Меню
Поиск



рефераты скачатьПарламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

территории и поддержки ее Лондоном де Монфор заставил монарха созвать

национальную ассамблею с участием представителей городских поселений.

Де Монфором в Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати

были приглашены представители от графств и крупных городов. Это стало

рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия

Англии.

К середине XIV века сложилось разделение парламента на две палаты -

верхнюю и нижнюю - Палату лордов и Палату общин. Эти названия вошли в

широкое употребление позднее – в XVI веке.

Верхняя палата включала представителей светской и церковной

аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались

именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не

приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда

главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV веку

редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала

основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя

постоянным членом верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на

сессию, а такого в XIV-XV веках почти никогда не случалось, редко

собиралось более ста человек. Заседание Палаты лордов обычно проводилось в

Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с Палатой общин была иной. Как отдельная парламентская

структура эта палата оформлялась постепенно, в течение второй половины XIV

века.

Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины»

(commons). В XIV веке оно обозначало особую социальную группу, включавшую

рыцарство и горожан. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к

этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату

парламента.

К концу столетия возникла должность спикера, который избирался

депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на

переговорах с лордами и королем.

Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал

со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и

по два представителя от наиболее значимых городов.

Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное

довольствие. К началу XV века эти выплаты стали традиционными.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе

палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия

парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися. Члены

нижней палаты слушали ее стоя за барьером.

С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (фактически

чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая

ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих

перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент

открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте,

где в данный момент находился королевский двор.

Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных

заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные

или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской

речи в основном также использовался французский, но с 1363 года речи

депутатов иногда произносились и на английском языке.

В XIV-XV веках в обществе складывается представление и о статусе

депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд

юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность.

Последняя, вошедшая в практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни

и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на

время сессии).

Высокий авторитет представительного учреждения основывался на тех

возможностях, которые Парламент сумел добиться за первые полтора столетия

своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне

обозначена. Необходимо иметь в виду, что именно в этот период и происходило

становление системы государственного управления в Англии, и важным

элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации

(прообраз современной исполнительной власти) и парламента.

Палата общин имела сильные позиции в сфере налогообложения и

таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений

король получал при согласии нижней палаты, сильные позиции которой в таком

важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширить свое участие и

в других областях деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К

середине XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов.

Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими

палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами.

Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней

палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись

королю.

В XV веке ни один закон в королевстве уже не мог быть принят без

одобрения Палаты общин.

Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников

королевства. В XIV веке складывается практика отстранения должностных лиц,

обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в

других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридической возможности

увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений депутатов

король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В

Палате общин часто раздовалась весьма жесткая критика действий королей.

Судебные функции Парламента также были весьма значительными. Они

входили в компетенцию его Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела

полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего

наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции.

Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять

лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной

практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом,

парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от

частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и

т.д. Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально

петиции поступали в Палату общин. Значение парламентской работы с петициями

чрезвычайно велико: центральная власть, таким образом, постоянно получала

информацию о состоянии дел в государстве.

К концу XIV века членство в Палате общин начало восприниматься не как

обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а

как привилегия. Избиратели считали Парламент способным реально защищать их

интересы, соответственно и членство в Нижней палате было выгодно и

престижно. В среднем, число членов нижней палаты в середине XIV века

составляло двести человек, а к началу XVIII века представителей общин было

уже более пятисот.

С ростом авторитета парламента большинство городов в XIV веке изменили

свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в

глазах горожан все более привлекательной. Если в конце XIII века в

Парламенте было представлено около 60 городов, то в середине XV века - уже

более ста.

Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не

горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется

тем, что сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных

покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих

избирателей успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из

купцов или ремесленников. В таких случаях заключались предварительные

договоренности, которые, как правило, соблюдались. Подобная практика

являлась нарушением, так как избирателями не могли быть люди, не входившие

в городскую общину.

Члены Нижней палаты, в значительной части, обладали юридическим

образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями

часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они составляли

дееспособную, почти профессиональную организацию.

С ростом значимости Палаты общин росло и внимание к ней знати,

стремившейся добиваться своих целей в Парламенте не столько личным своим

участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом

объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления.

Развитие Парламента

Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию

исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много

новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством

и взаимоотношениями с короной.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К

XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест,

в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии.

В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных

аристократов (в т.ч. 207 епископов).

В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных

аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год

(тождественный гражданской правоспособности).

Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии:

судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль,

касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался

в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для

принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше

21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в

палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под

следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и

пенсии от нее (с 1718 года).

Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В

1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд.

В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально

оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о

заседаниях палат.

В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство

парламента. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически

любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность,

неограниченность, неподконтрольность.

Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С

середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В

законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В

частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с

налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более

определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в

обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве

предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу

особой государственной важности.

С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и

такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений

никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.

С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к

Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право,

отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были

формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства,

то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству.

Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.

Развитие системы парламентских выборов

Выборами на местах руководили представители королевской администрации:

шерифы - в графствах и бейлифы - в городах.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до

ее открытия, и начиналась с писем-приказов, рассылавшихся из королевской

канцелярии. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству

канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

Выборы в графствах проводились в Собраниях графств. Эти организации,

имевшие более давнюю историю, чем Парламент, входили в структуру местного

самоуправления. Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным

собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донорманнских

времен. После завоевания они приняли на себя административные функции -

судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти.

Однако частично их самостоятельность была сохранена. Средневековая Англия,

таким образом, имела прочную систему органов местного управления и

самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне -

вилланы, то в собраниях графств - только свободные. Большинство в собраниях

графств составляли средние слои: средние и мелкие феодалы и зажиточное

крестьянство.

Города пользовались правом посылать депутатов только по мере

пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. О том, что город имеет

статус парламентского, говорило соответствующее королевское предписание

бейлифу о выборах депутатов на очередную сессию.

В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи

отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать

деньги на жалованье депутатам. Участие представителей города в парламенте

требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

За первые столетия существования Парламента система выборов в Палату

общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия

парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на

борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и городах, а

также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого

имущественного и социального положения.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы

избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По

существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не

гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам,

университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к

значительному неравенству. Такое несоответствие рассматривалось как важный

изъян избирательной системы уже в XVII веке: «Следование обычаю, когда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.