Поэма в камне (творчество архитектора Малахова)
Отдел образования Орджоникидзевского района
«ПОЭМА В КАМНЕ»
(творчество архитектора М.П. Малахова)
реферат по истории Урала
Исполнитель:
Прибыльский Сергей
9 «Д» класс
средняя школа №128
Руководитель:
учитель истории Урала
Екатеринбург 1999
Оглавление
| Введение |3 |
|1. Период классицизма в России и на Урале |4 |
|2. Творческий путь М.П. Малахова |6 |
|3. Архитектурные творения М.П. Малахова |8 |
|3.1. Административные здания |8 |
|3.1.1. Здание Главного горного правления |8 |
|3.1.2. Госпиталь Верх-Исетского района |8 |
|3.2. Городские усадьбы |10 |
|3.2.1. Усадьба М.П. Малахова |10 |
|3.2.2. Резиденция главного горного начальника |11 |
|3.2.3. Усадьба Расторгуева-Харитонова |12 |
|3.3. Культовые сооружения |14 |
|3.3.1. Собор Александра Невского |14 |
| Заключение |15 |
| Список литературы |16 |
| Приложение |17 |
Введение.
В прошлом году Екатеринбургу исполнилось 275 лет. И, наверняка, каждому
из нас хочется заглянуть в его историю, очутиться в прошлом бойкого,
горного города, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался,
этот старый Екатеринбург – город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он
всегда с нами - в исторических местах, связанных с памятными событиями в
вечном беге Исети там, где она обрушивается с уступа плотины – первого
сооружения города, а особенно в памятниках архитектуры. Ведь архитектуру
часто называют застывшей музыкой, поэмой в камне, а иногда и каменной
книгой. Ведь сооружения прошлого – это действительно свидетели прошлых
эпох, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно
прочитать историю нашего города. Именно поэтому, я выбрал тему реферата,
посвященную архитектуре Екатеринбурга в 30-е годы XIX века, который Мамин-
Сибиряк назвал «золотым веком» Екатеринбурга. Именно в этот период создавал
свои архитектурные шедевры Михаил Павлович Малахов.
Поэтому цель моего реферата – раскрыть архитектурный образ Екатеринбурга
XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как
деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма -–как
художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П.
Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений,
административных зданий и городских усадеб.
Период классицизма в России и на Урале.
На рубеже XVIII – XIX веков русская архитектура переживала период
высокого подъема, когда сформировались традиции классицизма-стиля,
пришедшего на смену барокко. С 1760-х годов и вплоть до 30-40-х годов XIX
века классицизм был господствующем стилем в России, охватившем не только
архитектуру, но и всю российскую культуру.
Классицизм (от лат. слова – образцовый) – художественный стиль в
искусстве, развивавшейся путем творческого заимствования форм, композиций и
образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.
Классицизм, зародившейся во Франции в условиях абсолютистского режима,
нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и
в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями.
Во второй половине XVIII – начале XIX века Россия превратилась в
могущественную мировую державу, что выразилось не только в укреплении ее
между народного престижа, но и в глубоких внутригосударственных
преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика, просвещение и культура,
совершенствовалась строительная техника, быстро росли новые города и
реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различные здания
нового типа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышные и
многодельные формы барокко, требующих больших материальных затрат,
перестали удовлетворять новым строительным требованиям. Привлекали строгие
и вместе с тем выразительные формы классицизма, позволяющие решать многие
архитектурные задачи.
Классицизм в России с 1760-х до 1840-х годов пережил периоды зарождения
расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришли новые
архитектурные течения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн. В
эволюции классицизма можно выделить три основных периода: ранний классицизм
(1760 – 1780), строгий (1780 – 1800) и высокий (1800 - 1840).
На раннем этапе формирования стиля происходило постепенное освобождение
от пышных пластических форм барокко, переход к строгим архитектурно-
планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества. Крупным
толчкам к развитию классицизма прослужило учреждение в Петербурге 17 ноября
1757 года «Академии трех знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и
архитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целый
ряд замечательных художников, скульпторов, зодчих.
Во второй период русского классицизма (1780 – 1800) идеи античного
зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказе от
декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явился
противоположностью барокко, отсюда и его название – строгий. Русские зодчие
уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовали
творчески переработанные ордерные формы и приемы композиции.
Третий период развития русского классицизма связан с решением больших
градостроительных задач. Победа в войне 1812 года вдохнула новые
патриотические идеи в русскую архитектуру – этот период является наивысшем
в развитии классицизма. Торжественная мощь античной архитектуры отвечала
вкусам и идеологии тогдашнего общества. Грандиозные ансамбли Петербурга,
застройка послепожарной Москвы, градостроительные мероприятия по устройству
провинциальных городов – все это завоевания высокого классицизма (иногда
эту стадию называют «ашпиром»)
На Урале, который в начале XIX века являлся промышленным районом России,
идеи классицизма отразились и в архитектуре производственных зданий и
комплексов, и в планировке горнозаводских поселений, и в традиционных
уральских промыслах – в художественном литье и ковке металла, в камнерезном
и ювелирном искусстве, в интерьерах зданий самого различного назначения, в
мебели и т.п.
Русские архитекторы, обращаясь к формам и пропорциям античной
архитектуры, почти всегда творчески перерабатывали это наследие
применительно к конкретным условиям в зависимости от градостроительной роли
и назначения здания и сооружения. Именно этим объясняется глубокое
проникновение классицизма не только в образы грандиозных градостроительных
сооружений и комплексов, но и в малый мир усадьбы, жилого городского
особняка…
Для русского классицизма характерна сомасштабность зданий, как окружающей
застройке, так и человеку, особая теплота и пластичность объемно-
пространственной организации зданий. Фасады зданий оштукатуривались и
окрашивались устойчивыми земляными красителями, причем штукатурились «под
камень» не только кирпичные, но и деревянные постройки. Окраска домов
регламентировалась в пределах теплой гаммы. Это были обычные желтые,
охристо-золотистые, светло-оранжевые цвета, рыже-серые, с теплым оттенком.
На фоне стен четко выделялись белые декоративные элементы – колонны
коринфского, ионического и дорического ордеров, сандрики, кронштейны,
шодульоны и другие архитектурные детали. Металлические кровли окрашивались.
Распространен был зеленый – «малахитовый» цвет. В отделке фасадов культовых
сооружений использовалась позолота – на главках, куполах, крестах, шпилях.
Введение цвета в архитектуру зданий позволяло лучше выявлять их пластику и
композицию не только в солнечные дни, но и на фоне хмурого осеннего неба
или в окружении зимних сугробов. С архитектурой русского классицизма
связана деятельность зодчих, создававших в начале XIX века школу
промышленной и гражданской архитектуры Урала, среди которых были и
выпускники Академии художеств: И.И. Свиязев. А.З. Комаров, А.П. Чеботарев,
а также М.П. Малахов, который внес большой вклад в развитие архитектуры
Екатеринбурга.
Творческий путь М.П. Малахова.
Михаил Павлович Малахов (1781 – 1842) – крупный зодчий, оставивший яркий
след в архитектуре Екатеринбурга первой половины XIX века. Он родился на
Украине в семье мелкопоместного дворянина. Детство и ранняя юность его
прошли в Черниговском суде и на почте. Юноша рано проявил способности к
рисованию и черчению.
М.П. Малахов поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился под
руководством И.Е. Старого. Успешно закончив обучение, он получил в 1801
году аттестат первой степени, серебряную медаль и шпагу, которой отмечались
наиболее талантливые выпускники. С 16 декабря 1801 года М.П. Малахов начал
работать в Петербурге в качестве «архитекторского помощника», сначала в
медицинской коллегии, а затем в министерстве внутренних дел. Он участвовал
в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров и других
зданий в Петербурге. Большое влияние на молодого зодчего оказали А.Н.
Воронихин, под руководством которого М.П. Малахов работал на строительстве
знаменитого Казанского собора в Петербурге. А.Н. Воронихин, бывший
крепостной графов Строгановых, был в то время одним из крупнейших русских
мастеров классицизма, академиком Академии художеств. Казанский собор (1801
-–1811) – вершина творчества знаменитого зодчего. Безусловно, участие в
таком крупном строительстве явилось для М.П. Малахова большой школой.
В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10
лет работал в качестве «казенного архитектора». Работа, очевидно, не
приносила ему удовольствия, в «оренбургский» период зодчим не было создано
ни одного сколько-нибудь значительного произведения.
Его внимание привлек Екатеринбург, в то время уже бойкий горный город,
«живой узел» всех уральский горнозаводских связей. «Азиатская столица»
сулила большие возможности для приложения творческих сил выпускника
Академии художеств. 1 февраля 1815 года М.П. Малахов Приехал в Екатеринбург
и «по объявленному желанию» начал свою работу в качестве архитектора
Екатеринбургских заводов.
27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали
годами наиболее плодотворной деятельности М.П. Малахова. Он проектировал и
строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданных по его
проектам, украшают многие города и заводы Урала. Выпускник Академии
художеств, прошедший столичную школу, стал истинно уральским зодчим. Он
работал в тесном содружестве с главным архитектором Пермского горного
правления академиком И.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г. Турским
и другими известными мастерами Урала. М.П. Малахов не только строил
производственные, административные, гидротехнические сооружения, но и
занимался планировкой промышленных комплексов. Выезжал в качестве эксперта
на Златоустовский, Каменский, Березовский, Воткинский и другие заводы
Урала.
С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева, М.П. Малахов сменил
его на должности главного архитектора Уральского горного правления. В
сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал и строил
многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских
городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было
много, работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за
другим – только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по
осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана
города, а также строить самые разнообразные здания – административные,
производственные, культовые, жилые…
Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана
Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым,
«малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге:
Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль
госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821),
реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835), собор
Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 году создал
проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая
ограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя –
с нарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был
построен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственные
здания.
Немало сделал М.П. Малахов для благоустройства городской территории, для
придания «европейского» облика Екатеринбурга. По его замыслу была создана
целая система земляных бульваров: Главный проспект в 1835 году разделили на
три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар для
«публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульвар
соединивший город с поселком Верх-Исетского завода.
М.П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей – горных
чиновников и купцов-золотопромышленников. При этом он руководствовался
передовыми идеями русского классицизма, поэтому построенные им в
Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными произведениями
архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и как архитектор-педагог,
создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его
учеников и помощников З. Гуляева, И. Галкина, Ф. Голубникова и других
отличались высоким профессиональным мастерством.
Архитектурные творения М.П. Малахова.
Административные здания.
Наиболее распространенными типами административных зданий в уральских
городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные с горнозаводским
делом, - конторы, заводоуправления, горные школы, училища. Строились также
и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительные конторские здания
первой половины XIX века в Екатеринбурге – здание Главного горного
правления и госпиталь Верх-Исетского завода.
Здание Главного горного управления.
Страницы: 1, 2
|