Меню
Поиск



рефераты скачатьПраздничная культура эпохи средневековья

противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою

организационную почву: королевская власть искореняла все городские

вольности и запрещала цеховые союзы. Мистерия подверглась резкой критике со

стороны, как католической церкви, так и реформационного движения.

2.1.4 Моралите.

Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно

носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической

опорой феодализма – католической церковью.

Реформационное движение утверждало принцип «личного общения с Богом»,

принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль

становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских

масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр

моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительность заключалась

в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических

сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и от

бытового отвлечения и, обособившись, обрело стилевое единство и большую

дидактическую направленность. Однако при том были утеряны действенность

постановки и жизненные черты персонажей.

Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действовали

аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворял какой-то

человеческий порок или добродетель. Эти персонажи были лишены

индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращались в

символы. Столкновения героев строились соответственно на борьбе двух начал:

добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде

противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе

и злое начало, воздействующее на человека.

Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся

жертвами порока – эту основную дидактическую мысль утверждали на разные

лады все моралите.

Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора

средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите

занимались патриоты, борющиеся против испанского насилия. Их пьесы были

полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко

преследовались.

В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой

аскетической морали; под воздействием новых общественных сил в нем

проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были

признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить

мотивы социальной критики.

Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в

средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу

построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали,

этот жанр не смог породить ничего значительного.

2.1.5 Фарс.

Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй

половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития.

Само название происходит от латинского farta («начинка»). И действительно,

устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс».

Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало

«дурацким корпорациям» – объединениям мелких судебных чиновников,

разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские

общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие

организации и регулярно устраивались смотры - парады их фарсовых

представлений. В этих парадах высмеивались выступления епископов,

словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и

духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в

тюрьмы.

Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к

действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев

индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и

обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный

материал.

Главными принципами актерского искусства для фарсеров были

характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий

активность и жизнерадостность самих исполнителей.

Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов:

ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но

при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация –

следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год

становилась все плачевнее. Монархическая и церковная власть все сильнее

наступала на городское вольномыслие и на одну из его форм – фарсовый театр.

В конце XVI-начале XVII в. под ударами властей прекращают существование

крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной

Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании –

творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; а в Англии по типу фарса

писал свои интерлюдии Джон Гейвуд. В Германии – Ганс Сакс; во Франции

фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал

звеном между старым и новым театром.

2.2 Карнавалы эпохи Средневековья

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или

обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме

карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и

уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa

stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией

вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел

свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.

Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые

ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с

участием великанов, карликов и т.д.).

Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и

соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор

винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и

бытовые церемониалы и обряды: шуты были их неизменными участниками и

пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала

(прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав,

посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов

смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей

для смеха.

Все эти обрядово-зрелищные формы давали, подчеркнуто неофициальный,

внецерковный и в негосударственный аспект мира, человека и человеческих

отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и

вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей

степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Каковы же

специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова их

природа?

Прежде всего, необходимо отметить, что все карнавальные формы

последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно

иной сфере бытия.

По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию

сильного игрового элемента, они близки к художественно-образным формам. К

театрально-зрелищным. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не

является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не

входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой

жизни. В сущности, это сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.

Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и

дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. не

карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки,

как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами,

разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже

комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.).

Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись

в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы,

реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и

искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или

глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.

Официальные праздники средневековья и церковные и феодально-

государственные никуда не уводили из существующего миропорядка и не

создавали никакой второй жизни. Официальный праздник, в сущности, смотрел

только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем

строй. Официальный праздник, иногда даже вопреки собственной идее,

утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего

миропорядка: существующей иерархии, существующих религиозных, политических

и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже готовой,

победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная

и непререкаемая правда. Поэтому и тон официального праздника мог быть

только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе.

В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы

временное освобождение от господствующей правды и существующего строя,

временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.

Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и

обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он

смотрел в не за вершимое будущее.

Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех

иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия

подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях

своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу.

Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все

считались равными. Человек как бы перерождался для новых, чисто

человеческих отношений.

Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений

между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения,

невозможный в обычной жизни. На карнавале вырабатывались и особые формы

площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие

никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне карнавальных

норм этикета и пристойности.

В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью.

В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал это

вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная

жизнь. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа,

вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства

и изобилия.

3. Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных

поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать

исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития,

иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя

картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского

догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили,

новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского

Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной

культуры, в том числе институты научного познания и образования.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом,

науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру

со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда

здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они

выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к

нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная

культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в

основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь

странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской

культуры.

Список используемой литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья

и Ренессанса. – М., 1965 г.

2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.

4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами

современников. – М., 1989 г.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

– М., 1990 г.

6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная

жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.

7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья.

– М., 1989 г.

8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.

9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового

времени… – Л., 1986 г.

10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.

11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.:

«Просвещение», 1986 г.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.