монументальность,  декоративность, 
торжественность; национальные традиции: реализм.  Явился  творцом  парадного 
портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например:  “Охота 
на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”... 
      “Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом  жить,  надо  Рубенса  копировать, 
ибо Рубенс - Бог” 
                       Делакруа. 
                            IV. Искусство Испании 
1. Живопись 
      Более жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в  Испании.  К 
тому времени Испания переживала свой “Золотой  век”  в  искусстве,  находясь 
при этом  в  экономическом  и  политическом  упадке.  Это  первая  страна  с 
законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом -  земельной 
аристократией. 
       Для  искусства  Испании   характерна   декоративность,   капризность, 
изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и  аскетичного, 
нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. 
Среди представителей: 
      Доменико Теотекапуле (Эль Греко) - художник рубежа XVI-XVIIвв. Он  был 
глубоко религиозен, поэтому  в  его  искусстве  представлены  многочисленные 
варианты религиозных сюжетов и  празднеств:  “Святое  семейство”,  “Апостолы 
Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на масляничной горе”. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |