натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками
в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить
возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к
традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока,
классическому наследию Запада, к достижениям современной французской
живописи.
К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы
К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой характер
вещей произведения художников «Мира искусств» А. Я. Головина и других;
остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С,
Саръяна и других живописцев круга «Голубые розы»; яркие, пронизанные
полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского,
И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова и других.
В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление
современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-
Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения.
Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный
прием построения пространства расширял изобразительные средства художника,
помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному
показу их взаимосвязи на плоскости.
Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в
его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью.
Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами,
русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за
полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до
абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства
нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории
русской живописи.
Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих
художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной
лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в
целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык
живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.[5]
Натюрморту этого времени мы обязаны необычайным расширением границ его
как изобразительного жанра. Человеческая личность той сложной эпохи
раскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не только
ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые
черты, которые присуще определенной индивидуальности. Глубинная сущность
явления окружающего мира раскрывается теперь полнее.6
Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее; художник видит
богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного.
Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра
2.1. Натюрморт как жанр живописи
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным
видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи,
гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно
произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту
недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать
и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам,
различные ассоциации и социальные аналогии.
Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией
живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем
станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и
колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.
Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют
камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную
стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник
нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры.
Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику
стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он
также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную
тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного
жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только
форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его
понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.
Радость непосредственного общения с натурой, живой источник
изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый
смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над
натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на
собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной
речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота
тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых
предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр
живописи.7
2.2. Особенности выбранного жанра
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное
своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда
человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей
определенного общества.8
В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать
живописцу изображение неодушевленных вещей?
В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или
пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из
различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов
растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого
другого.
Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных
описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в
него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его
красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание
любой картины, ее образ.10
В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя
их из всего богатства окружающего мира.
Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем
различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах
его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их
как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные
качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали,
а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции
в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда
большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама
форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна:
структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер
трактовки, элементы традиции и др.
В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их
выражает свое представление действительности, решает разнообразные
эстетические задачи.
Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении
человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это
«в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание
видимости, ощущение реальности».11
К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором
говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на
зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время
восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных
характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.
Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно
раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того
или иного художника.
Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с
соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.
При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности
натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что
обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и
проблемам.
2.3. Модель выполнения натюрморта
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается
своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства,
если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую
гамму, как единое пластическое целое явление.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом
натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые
можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять,
наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа
сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной
плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и
ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и
цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного
центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее
выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия,
пропорциональных отношений.
В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные,
тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные
участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими.
Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без
определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется
однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко
звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В
противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких
сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы
направлены на достижение зрительного равновесия масс.
Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу
натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим
зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с
другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.
Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта
ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает
ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой
расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если
светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое
чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это
относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично
организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.
К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест
слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно
помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается
величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая
от переднего плана в глубину картинной плоскости.
При наличии значительного количества свободного места с той или иной
стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются
сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт
выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем
самым нарушается композиционное равновесие.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное
своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда
человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни.
Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим
языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине
- изощренное мастерство природы, в кухонной посуде - радость будничного
труда, в скромном цветке - целую вселенную.
Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое
мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный
и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его
мотивов, жанром глубоко содержательным.
Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми,
позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно и интимно, чем это
возможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда,
конечно, выступают в «жестком» специально им посвященном жанре
натюрморта Они оживляют и заполняют комнаты в живописных
изображениях интерьеров, играют иногда не меньшую роль, чем люди в
жанровых или исторических сценах, наконец, они сопровождают нередко
человека и в портрете.
Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в
них - в этом пафос натюрморта.
2.4. Объекты, изображаемые в натюрморте
Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы
тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную
идею.
Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы,
плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.
Особенности природных объектов натюрморта - их недолговечность. Как
правило, они относятся к природному миру (хотя бывают и исключения).
Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель, цветы
вянут, плоды загнивают, дичь портится. Поэтому одна из функций этого жанра
- придать неизменность изменчивому, закрепить не стойкую красоту, одержать
ход времени, сделать тленное вечным.
Это придает натюрморту философичность и глубину, всегда
привлекательные для зрителя.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных
материалов: металла, дерева, керамики, стекла, они относительно стабильны,
их формы устойчивы.
Отличие изготовленных вещей от природных объектов заключается в той
содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно
большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят
в натюрморт социальное содержание, дает в нем место теме труда и
творчества.
При всем различии природных и искусственных предметов они имеют общие
черты, позволяющие органично объединить эти предметы в натюрморте. И те, и
другие являются частью интерьера, относительно не
велики по размерам, гармонично сочетаются друг с другом (вазы и цветы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|