Меню
Поиск



рефераты скачатьМузыкальная культура Башкир

Музыкальная культура Башкир

Музыкальная культура.

Проф. муз. иск-во Башкортостана, опирающееся на богатое нар. муз. т-

во, формируется в 1-й пол. 20 в. До Октябрьской революции у башкир в

основном развивалось устное муз.-поэтич. т-во. Сложились оригинальные формы

и жанры музицирования, в к-рых присутствовали черты своеобразного

профессионализма, проявлявшиеся в т-ве певцов (йырау), кураистов (курайсы),

сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой нар. муз.-

поэтич. классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание

воен. крепостей и городов, активный приток нас. из центр. России обусловили

появление новых форм муз. быта, в недрах к-рого зародилась проф. музыка.

Местные дорев. газеты содержали материалы о муз. и концертной жизни

Башкирии, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положит.

влияние на развитие муз. жизни края в кон. 18 в. оказали ссыльные польские

конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного об-ва вечера с

музыкой и танцами, ставили муз. спектакли. Многие из ссыльных давали уроки

музыки и пения. Среди них был талантливый музыкант, пианист и дирижер

А.К.Новицкий - учитель знаменитой рус. пианистки В.В.Тимановой. С Уфой

связаны детство и юность рус. композитора А.Н.Верстовского, его первые

композиторские и исполнит. шаги. События рус. истории - Отечественная война

1812 г. и восстание декабристов 1825 - способствовали демократизации

культуры и иск-ва не только в центр. России, но и на ее нац. окраинах, в

т.ч. и в Башкирии. Так, баш. воины - участники битв с наполеоновской

армией, вернувшись на родину, привнесли в нац. быт сведения о рус. и европ.

музыке, о хоровом пении, воен. оркестрах. В 1-й пол. 19 в. в орбиту

интересов передовых рус. музыкантов входит баш. нар. музыка. Начало этому

было положено рус. композитором А.А.Алябьевым, отбывавшим ссылку в

Оренбурге в 1833-34. Он записывает баш. и тат. нар. напевы, создает на

основе двух баш. и одной "киргизской" мелодии вок. цикл "Азиатские песни",

а на баш. мелодию, сообщенную ему В.А.Верстовским, пишет "Башкирскую

увертюру" для симф. оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный

квартет К.Б.Шуберта, рус. виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в

городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок "Мое путешествие в

киргизские степи" и использовал рус., тат., бухарскую, баш. мелодии. Финал

квартета построен на варьировании известной баш. мелодии "Перовский".

В кон. 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Башкирии заметно оживляется.

Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов,

крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил

скрипач Д.Н.Севастьянов, к-рый с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на

скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый

историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфим. воен. оркестра,

хормейстером, записывал и обрабатывал баш. нар. песни, занимался

композиторским т-вом. Активную муз.-просветительскую работу проводили

любительские муз. об-ва и кружки нац. лит-ры и иск-ва (см. Музыкальные

общества). В 1888 состоялся платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой,

впоследствии Цветковой, к-рая, окончив Моск. консерваторию, стала артисткой

Моск. частной оперы, партнершей великого рус. оперного артиста

Ф.И.Шаляпина. К числу примечательных муз. событий относится дебют Шаляпина

в 1890 в Уфе. В муз. торжества вылились юбилеи великого рус. пианиста и

композитора А.Г.Рубинштейна и писателя С.Т.Аксакова.

Собиранием и изучением баш. и тат. нар. песен занимались Игнатьев,

А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. Качественно новым этапом в собирании и

систематизации баш. нар. музыки в дорев. период стали кн. С.Г.Рыбакова

"Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897), сб.

М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 изд-

во Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сб. обработок нар. песен

"Мусульманские песни" (в т.ч. ок. 50 баш.), осуществленных

А.Т.Гречаниновым. Одним из нац.-просветительских очагов было медресе

"Галия" в г.Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под

рук. преподавателя В.Клеменца - бывшего проф. Варшавской консерватории - из

числа уч-ся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в лит.-муз.

вечерах.

Начиная с 20-х гг. 20 в. муз, культура Башкортостана вступает в

новую стадию развития: активно развивается проф. музыка и художественная

самодеятельность, формируется сеть муз. уч. заведений (см. Музыкальное

образование). Силами проф. музыкантов и худ. самодеят-сти проводятся

многочисл. концерты и муз.-театр. вечера. Башкирский передвижной театр,

наряду с показом спектаклей, дает концерты агитационно-худ. плана. В муз.

оформлении спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали

баш. композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев,

Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнит. иск-ва в Башкортостане

связано с деят-стью выдающихся баш. музыкантов - певца Г.С.Альмухаметова и

кураиста Исянбаева, с успехом гастролировавших в России и за рубежом. На

науч. гос. основу ставится собирание и изучение нар., в т.ч. и муз.-поэтич.

творчества. При Об-ве по изучению быта, истории и культуры Башкирии

создается искусствоведч. секция, в к-рую входили И.В.Салтыков,

Альмухаметов, С.Х.Габяши, А.С.Ключарев. Они внесли большой вклад в изучение

баш. муз. фольклора, в развитие жанров проф. музыки 20-х гг. (см. Вокальная

музыка, Камерно-инструментальная музыка, Хоровая музыка).

В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ.

жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще

[ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос.

консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и

композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш.

оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш.

гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии

баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в

творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с

массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф.

музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек.

композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом

М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш.

композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по

либретто С.Мифтахова.

Театр оперы и балета РБ. Город Уфа.

Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в

годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко,

Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное

участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас"

Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и

Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда,

балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась

концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами

Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны

стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в

переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в

Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-

фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной

Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при

Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов,

Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова,

К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был

тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.

В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы

уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки.

В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова,

кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита

"Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина,

Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир.

Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая

поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова,

"Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита"

Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были

постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и

Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом

развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-

ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую

оценку.

Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры.

На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые

разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов.

Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов

"Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит

любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета

"Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни

Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК

РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен

показ т-ва композиторов республики.

Хоровая капелла РБ.

Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло

открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного

в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание

Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и

др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно

участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр.

1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых

композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали

песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова,

Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой,

"Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты

Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли"

М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ.

конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов

РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было

представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф.

культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе

крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и

"Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о

курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды",

"В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл.

жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова,

Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой,

Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и

хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского

письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы

для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для

детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.

Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют

разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные

конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и

зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов

Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш.

музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме

многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей.

Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и

музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар.

конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и

фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф.

оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ .

Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной

музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно

разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей

музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз.

культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и

драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос.

институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов,

хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И.

Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и

пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был

Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры

Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и

заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар.

песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в

летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти

С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-

Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан

гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских

очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и

литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под

упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В

1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ.

орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят.

музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных

центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых

коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми

акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.