Пасхальные яйца
Министерство образования РФ
Уральский государственный профессионально-педагогический университет
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Пасхальные яйца
Выполнила студентка гр. ДИ-523 Солодянкина Е.В.
Екатеринбург
2000
Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная
матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества. В последнее время
интерес к пасхальному яйцу был, можно сказать, особенным. Объясняется это
его как бы нелегальным положением в СССР на протяжении семидесяти
предшествующих лет. Антикварные пасхальные яйца были спрятаны в запасниках
различных музеев и мало доступны для посетителей. Исчезла и добрая традиция
обмениваться художественно исполненными пасхальными яйцами в светлый
праздник Воскресения Христова.
В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые
обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным
поцелуем и подношением пасхального яйца. Большой интерес у публики вызвали
выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в
Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из
фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней сначала в
городе Сан-Диего (США), а затем в Москве были организованы выставки яиц,
сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся
в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала
«Форбс». В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса,
посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника прошла
выставка пасхальных яиц.
Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных
праздников христиан - дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на
кресте Иисуса Христа. По преданию, первое пасхальное яйцо Святая
равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.
Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для
Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к
императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а
бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего,
кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
«Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто
не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то,
что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова,
а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у
носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним
и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала
кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек
живет по святым заповедям, он приобщается к искупительным заслугам
Спасителя и к новой жизни. «Верующий, если и умрет, оживет, -
свидетельствует Христос, - и Я воскрешу его».
Как из яйца рождается жизнь, которая была скрыта в нем, так из фоба
восстал Сын Божий, и некогда умершие восстанут в жизнь вечную.
Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое
Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол
Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной - не
спасительной и не спасающей нас. Но Христос воскрес, воскрес первым из
рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать.
Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына
Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах,
курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят
яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор,
глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и
натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все
мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни,
обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.
На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а
находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни.
Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому
божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все
невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей,
создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся
землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря
Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой
жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза
и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было
принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца
друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые
вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные
яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале
праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с
успешным зачином нового дела.
Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XVв.) над
Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит
дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и
указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский
богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем
подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток -
земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются
возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо
дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают
утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной
силе яйца можно вступать в контакт с умершими и они как бы оживают на
время. Если положить на могилу крашеное яйцо - первое из полученных на
Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится
к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы
встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из
библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В
конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху
надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя
братии, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!» По
рукописи «Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию
того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой
противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на
Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина
первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.
Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная
Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним
равноденствием и мартовским полнолунием.
Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих
времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей,
изготовление сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном
пшеницы помещали яйцо и берегли эти семена для посева.
Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К
этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета.
Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень
эту выращивали так:
брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на
тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца,
приготовляли всякие яства, смысл которых - Бесна, Тепло, Огонь, Жизнь,
Любовь.
На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных
традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий
характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным,
чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы,
обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом
и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал
тот, кто воскрес из гроба на Третий День.
У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник
праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих
столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный
характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова.
Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением
религиозной жизни.
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, «и
млад и стар», готовятся с радостию встретить «праздников праздник и
торжество из торжеств» - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22
марта и не позднее 25 апреля, в первый воскресный день, следующий за
весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях
России день Воскресения Христова называется великим днем, так как
существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что
после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой
недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.
Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище как в
столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда
спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам
православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм
располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг
церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке
колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый
благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках
православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с
хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах». В Новгороде,
после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против
солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал
их крестом, певчие пели: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть
наступи и гробным живот дарова», сохраняемое и доселе в церковном обиходе
старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп
читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования
подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали,
лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь,
получал от боярина, властей и народа по яйцу. С мирянами он не
христосовался в уста, а давал целовать крест и митру. После утрени был
молебен Пасхи, и, по окончании его, все расходились по домам. В начале 2-го
часа, по рассвете был благовест к литургии, за которую пред Евангелием
протодиакону давалось благословение также согласно со старопечатными
служебниками, т.е. «Бог за молитв святаго славнаго и всехвальнаго
вселенскаго благовестника и апостола евангелиста Иоанна Богослова, и даст
та глагол, во еже благове-стити силу многу». Евангелие читали только
святители и протодиакон по статьям, и при каждом окончании ударяли железным
молоточком в «кандию» - небольшой металлический беловатый сосуд (до сих пор
хранящийся в ризнице Софийского собора). После каждого удара в эту кандию и
вестовой колокольчик на звоннице делали перебор во все колокола. Освящал
пасху, сыр и масло, разделяя их на три части, лишь под конец литургии
неслужащий ключарь, а по заамвонной молитве святитель сам освящал артос. По
отпуске ему подносили пасху, сыр и яйца, а он давал их боярину, воеводе,
дьякам и всем, прилучившимся в церкви. Провожали его со славою и звоном (о
последнем в другие праздники не упоминается в уставе). Чин над артосом
также исполнялся своеобразно: по возношении его над головою святитель
целовал его, а прочие целовали лишь покров над артосом, который с пением
был переносим из кельи в домовую церковь.
Новгородский архиепископ приходил в храм в белом клобуке,
представлявшем из себя вязанную из шелка шапочку, с тремя вос-крылиями
(рясами), унизанными жемчугом. Клобук этот прислан был Цареградским
патриархом Филофеем архиепископу Василию Калеке. Во время служения Владыка
одевал митру, которая отличалась от нынешней прямою формою, без выемок, и
горностаевою опушкою. В ризнице Софийского собора можно теперь видеть эти
принадлежности патриаршего сана.
В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в
Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием
внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с
настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники,
которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто
был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался
к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование во уста со
старшими, а младших жаловал к руке и оделял
красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо
деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с
изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки
подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в
Архангельский собор «христосоваться с родителями», т.е. поклониться их
праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался «в уста» со
своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал
он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами,
оставшимися «для бережения» царской семьи во время государева выхода в
соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего
царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню
в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор
во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого
рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к
руке.
В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая
собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал
Страницы: 1, 2, 3
|