Особенности становления и эволюции мирового и отечественного дизайна
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГОДИЗАЙНА
Реферат по дисциплине «Основы теории и методологии дизайн
проектирования»
МОСКВА 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………..…3
Возникновение дизайна.……………………………...4
Развитие европейского дизайна. БАУХАУЗ……….6
Развитие отечественного дизайна. ВХУТЕМАС….12
Развал ВХУТЕМАСа………………………………….18
Хронология росийского промышленного дизайна.20
Заключение………………………………………….....22
Список литературы…………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
В 1997 году мировая культура отмечала 90-летие промышленного дизайна –
уникального явления, которое соединяет в себе искусство и технику. Дизайн
делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и
выгодной для изготовителей. Умело сочетая конструкцию, материалы и форму
таких простых предметов, как стакан, или таких сложных, как автомобиль,
дизайнеры стремятся сделать их недорогими в изготовлении, удобными и
безопасными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на
ощупь...
Как это называлось, когда не было дизайна - дикий дизайн, преддизайн,
тотемодизайн, мифодизайн? И развивалось все это согласно тому времени, той
духовной и материальной культуре.
Дизайн – всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании:
массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-
дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн,
Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-
дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий
рекламный дизайн, информационный программный и текстовый дизайн, научный
сайнс-дизайн...
Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - должен
мыслить масштабно и разнопланово, должен наперед представлять как поведет
себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду
и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи
максимальную симпатию к тому человеку или группе людей для которых данное
творение будет предназначено. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи -
функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех
составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им
вещи.
А что должен знать дизайнер создавая вещь? Быт, этнографию,
демографическую ситуацию, социологию быта, психологию, физиологию,
медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов,
возможные инженерные и конструкторские решения. В этом мире все соотносится
друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне.
Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах
почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем
серый ящик того же веса. Это уже колористика.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИЗАЙНА
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была
рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и
длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс изготовления любого
предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и
священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о
мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на
рубеже ХIХ в.в. возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового
потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-
пространственная среда перестала быть рукотворной, её создают машины.
Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем,
«то», чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно
«поместить» в каждом из тысячи предметов, производимых машиной.
Возникла необходимость формализации интуитивно творимых ранее действий по
одушевлению предметов, для того, чтобы, руководствуясь некоей схемой их
можно было осуществлять в промышленном производстве.
[pic] Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда,
примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все
потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство,
удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна)
Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что
ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и
того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие
(при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить
один человек) 6 принципов работы кустарного дизайнера: социологический,
инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.
Индустриальное производство - С приходом века индустриализации дизайнер
стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили
другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной.
Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались
инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что
дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства,
предварительно изучив технологию современного производства и свойства
материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь
же важное значение, как и их внешнему виду.
В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штаты
чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по
изучению рынка. В 1785 г. в Англии начало развиваться индустриальное
машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход,
разделение труда, потоковость.
Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает
на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии.
Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями.
Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные
его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале
развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как
профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с
кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила
специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных
обществу профессий.
Принято выделять два основных направления в становлении дизайна:
Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ).
В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или
иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза.
.
РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ДИЗАЙНА. БАУХАУЗ
Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие
самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной
промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.
Это сделала специальная комиссия занимавшаяся реформой художественного
образования и развитием художественной промышленности, возглавляемая сэром
Генри Колом.
В вышедшей тогда же книге «Наука, промышленность и искусство» Готфрида
Земпера, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в
художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам
дизайнерской деятельности после общих вводных курсов.
Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-
Кенсингстонского колледжа, в котором преподавание основывалось не на
отвлеченном штудировании классики, а на конкретном изучении коллекций
музеев и материалов, проводившихся здесь выставок современной
художественной промышленности.
К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году
Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим
государственным учебным заведением в области искусства и известная больше
под названием Королевский колледж искусств.
В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа. Архитектурное
отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал
свой знаменитый труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или
Практическая эстетика», повлиявший на сложение теории художественной формы
конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке, готовившие
мастеров для мануфактур, так или иначе были связаны с промышленным
прогрессом и эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в
сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа
искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века
включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных
ремесел основы механики, физики, химии и выпускала специалистов,
соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.
Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с
преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма
Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди
них были Обществао выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и
кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее
известных личностей в художественной культуре Англии 19 века,
воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует
назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.
В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное
отделение для художников промышленности с целью «непосредственного
приложения искусства к промышленности». Большое внимание в обучении на
отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это
считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного
изготовления.
В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших
дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к
самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной
графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех
лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с
деятельностью финского Общества прикладного искусства.
К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав
преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку,
геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом,
металлом,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное
производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу
будущего профессионального дизайнерского образования.
К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ
в Японии. После поездки по Европе один из реформаторов японского
традиционного художественного промысла Кайдзиро Нотоми основал в 1887 году
в городе Канадзава училище с тремя отделениями: искусства и предметного
проектирования, художественных ремесел традиционного типа, чертежно-
графических работ. Годом позже открывается Высшее художественно-
промышленное училище в Токио
В 1907 г. в Мюнхене была создана организация, получившая название (der
Werkbund - «Производственный союз». В этом городе в течение 5 лет до
переезда в 1912 г. в Берлин находилось ее правление.
das Bauchaus - высшая школа промышленного искусства БАУХАУЗ (нем. Bauhaus -
«дом строительства»). Высшая школа строительства и художественного
конструирования - художественное учебное заведение и художественное
объединение (1919-1933). Основана в 1919 в Веймаре (Германия) давшее
искусству ХХ в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. В 1925
переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус,
Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма,
принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне,
формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.
Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей
Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов,
фабрик и т.п.
Кредо Баухауза - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало
глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного
иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Направления деятельности: педагогическое (готовили до 2,5 тыс чел.),
практическое, организационное (после ликвидации дал жизнь другим
организациям), теоретическое (а.- обоснование комплексного подхода в
проектировании вещей т.е. [надежность, назначение, композиция, человек,
экономика, экология], б.- логика промышленного мышления дизайнера, функция
- назначение - конструкция, форма - следствие функциональных и
конструктивных особенностей предмета, функция и конструкция определяют
форму, кроме родовых у вещи много и видовых функций) Школа дала толчок
зарождению современного искусства предметной среды.
Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении
форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической
предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера -
проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой
ответственности перед человеком и обществом.
По мнению Вальтера Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер
должен сознавать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, так
же как и художником, должно руководить страстное желание освободить
духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня
объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, - писал В. Гропиус,
- состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним
интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой
частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.
Баухауз был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим
Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Программа
обучения в школе предполагала соединение искусства со строительной техникой
- как в средневековых ремесленных гильдиях, но на современной основе.
Вальтер Гропиус (1883-1969), немецкий архитектор, один из основоположников
функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Родился 18 мая 1883 в
Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное
значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса,
одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую
известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде и
фабричный комплекс в Кёльне. После Первой мировой войны он получил
приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил
программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухауз»,
а в 1925 перенес ее в Дессау.
Страницы: 1, 2
|