«Мозаики Византии»
             Министерство образования и науки Республики Казахстан 
           Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова 
                     Факультет  туризма, спорта и дизайна  
                                           Кафедра изобразительного искусства 
                                    Реферат 
                                 ПО ДИСЦИПЛИНЕ 
             206 ITI  «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 
                                    НА ТЕМУ: 
                               «Мозаики Византии» 
                                                     Выполнил студент 3 курса 
                                                                   Группы ХГР 
                                                              Сальникова Н.И. 
                                         Проверил: преподаватель кафедры ИЗО: 
                                                                  Лузина О.И. 
                               Кокшетау, 2008 год 
   Содержание: 
   Введение…………………………………………………………………………..3 
    1. Общая характеристика мозаики Византии………………………………..…4 
    2. Сложение индивидуальных черт мозаики Византии ………………………5 
   2.1. Анализ стиля стиля мозаики Византии…………………………………….7 
   Заключение………………………………………………………………………...8 
   Список литературы………………………………………………………………..9 
   Приложение………………………………………………………………………10 
   Введение 
   Актуальность  Византийские мозаики - самое характерное создание 
   византийского гения. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая 
   создается из долговечных материалов. Но и в XXI веке мозаика также 
   актуальна, как и много веков назад /1,131/. 
   Анализ источников  : книги «Краткая история искусства» Н.А. Дмитриева, 
   «Очерки истории искусства» под редакцией Н.Е.Григоровича и Г.Г.Поспелова 
   посвящены развитию мирового искусства. «Культурология» под редакцией 
   А.Н.Марковой и «Введение в искусствознание» Ильина Г.В. открывают нам курс 
   мировой художественной культуры. 
   Проблема выявление характерных черт и особенностей мозаичных изображений. 
   Цель собрать и обработать материал, посвященный мозаичной живописи эпохи 
   Византии. 
   Объект исследования  процесс становления и эволюции мозаики Византии в 
   эпоху средневековья. 
   Предмет исследования особенности художественного образа в мозаичной 
   живописи эпохи Возрождения. 
   Задачи 
    1. Проанализировать литературу, посвященную мозаичной живописи в 
       Византии. 
    2. Разработать хронологическую и сравнительно- аналитическую таблицу, 
       посвященные мозаичным изображениям. 
    3. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать 
       особенности мозаики Византии. 
   Метод исследования аналитический 
   Научная новизна выполнение самостоятельного анализа художественного образа 
   мозаики Византии на основе научного метода и инструментов творческого 
   мышления. 
   Практическая значимость  материал, собранный в реферате, можно применить 
   для подготовки урока восприятия в средней школе. 
   1  Общая характеристика мозаики Византии 
   Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» называл этот вид искусства 
   «божественным» и говорил, что ему ведомы проблемы и темы, недоступные 
   другим видам искусства. Язык живописи более условен, чем язык владеющих 
   трехмерным пространством архитектуры и скульптуры. Живопись, как и 
   графика, апеллирует более к воображению зрителя, создавая иллюзию 
   пространства и объема и заставляя ее служить задуманному художником 
   образу. По своему назначению роли и технике исполнения живопись 
   разделяется на монументальную (монументально-декоративную), станковую и 
   миниатюрную /4,42/. 
   Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль 
   стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в 
   античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством 
   красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, 
   бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы  мозаика 
   достигает благодаря слиянию цветовых пятен с золотым фоном. 
   Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ 
   богатства и роскоши, и как самый яркий из цветов /3,235/. 
   Мозаика  - древнейший род живописи, наборная живопись. В мозаике широко 
   использовались полудрагоценные камни (агат, яшма, лазурит и др.) Из 
   мрамора и прочих камней выкладывались не полу узоры из квадратов, 
   треугольников, кругов. Мозаика - всегда из камня, укладывающегося, как 
   всякая древняя мозаика, так называемым прямым набором прямо в грунт, и 
   затем отполированная. Монументальная живопись - мозаика набиралась из 
   специальных цветных камней .Фон тоже был из смальты, только бесцветной, 
   между двумя такими бесцветными кусочками прокладывалось тончайшее листовое 
   золото или золотая (впоследствии использовалась и серебряная) фольга. 
   Набор камня был очень разнообразен - от порфира халцедона до оникса и 
   ляпис - лазури /4, 44/. 
   Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные 
   кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых 
   выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, 
   отражая свет. 
   Свобода кладки мелких кубиков смальты, похожих на сочные мазки кисти, 
   создает живописность, близкую принципам античного искусства. Вместе с тем 
   поверхность кажется совершенно имматериальной: в изображении нет ни одной 
   жесткой или твердой линии, все они выглядят ускользающими, и впечатление 
   это довершается благодаря переливчатому мерцанию мозаики. 
   Античные приемы красочной лепки объема и пластической рельефности формы 
   живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой 
   конструктивная логика отсутствует и форма предстает как бы 
   дематериализованной. Подобно этому в образе полнота конкретных жизненных 
   сил сочетается с тончайшей одухотворенностью /2, 251/. 
   2 СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЕРТ 
   МОЗАИКИ  ВИЗАНТИИ 
   +------------------------------------------------------------------------+ 
   |      Источник 1       |     Источник 2      |                          | 
   |                       |                     |                          | 
   |    Краткая история    |   Очерки истории    |        Источник 3        | 
   |       искусства       |     искусства.      |                          | 
   |                       |                     |  Культурология.Под.ред.  | 
   |       1 выпуск        |    Под.ред. Н.Е.    |       А.Н Марковой       | 
   |                       | Григоровича и Г.Г.  |      М.:ЮНИТИ,2000       | 
   |   Н.А Дмитриева М.:   |    Поспелова М.:    |                          | 
   |   «Искусство» 1969    |     «Советский      |                          | 
   |                       |   художник» 1987    |                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                           Мозаики в Равенее                            | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                        Мавзолей Галлы Плакидии                         | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                       | Искусство           |                          | 
   |                       | развивается.        |                          | 
   |                       | Композиции          |                          | 
   |                       | достигают смысловой |                          | 
   | На синем фоне,        | точности. Символика |                          | 
   | выступают             | граничит с          | «Добрый пастырь в        | 
   | задрапированные       | аллегорией.         | райском саду» мозаика в  | 
   | фигуры христианских   | Подробно            | светлых тонах с          | 
   | мучеников, сказочные  | развернутые циклы   | изображением Христа -    | 
   | ландшафты рая с       | сцен из Ветхого     | юного пастуха, на фоне   | 
   | золотыми оленями и    | завета и Нового     | пейзажа. Фигуры          | 
   | птицами Юность Христа | Завета. «Добрый     | мучеников на голубом     | 
   | атрибут божества      | пастырь в райском   | фоне выделяются ясными   | 
   | «Добрый пастырь в     | саду» живые         | силуэтами.               | 
   | райском саду» /132/   | контуры,            |                          | 
   |                       | выразительные       |                          | 
   |                       | индивидуальные      |                          | 
   |                       | черты. светлые тона |                          | 
   |                       | /235/.              |                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                         Церковь Сан - Витале.                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                       | В композициях царит |                          | 
   |                       | строгая             |                          | 
   |                       | торжественность, в  |                          | 
   |                       | лицах - суровая     |                          | 
   |                       | отрешенность. Тип   |                          | 
   |                       | лица восточный, с   |                          | 
   |                       | преувеличенными     |                          | 
   |                       | крупными чертами, с |                          | 
   |                       | расширенными        |                          | 
   |                       | глазами. Лица       |                          | 
   | Мозаики - портретные  | похожи друг на      |                          | 
   | изображения Юстиана и | друга. Симметрия,   | Яркая галерея образов    | 
   | Феодоры со свитой.    | чередование фигур   | придворных -             | 
   | Официальность,        | создает             | выразительны их          | 
   | парадность,           | композиционную      | портреты. Молодой        | 
   | возведения в ранг     | скованность.        | император идеализирован. | 
   | сверхземного,         | Фронтальные         | Портретные образы        | 
   | полубожественного.    | застылые фигуры на  | претворены в процессию   | 
   | Император и его жена  | золотом фоне.       | торжественную. Император | 
   | похожи, в них нет     | Отсутствие          | занимает центральное     | 
   | нечего человеческого. | перспективного      | положение. Фигуры не     | 
   | У всех изображенных   | углубления,         | ступают по земле.        | 
   | слишком большие       | подчеркнутая        | Пропорции фигур стройны, | 
   | неподвижные глаза     | плоскостность       | чрезмерно вытянутые      | 
   | /132/.                | изображения. Кубики | /235-236/                | 
   |                       | смальты             |                          | 
   |                       | укрупняются,        |                          | 
   |                       | выкладываются более |                          | 
   |                       | ровными рядами,     |                          | 
   |                       | поверхность         |                          | 
   |                       | становится менее    |                          | 
   |                       | «фактурной», более  |                          | 
   |                       | «зеркальной».       |                          | 
   |                       | Мозаика приобретает |                          | 
   |                       | эффект сильного     |                          | 
   |                       | свечения /254-255/. |                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                           Церкви в Салониках                           | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                       | В мозаиках образы   |                          | 
   |                       | более разнообразны  | Лица в мозаиках          | 
   |                       | и индивидуальны.    | сохраняют портретные     | 
   |                       | Красочная палитра   | черты, композиция        | 
   |                       | включает в себя     | застыла, неподвижны все  | 
   |                       | множество оттенков, | фигуры, не связанны друг | 
   |                       | подвижна, полна     | с другом. Персонажи      | 
   |                       | цветовых и световых | лишены лирического       | 
   |                       | рефлексий и далека  | подъема, они почти       | 
   |                       | от скованности,     | идолы. Фигуры напоминают | 
   |                       | техника исполнения  | каменные столбы /236/.   | 
   |                       | безупречна /253/.   |                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                            Мозаики в Никее                             | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   | Лица напоминают об    |                     |                          | 
   | античном идеале       |                     |                          | 
   | красоты - нежными     |                     |                          | 
   | овалами,              | Образ становится    | «Никейские ангелы»       | 
   | классическими         | более аскетическим  | Фигуры застывшие, мало   | 
   | пропорциями и         | и цельным, обретает | выразительные, но лица   | 
   | чертами, рот          | возможную силу      | исполнены удивительного  | 
   | маленький, нос        | подвижнического     | обаяния. нежные овал     | 
   | тонкий, взгляд        | молитвенного        | лица, открытый лоб,      | 
   | пристальный. Кубики   | сосредоточения. Нет | свободно откинутые       | 
   | смальты оливковые,    | сложных рефлексий и | волосы, большие глаза,   | 
   | розовые, бледно -     | нет тонкости        | удлиненный нос и         | 
   | сиреневые и белые     | исполнения /253/    | маленькие губы /236/.    | 
   | сливаются и создают   |                     |                          | 
   | иллюзию нежного       |                     |                          | 
   | живого лика /134/.    |                     |                          | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   |                              Комментарий                               | 
   |------------------------------------------------------------------------| 
   | В эпоху средневековья в Византии складывается стиль стенной живописи - | 
   | мозаика. Наибольшей силы  она достигает благодаря тому что они         | 
   | создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости. Развитие      | 
   | христианство также повлияла на становление этого вида искусства.       | 
   +------------------------------------------------------------------------+ 
     1. Анализ стиля мозаики Византии 
   История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. 
   Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских 
   храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки расписывались 
   мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. К 
   шедеврам мозаичной живописи несомненно относятся: «Добрый пастырь в 
   райском саду» изображен в мавзолее Галлы Плацидии. Напоминающий кроткого 
   Орфея античных мифов; его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из 
   рук. Тип молодого Христа - атрибут божества. «Крещение Христа и апостолы» 
   в Равенне, на мозаике продемонстрирован исторический момент. Присутствует 
   символика сошествия святого духа на Христа и затем от него на апостолов. 
   «Никейские ангелы». Не уступают лучшим античным портретам. Четыре крылатые 
   фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды 
   придворных телохранителей, выступали на темно-золотом фоне алтарного свода 
   / 3, 236/ 
   Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал 
   изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем 
   рождал ощущение дышащего, таинственно мерцающего золотого неба. 
   Мозаики создавали иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости 
   /1,128-131/ 
   Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под 
   сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами 
   кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое 
   волнующее зрелище. 
   Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из 
   особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая 
   поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они 
   учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на 
   мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой 
   старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она 
   оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков 
   назад. 
   Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпательницах 
   Равенны /1,131/. 
   Заключение 
   При подготовке реферата были использованы книги, посвященные развитию 
   мирового искусства. В частности эпохи Средневековья. На основе материалов  
   источников  разработаны   сравнительно-аналитическая таблица 
   мозаики Византии. По которым был проведен  анализ стиля мозаики Византии. 
   Можно сделать следующий вывод: В живописи VI-VII вв. кристаллизуется 
   специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе 
   его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от 
   друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим 
   идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные 
   направления, мозаики отличались великолепным качеством исполнения, 
   живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью 
   цветов. Одним из самых совершенных произведений этой эпохи были мозаики в 
   куполе церкви Успения в Нике - «Никейские ангелы». 
   Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках 
   Равенны, Синая, Фессалоники, знаменуют отказ византийских мастеров от 
   античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только 
   чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, 
   зато духовность достигает необычайной силы. 
   В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти 
   многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль 
   в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный 
   художественный центр средневекового мира, в \"палладиум наук и искусств\". 
   За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием 
   византийского художественного стиля. 
                               Список литературы: 
   1 Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г 
   выпуск 1 
   2 Под. Ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова Очерки истории искусства.- 
   М.: Советский художник 1987г. 
   3 Под. Ред. А.Н. Марковой Культурология. - М.:ЮНИТИ 2000г.2-е изд. 
   4 Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель2003г. 
                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 
   
 |