Образ женщины в творчестве Г. Климта
Творческая работа по спецкурсу:
"История мировой художественной культуры"
На тему: "Образ женщины в творчестве Г. Климта"
студентки 201-р группы Тиуновой Ольги.
Образ женщины в творчестве Густава Климта.
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
В.Я. Брюсов
Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят
значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно
завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.
Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы,
но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую
действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины
двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается
не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал. Отсюда
возникает серия блистательных портретов, образ "роковой женщины",
постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера
Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз.
Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и
сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что
подчеркивается контрастностью одежды; то есть с самого начала ставиться
попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом
мире.
В это время Климт пишет и портреты. Портрет Сони Книпс(1898), который
кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален. С одной -
стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона,
но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно
прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут
присущи эти черты.
Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична.
Русалки - это обобщенный образ "роковой женщины". По преданиям,
обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их
за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки -
девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть: он облекает ее в
оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но
постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.
По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка(1901-02). По лицам
девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается. Но, мне
кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют
одурманенные и опьяненные ими мужчины. Зловещая улыбка рыжеволосой
обольстительницы подчеркивает разрушительную силу "рыбок".
Тему "роковой женщины" продолжает картина Юдифь и Олоферн(1901).
Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном
варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке
отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу,
которой наделена "роковая женщина". В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где
происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин.
Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего это
было сделано. Автор показывает, что от "роковой женщины" исходит мощная
губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь
превращается в Саломею:
Иль, может быть, в дыму кадильниц рея
И вскрикивая в грохоте тимпана,
Из мрака будущего Саломея
Кичилась головой Иоканаана.
Н. Гумилев (Юдифь)
Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная
статуя, неспособная на чувства. Это воплощение всеобщего, неимеющего
начала, конца и цели, зла.
От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы
женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается
Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его воплощением климтовского
идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время
очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной. Орнамент заднего
плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и
неуловимость; но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают
ощущение реальности.
Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04). Несмотря на
бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный,
приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это
отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.
Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-
07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа
мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой
девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта
картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он следует мудрому
изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)): "Твои дела
и твое искусство не могут нравиться всем: делай, что считаешь правильным,
для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо". Женщины этого сюжета
- отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины
(фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и
непознанности.
Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы,
является картина Три возраста женщины(1905). Орнамент картины с черными,
заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте
бытия всей слабой половине человечества. Девочка прижимается к груди
матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют
с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее
лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Бесцельность и
ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт "оставляет" этот возраст
и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю
гамму золотого цвета. Портрет Адели Блох-Бауэр(1907) - это апогей его
творчества. Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее.
Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе (это подчеркивает
орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке. Этим автор
еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.
Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все
же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот
хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает в самом известном
творении - Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина отсутствовал или
представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и
несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию,
слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между
ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с
мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но и
духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая
добро, любовь и новую жизнь.
В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины
современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в
шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей имени, показывая
тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех
современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна. Незнакомку
Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и
притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку
Блока:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
(А. Блок "Незнакомка")
Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна -
душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной
внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор
отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает вместе с гибелью
юности и гибель нравственных ценностей. Женщины сплетены в клубок со спящей
в центре девушкой. Они испытывают различные стадии сексуального
переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко
отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее
засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник
показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности,
как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с
богатым и высоко духовным внутренним миром. Доказательством этого может
служить портрет Адели Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от
первого, более теплый. Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук
говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная
женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает
своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.
Очень близок по тематике этому портрету Портрет баронессы Элизабет
Бахофен(1914). Живой ясный взгляд говорит о ее богатстве и красочности
личности, что более точно подчеркивает изысканный японский орнамент.
К поздним портретам Климта относятся Портрет Иоганны Штауде(1917-18) и
Портрет Амалии Цукеркандаль(1917-18). Лица женщин отличаются серьезностью и
озабоченностью. Это, несомненно, отражение состояния души автора. Он
прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в его подсознании, в его
внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот мир не был, он
никогда не сможет воплотиться в реальности. Реальность, по Климту, - это
хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.
Художник умирает внезапно в 1918 году, так и не примирившись с
действительностью. Отсюда трагизм и пессимизм его последних работ. Об этом
говорит одна из последних работ (незаконченная) - Адам и Ева(1917-18). На
первый план автор помещает Еву, она "прикрывает" собой Адама. Ее лицо
задумчиво-искусительное, а его - изнеможденное. Я думаю, что этим Климт
показывает, что женщине в мире отводится главенствующая роль - она
порождает и губит, манит и отталкивает. Она - парадокс. Мужчина оказывается
игрушкой или орудием в ее руках, он осознает это, но не может противостоять
женскому началу. Но Ева не всесильна - она слаба, поэтому и поддается
искушению змия, что приводит к разрушению мира гармонии. А женщина и
мужчина обречены на вечное скитание в мире хаоса, несовершенства,
дисгармонии.
|