противоречивостью жанра. К  тому  же  мистериальный  театр  потерял  и  свою 
организационную  почву:  королевская   власть   искореняла   все   городские 
вольности и запрещала цеховые союзы. Мистерия подверглась резкой критике  со 
стороны, как католической церкви, так и реформационного движения. 
                            2.1.4       Моралите. 
    Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно 
носило антифеодальный характер  и  приняло  форму  борьбы  с  идеологической 
опорой феодализма – католической церковью. 
    Реформационное движение утверждало принцип «личного общения  с  Богом», 
принцип  личной  добродетели.  В   руках   зажиточного   бюргерства   мораль 
становится оружием борьбы и против феодалов,  и  против  неимущих  городских 
масс. Стремление придать святость буржуазному  мировоззрению  рождает  театр 
моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительность  заключалась 
в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых  комических 
сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и  от 
бытового отвлечения и, обособившись,  обрело  стилевое  единство  и  большую 
дидактическую направленность. Однако при   том  были  утеряны  действенность 
постановки и жизненные черты персонажей. 
    Основным признаком моралите являлся аллегоризм.  В  пьесах  действовали 
аллегорические   персонажи,   каждый   из   которых   олицетворял   какой-то 
человеческий   порок   или   добродетель.   Эти   персонажи   были    лишены 
индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их  руках  превращались  в 
символы. Столкновения героев строились соответственно на борьбе двух  начал: 
добра и зла, духа и тела.  Этот  конфликт  чаще  всего  изображался  в  виде 
противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой  доброе 
и злое начало, воздействующее на человека. 
    Разумные люди идут  по  стезе  добродетели,  неразумные  же  становятся 
жертвами порока – эту основную  дидактическую  мысль  утверждали  на  разные 
лады все моралите. 
    Авторами  некоторых  моралите   были   ранние   гуманисты,   профессора 
средневековых  школ.  В  Нидерландах  сочинением  и   постановкой   моралите 
занимались патриоты, борющиеся против  испанского  насилия.  Их  пьесы  были 
полны современных политических намеков,  за  что  авторы  и  актеры  нередко 
преследовались. 
    В  своем  развитии   моралите   частично   освобождалось   от   строгой 
аскетической  морали;  под  воздействием  новых  общественных  сил   в   нем 
проявлялось  некоторое  стремление  к  реализму.  Противоречия  жанра   были 
признаком сближения с жизнью. В  иных  моралите  уже  можно  было  встретить 
мотивы социальной критики. 
    Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он  внес  в 
средневековую  драматургию   четкость,   поставил   перед   театром   задачу 
построения типического образа. Но, будучи во  власти  догматической  морали, 
этот жанр не смог породить ничего значительного. 
                              2.1.5       Фарс. 
    Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со  второй 
половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь  скрытого  развития. 
Само название происходит от латинского farta («начинка»).  И  действительно, 
устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс». 
    Веселые масленичные представления  и  народные  спектакли  дали  начало 
«дурацким  корпорациям»   –   объединениям   мелких   судебных   чиновников, 
разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В  XV  в.  шутовские 
общества распространялись по всей  Европе.  В  Париже  были  четыре  большие 
организации  и  регулярно  устраивались  смотры   -   парады   их   фарсовых 
представлений.  В   этих   парадах   высмеивались   выступления   епископов, 
словопрения судей, въезды королей  в  город.  В  ответ  на  это  светские  и 
духовные власти преследовали фарсеров,  изгоняли  их  из  горда,  бросали  в 
тюрьмы. 
    Фарс  повернут  всем  своим  содержанием  и  художественным  строем   к 
действительности.   Он   высмеивает   солдат-мародеров,    монахов-торговцев 
индульгенциями, чванливых дворян,  скаредных  купцов.  Остро  подмеченные  и 
обрисованные  черты  характеров  несли  сатирически  заостренный   жизненный 
материал. 
    Главными   принципами   актерского   искусства   для   фарсеров    были 
характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и  динамизм,  выражающий 
активность и жизнерадостность самих исполнителей. 
    Сценической  задачей  фарсеров  было  воссоздание  определенных  типов: 
ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и  т.п.  Но 
при определенности сценических типов-масок была  развита  и  импровизация  – 
следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией. 
    Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год 
становилась все плачевнее. Монархическая  и  церковная  власть  все  сильнее 
наступала на городское вольномыслие и на одну из его форм – фарсовый  театр. 
В конце XVI-начале XVII в.  под  ударами  властей  прекращают  существование 
крупнейшие корпорации фарсеров. 
    Фарс оказал большое влияние  на  дальнейшее  развитие  театра  Западной 
Европы.  В  Италии  из  фарса  родилась  комедия  дель  арте;  в  Испании  – 
творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; а в Англии по типу  фарса 
писал свои интерлюдии Джон Гейвуд.  В  Германии  –  Ганс  Сакс;  во  Франции 
фарсовые традиции питали искусство гениального  Мольера.  Именно  фарс  стал 
звеном между старым и новым театром. 
                     2.2 Карнавалы  эпохи Средневековья 
    Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа  или 
обряды занимали  в  жизни  средневекового  человека  огромное  место.  Кроме 
карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными  площадными  и 
уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков  (festa 
stultorum)  и  праздник  осла,  существовал  особый,  освященный   традицией 
вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый  церковный  праздник  имел 
свою,  тоже  освященную  традицией,  народно-площадную   смеховую   сторону. 
Таковы, например, так называемые храмовые праздники,  обычно  сопровождаемые 
ярмарками с их богатой и  разнообразной  системой  площадных  увеселений  (с 
участием великанов, карликов и т.д.). 
    Карнавальная атмосфера господствовала и в  дни  постановок  мистерий  и 
соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных  праздниках,  как  сбор 
винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские  и 
бытовые церемониалы  и  обряды:  шуты  были  их  неизменными  участниками  и 
пародийно   дублировали    различные    моменты    серьезного    церемониала 
(прославления победителей  на  турнирах,  церемонии  передачи  ленных  прав, 
посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не  обходились  без  элементов 
смеховой организации, например, избрания на время  пира  королев  и  королей 
для смеха. 
    Все эти обрядово-зрелищные  формы  давали,  подчеркнуто  неофициальный, 
внецерковный и в негосударственный  аспект  мира,  человека  и  человеческих 
отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир  и 
вторую жизнь, которым все средневековые люди  были  в  большей  или  меньшей 
степени причастны, в которых  они  в  определенные  сроки  жили.  Каковы  же 
специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова  их 
природа? 
    Прежде  всего,  необходимо  отметить,  что   все   карнавальные   формы 
последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они  принадлежат  к  совершенно 
иной сфере бытия. 
    По своему наглядному, конкретно-чувственному  характеру  и  по  наличию 
сильного игрового элемента, они близки к  художественно-образным  формам.  К 
театрально-зрелищным. Но основное карнавальное ядро этой культуры  вовсе  не 
является  чисто  художественной  театрально-зрелищной  формой  и  вообще  не 
входит в область искусства. Оно находится  на  границах  искусства  и  самой 
жизни. В сущности, это сама жизнь, но оформленная особым игровым образом. 
    Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и 
дураки. Они были как  бы  постоянными,  закрепленными  в  обычной  (т.е.  не 
карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты  и  дураки, 
как,  например,   Трибуле   при   Франциске,   вовсе   не   были   актерами, 
разыгрывавшими на  сценической  площадке  роли  шута  и  дурака  (как  позже 
комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина,  Гансвурста  и  др.). 
Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни  появлялись 
в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной  формы, 
реальной и  идеальной  одновременно.  Они  находятся  на  границах  жизни  и 
искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не  просто  чудаки  или 
глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры. 
    Официальные  праздники   средневековья   и   церковные   и   феодально- 
государственные  никуда  не  уводили  из  существующего  миропорядка  и   не 
создавали никакой второй жизни. Официальный праздник,  в  сущности,  смотрел 
только назад, в прошлое и этим  прошлым  освящал  существующий  в  настоящем 
строй.  Официальный  праздник,  иногда  даже   вопреки   собственной   идее, 
утверждал  стабильность,  неизменность  и   вечность   всего   существующего 
миропорядка: существующей иерархии, существующих  религиозных,  политических 
и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже  готовой, 
победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная,  неизменная 
и непререкаемая правда.  Поэтому  и  тон  официального  праздника  мог  быть 
только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе. 
    В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы 
временное освобождение  от  господствующей  правды  и  существующего  строя, 
временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и  запретов. 
Это  был  подлинный  праздник  времени,   праздник   становления,   смен   и 
обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению  и  концу.  Он 
смотрел в не за вершимое будущее. 
    Особо  важное  значение  имела   отмена   во   время   карнавала   всех 
иерархических отношений. На официальных  праздниках  иерархические  различия 
подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во  всех  регалиях 
своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему  рангу. 
Праздник освящал неравенство. В противоположность  этому  на  карнавале  все 
считались  равными.  Человек  как   бы   перерождался   для   новых,   чисто 
человеческих отношений. 
    Это временное  идеально-реальное  упразднение  иерархических  отношений 
между  людьми  создавало  на  карнавальной  площади  особый   тип   общения, 
невозможный в обычной жизни. На  карнавале  вырабатывались  и  особые  формы 
площадной речи и площадного жеста,  откровенные  и  вольные,  не  признающие 
никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне  карнавальных 
норм этикета и пристойности. 
    В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. 
В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия.  Карнавал  это 
вторая жизнь народа, организованная на начале  смеха.  Это  его  праздничная 
жизнь.  Праздничность  здесь  становилась  формой   второй   жизни   народа, 
вступавшего временно в утопическое царство всеобщности,  свободы,  равенства 
и изобилия. 
                                3. Заключение 
    Средние века – время напряженной  духовной  жизни,  сложных  и  трудных 
поисков  мировоззренческих  конструкций,  которые  могли  бы   синтезировать 
исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий. 
    В эту эпоху люди смогли выйти на  новую  дорогу  культурного  развития, 
иную, чем знали прежние времена.  Пытаясь  примерить  веру  и  разум,  строя 
картины мира на  основе  доступных  им  знаний  и  с  помощью  христианского 
догматизма, культура  средних  веков  создала  новые  художественные  стили, 
новый  городской  образ  жизни.  Вопреки  мнению   мыслителей   итальянского 
Возрождения,  средние  века  оставили  нам  важнейшие  достижения   духовной 
культуры, в том числе институты научного познания и образования. 
    Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный  философом, 
науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую  культуру 
со строительными лесами. Возвести постройку без  них  невозможно.  Но  когда 
здание завершено,  леса  удаляют,  и  можно  только  догадываться,  как  они 
выглядели и как  были  устроены.  Средневековая  культура,  по  отношению  к 
нашей, современной, сыграла  именно  роль  таких  лесов:  без  нее  западная 
культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура  была  на  нее  в 
основном  не  похожа.  Поэтому  надо  понимать  историческую  причину  столь 
странного названия этой  длительной  и  важной  эпохи  развития  европейской 
культуры. 
                       Список используемой литературы 
  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура  Средневековья 
     и Ренессанса. – М., 1965 г. 
  2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г. 
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. –  М., 1987 г. 
  4.  Гуревич  А.Я.  Культура  и  общество  Средневековой   Европы   глазами 
     современников. –  М., 1989 г. 
  5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего  большинства. 
     –  М., 1990 г. 
  6. Даркевич В.П. Народная  культура  средневековья.  Светская  праздничная 
     жизнь в искусстве XI-XVI вв. –  М., 1988 г. 
  7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского  средневековья. 
     –  М., 1989 г. 
  8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г. 
  9. Рутенбург  В.И.  Городская  культура:  Средневековье  и  начало  нового 
     времени… – Л., 1986 г. 
 10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г. 
 11.  Шароев  И.Г.  Режиссура  эстрады  и  массовых  представлений.  –   М.: 
     «Просвещение», 1986 г. 
Страницы: 1, 2 
   
 |