«Мозаики Византии»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова
Факультет туризма, спорта и дизайна
Кафедра изобразительного искусства
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
206 ITI «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
НА ТЕМУ:
«Мозаики Византии»
Выполнил студент 3 курса
Группы ХГР
Сальникова Н.И.
Проверил: преподаватель кафедры ИЗО:
Лузина О.И.
Кокшетау, 2008 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика мозаики Византии………………………………..…4
2. Сложение индивидуальных черт мозаики Византии ………………………5
2.1. Анализ стиля стиля мозаики Византии…………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………..9
Приложение………………………………………………………………………10
Введение
Актуальность Византийские мозаики - самое характерное создание
византийского гения. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая
создается из долговечных материалов. Но и в XXI веке мозаика также
актуальна, как и много веков назад /1,131/.
Анализ источников : книги «Краткая история искусства» Н.А. Дмитриева,
«Очерки истории искусства» под редакцией Н.Е.Григоровича и Г.Г.Поспелова
посвящены развитию мирового искусства. «Культурология» под редакцией
А.Н.Марковой и «Введение в искусствознание» Ильина Г.В. открывают нам курс
мировой художественной культуры.
Проблема выявление характерных черт и особенностей мозаичных изображений.
Цель собрать и обработать материал, посвященный мозаичной живописи эпохи
Византии.
Объект исследования процесс становления и эволюции мозаики Византии в
эпоху средневековья.
Предмет исследования особенности художественного образа в мозаичной
живописи эпохи Возрождения.
Задачи
1. Проанализировать литературу, посвященную мозаичной живописи в
Византии.
2. Разработать хронологическую и сравнительно- аналитическую таблицу,
посвященные мозаичным изображениям.
3. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать
особенности мозаики Византии.
Метод исследования аналитический
Научная новизна выполнение самостоятельного анализа художественного образа
мозаики Византии на основе научного метода и инструментов творческого
мышления.
Практическая значимость материал, собранный в реферате, можно применить
для подготовки урока восприятия в средней школе.
1 Общая характеристика мозаики Византии
Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства
«божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные
другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих
трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Живопись, как и
графика, апеллирует более к воображению зрителя, создавая иллюзию
пространства и объема и заставляя ее служить задуманному художником
образу. По своему назначению роли и технике исполнения живопись
разделяется на монументальную (монументально-декоративную), станковую и
миниатюрную /4,42/.
Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль
стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в
античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством
красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски,
бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика
достигает благодаря слиянию цветовых пятен с золотым фоном.
Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ
богатства и роскоши, и как самый яркий из цветов /3,235/.
Мозаика - древнейший род живописи, наборная живопись. В мозаике широко
использовались полудрагоценные камни (агат, яшма, лазурит и др.) Из
мрамора и прочих камней выкладывались не полу узоры из квадратов,
треугольников, кругов. Мозаика - всегда из камня, укладывающегося, как
всякая древняя мозаика, так называемым прямым набором прямо в грунт, и
затем отполированная. Монументальная живопись - мозаика набиралась из
специальных цветных камней .Фон тоже был из смальты, только бесцветной,
между двумя такими бесцветными кусочками прокладывалось тончайшее листовое
золото или золотая (впоследствии использовалась и серебряная) фольга.
Набор камня был очень разнообразен - от порфира халцедона до оникса и
ляпис - лазури /4, 44/.
Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых
выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются,
отражая свет.
Свобода кладки мелких кубиков смальты, похожих на сочные мазки кисти,
создает живописность, близкую принципам античного искусства. Вместе с тем
поверхность кажется совершенно имматериальной: в изображении нет ни одной
жесткой или твердой линии, все они выглядят ускользающими, и впечатление
это довершается благодаря переливчатому мерцанию мозаики.
Античные приемы красочной лепки объема и пластической рельефности формы
живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой
конструктивная логика отсутствует и форма предстает как бы
дематериализованной. Подобно этому в образе полнота конкретных жизненных
сил сочетается с тончайшей одухотворенностью /2, 251/.
2 СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ
МОЗАИКИ ВИЗАНТИИ
+------------------------------------------------------------------------+
| Источник 1 | Источник 2 | |
| | | |
| Краткая история | Очерки истории | Источник 3 |
| искусства | искусства. | |
| | | Культурология.Под.ред. |
| 1 выпуск | Под.ред. Н.Е. | А.Н Марковой |
| | Григоровича и Г.Г. | М.:ЮНИТИ,2000 |
| Н.А Дмитриева М.: | Поспелова М.: | |
| «Искусство» 1969 | «Советский | |
| | художник» 1987 | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мозаики в Равенее |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мавзолей Галлы Плакидии |
|------------------------------------------------------------------------|
| | Искусство | |
| | развивается. | |
| | Композиции | |
| | достигают смысловой | |
| На синем фоне, | точности. Символика | |
| выступают | граничит с | «Добрый пастырь в |
| задрапированные | аллегорией. | райском саду» мозаика в |
| фигуры христианских | Подробно | светлых тонах с |
| мучеников, сказочные | развернутые циклы | изображением Христа - |
| ландшафты рая с | сцен из Ветхого | юного пастуха, на фоне |
| золотыми оленями и | завета и Нового | пейзажа. Фигуры |
| птицами Юность Христа | Завета. «Добрый | мучеников на голубом |
| атрибут божества | пастырь в райском | фоне выделяются ясными |
| «Добрый пастырь в | саду» живые | силуэтами. |
| райском саду» /132/ | контуры, | |
| | выразительные | |
| | индивидуальные | |
| | черты. светлые тона | |
| | /235/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Церковь Сан - Витале. |
|------------------------------------------------------------------------|
| | В композициях царит | |
| | строгая | |
| | торжественность, в | |
| | лицах - суровая | |
| | отрешенность. Тип | |
| | лица восточный, с | |
| | преувеличенными | |
| | крупными чертами, с | |
| | расширенными | |
| | глазами. Лица | |
| Мозаики - портретные | похожи друг на | |
| изображения Юстиана и | друга. Симметрия, | Яркая галерея образов |
| Феодоры со свитой. | чередование фигур | придворных - |
| Официальность, | создает | выразительны их |
| парадность, | композиционную | портреты. Молодой |
| возведения в ранг | скованность. | император идеализирован. |
| сверхземного, | Фронтальные | Портретные образы |
| полубожественного. | застылые фигуры на | претворены в процессию |
| Император и его жена | золотом фоне. | торжественную. Император |
| похожи, в них нет | Отсутствие | занимает центральное |
| нечего человеческого. | перспективного | положение. Фигуры не |
| У всех изображенных | углубления, | ступают по земле. |
| слишком большие | подчеркнутая | Пропорции фигур стройны, |
| неподвижные глаза | плоскостность | чрезмерно вытянутые |
| /132/. | изображения. Кубики | /235-236/ |
| | смальты | |
| | укрупняются, | |
| | выкладываются более | |
| | ровными рядами, | |
| | поверхность | |
| | становится менее | |
| | «фактурной», более | |
| | «зеркальной». | |
| | Мозаика приобретает | |
| | эффект сильного | |
| | свечения /254-255/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Церкви в Салониках |
|------------------------------------------------------------------------|
| | В мозаиках образы | |
| | более разнообразны | Лица в мозаиках |
| | и индивидуальны. | сохраняют портретные |
| | Красочная палитра | черты, композиция |
| | включает в себя | застыла, неподвижны все |
| | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг |
| | подвижна, полна | с другом. Персонажи |
| | цветовых и световых | лишены лирического |
| | рефлексий и далека | подъема, они почти |
| | от скованности, | идолы. Фигуры напоминают |
| | техника исполнения | каменные столбы /236/. |
| | безупречна /253/. | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мозаики в Никее |
|------------------------------------------------------------------------|
| Лица напоминают об | | |
| античном идеале | | |
| красоты - нежными | | |
| овалами, | Образ становится | «Никейские ангелы» |
| классическими | более аскетическим | Фигуры застывшие, мало |
| пропорциями и | и цельным, обретает | выразительные, но лица |
| чертами, рот | возможную силу | исполнены удивительного |
| маленький, нос | подвижнического | обаяния. нежные овал |
| тонкий, взгляд | молитвенного | лица, открытый лоб, |
| пристальный. Кубики | сосредоточения. Нет | свободно откинутые |
| смальты оливковые, | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза, |
| розовые, бледно - | нет тонкости | удлиненный нос и |
| сиреневые и белые | исполнения /253/ | маленькие губы /236/. |
| сливаются и создают | | |
| иллюзию нежного | | |
| живого лика /134/. | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Комментарий |
|------------------------------------------------------------------------|
| В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - |
| мозаика. Наибольшей силы она достигает благодаря тому что они |
| создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие |
| христианство также повлияла на становление этого вида искусства. |
+------------------------------------------------------------------------+
1. Анализ стиля мозаики Византии
История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий.
Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских
храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались
мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К
шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в
райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого
Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из
рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы»
в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует
символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов.
«Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые
фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды
придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода
/ 3, 236/
Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал
изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем
рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба.
Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости
/1,128-131/
Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под
сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами
кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое
волнующее зрелище.
Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из
особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая
поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они
учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на
мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой
старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков
назад.
Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах
Равенны /1,131/.
Заключение
При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию
мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов
источников разработаны сравнительно-аналитическая таблица
мозаики Византии. По которым был проведен анализ стиля мозаики Византии.
Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется
специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе
его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от
друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные
направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения,
живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью
цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в
куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы».
Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках
Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от
античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только
чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,
зато духовность достигает необычайной силы.
В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти
многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль
в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный
художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\".
За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием
византийского художественного стиля.
Список литературы:
1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г
выпуск 1
2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.-
М.: Советский художник 1987г.
3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд.
4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|