противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою
организационную почву: королевская власть искореняла все городские
вольности и запрещала цеховые союзы. Мистерия подверглась резкой критике со
стороны, как католической церкви, так и реформационного движения.
2.1.4 Моралите.
Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно
носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической
опорой феодализма – католической церковью.
Реформационное движение утверждало принцип «личного общения с Богом»,
принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль
становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских
масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр
моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительность заключалась
в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических
сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и от
бытового отвлечения и, обособившись, обрело стилевое единство и большую
дидактическую направленность. Однако при том были утеряны действенность
постановки и жизненные черты персонажей.
Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действовали
аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворял какой-то
человеческий порок или добродетель. Эти персонажи были лишены
индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращались в
символы. Столкновения героев строились соответственно на борьбе двух начал:
добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде
противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе
и злое начало, воздействующее на человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся
жертвами порока – эту основную дидактическую мысль утверждали на разные
лады все моралите.
Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора
средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите
занимались патриоты, борющиеся против испанского насилия. Их пьесы были
полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко
преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой
аскетической морали; под воздействием новых общественных сил в нем
проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были
признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить
мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в
средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу
построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали,
этот жанр не смог породить ничего значительного.
2.1.5 Фарс.
Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй
половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития.
Само название происходит от латинского farta («начинка»). И действительно,
устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс».
Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало
«дурацким корпорациям» – объединениям мелких судебных чиновников,
разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские
общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие
организации и регулярно устраивались смотры - парады их фарсовых
представлений. В этих парадах высмеивались выступления епископов,
словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и
духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в
тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к
действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев
индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и
обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный
материал.
Главными принципами актерского искусства для фарсеров были
характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий
активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов:
ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но
при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация –
следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год
становилась все плачевнее. Монархическая и церковная власть все сильнее
наступала на городское вольномыслие и на одну из его форм – фарсовый театр.
В конце XVI-начале XVII в. под ударами властей прекращают существование
крупнейшие корпорации фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной
Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании –
творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; а в Англии по типу фарса
писал свои интерлюдии Джон Гейвуд. В Германии – Ганс Сакс; во Франции
фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал
звеном между старым и новым театром.
2.2 Карнавалы эпохи Средневековья
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или
обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме
карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и
уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa
stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией
вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел
свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые
ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с
участием великанов, карликов и т.д.).
Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и
соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор
винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и
бытовые церемониалы и обряды: шуты были их неизменными участниками и
пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала
(прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав,
посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов
смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей
для смеха.
Все эти обрядово-зрелищные формы давали, подчеркнуто неофициальный,
внецерковный и в негосударственный аспект мира, человека и человеческих
отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и
вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей
степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Каковы же
специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова их
природа?
Прежде всего, необходимо отметить, что все карнавальные формы
последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно
иной сфере бытия.
По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию
сильного игрового элемента, они близки к художественно-образным формам. К
театрально-зрелищным. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не
является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не
входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой
жизни. В сущности, это сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.
Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и
дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. не
карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки,
как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами,
разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже
комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.).
Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись
в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы,
реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и
искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или
глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.
Официальные праздники средневековья и церковные и феодально-
государственные никуда не уводили из существующего миропорядка и не
создавали никакой второй жизни. Официальный праздник, в сущности, смотрел
только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем
строй. Официальный праздник, иногда даже вопреки собственной идее,
утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего
миропорядка: существующей иерархии, существующих религиозных, политических
и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже готовой,
победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная
и непререкаемая правда. Поэтому и тон официального праздника мог быть
только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе.
В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы
временное освобождение от господствующей правды и существующего строя,
временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.
Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и
обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он
смотрел в не за вершимое будущее.
Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех
иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия
подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях
своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу.
Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все
считались равными. Человек как бы перерождался для новых, чисто
человеческих отношений.
Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений
между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения,
невозможный в обычной жизни. На карнавале вырабатывались и особые формы
площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие
никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне карнавальных
норм этикета и пристойности.
В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью.
В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал это
вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная
жизнь. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа,
вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства
и изобилия.
3. Заключение
Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных
поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать
исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.
В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития,
иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя
картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского
догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили,
новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского
Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной
культуры, в том числе институты научного познания и образования.
Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом,
науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру
со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда
здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они
выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к
нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная
культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в
основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь
странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской
культуры.
Список используемой литературы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья
и Ренессанса. – М., 1965 г.
2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами
современников. – М., 1989 г.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.
– М., 1990 г.
6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная
жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.
7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья.
– М., 1989 г.
8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.
9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового
времени… – Л., 1986 г.
10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.:
«Просвещение», 1986 г.
Страницы: 1, 2
|