Маньеризм
Астраханский Государственный Технический Университет
Кафедра русского языка
Реферат на тему:
Маньеризм:
Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Выполнила: студентка
группы ДФР-21
Клычкова Ольга
Проверила:
Егорушкина М.Н.
Астрахань-2000
Содержание.
1. Маньеризм как стиль эпохи Возрождения
2. Маньерист Сандро Боттичелли
3. Маньеризм Леонардо да Винчи
4. Маньеризм и Микеланджело Буонаротти
5. Маньеризм Рафаэля Санти.
6. Список использованной литературы.
Маньеризм как стиль эпохи Возрождения.
Этот термин впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в 1792г.
для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи в период с 1527г.
до начала деятельности братьев Карраччи. Однако прилагательное
«маньеристический» более древнее – оно впервые встречается у француза
Фреара де Шамбре в 1662г. У обоих авторов использование этих терминов
связано с негативной оценкой стиля той эпохи. В 19в.теоретики, стремясь
прояснить значение и использование понятия «маньеризм», начинают изучать
творчество «маньеристов», и благодаря этому стиль той эпохи постепенно
«реабилитируется.
Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera –
прием, способ) – название, условно обозначающее кризисные стилистические
тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным
образом итальянского, искусства середины и конца 16в. Этот этап отражал
кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство
Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием.
Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не
соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В
Маньеризме усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно
поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом
последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные
исторические эпохи. Одним из самых необычных примеров искусства маньеризма
древности можно назвать рельеф храма Бела в Пальмире (32г. н.э.) с
изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как
орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только
подчинением изображения орнаментальным задачам, скорее здесь отражается
общий кризис искусства эллинизма. Маньеризм всегда свидетельствует о
вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Наиболее ярко эта его
роль проявилась в Италии, где маньеристические тенденции предвещали
рождение Барокко. Х. Вёльфлин писал о том, что не случайно Маньеризм
получил такое мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного
тела был особенно развит… В движении фигур у Леонардо и Микеланджело…
каждое мгновение грозит перейти в искусственность и манерность». Дж. Вазари
критиковал живопись итальянского кватроченто словами «aspro a vedere»
(итал. «жестко для зрения», имея в виду, вероятно, строгую, тектоничность и
скульптурность в трактовке формы раннего флорентийского Классицизма.
Впервые термин «maniera» стал приобретать особое значение в середине
16в. у венецианских живописцев, которые употребляли его с оттенком «новая
манера» (итал. «maniera nuova») для обозначения стиля работы современных
художников в отличие от старшего поколения: Дж. Беллини, Джорджоне,
Тициана. В этом смысле термин «манера» означал положительную оценку нового,
оригинального, своеобразного в искусстве, выходящего за границы
классической традиции.
Впервые после ренессанса с таким трудом достигнутая гармония
содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за
чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных
средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка.
Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь
неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля, но величайшая по
своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся
Маньеризм. Нарушение классической гармонии сопровождалось и поисками новых,
иных способов организации отдельных изобразительных элементов. Эта
тенденция получила в итальянском искусстве название «форцато» (итал.
Forzato – принужденный, насильственный). Она заключалась в гиперболизме,
выражении чрезмерного, крайне напряженного действия, движения, никак не
мотивированного содержанием: сюжетом, темой, идеей изображения. Отсюда
странная, непонятная для воспитанного на классическом искусстве зрителя,
дисгармония форм, деформация фигур, кажущихся в картинах маньеристов
надуманными, жеманными и даже уродливыми. Однако за всем этим стоят
определенные исторические закономерности, придающие искусству Маньеризма
вполне «законный статус» художественного стиля.
В архитектуре Италии второй половины 16в. Маньеризм проявился в
произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных
ордеров, романских и готических архаизмов. Разрушение строгой, логичной
связи элементов ордера, присущей классической системе, можно было бы
назвать эклектичным и нехудожественным, если бы не новые, пусть и
алогичные, композиционные принципы, которые заключались, прежде всего, в
смене тектонического формообразования пластическим. Именно это, вероятно,
имел в виду Дж. Вазари, когда писал о постройках Б. Перуцци, что они «не
сложены, а словно выросли». Особое течение в искусстве архитектурного
маньеризма представляют стилизации под причудливые естественные
образования: пещеры, гроты, обросшие мхом стены. Со временем слово
«маньеризм» стало выражать то, что служит для «исправления, украшения,
улучшения натуры», поскольку сама действительность, как она есть, для
художника неинтересна, а ценность имеет лишь фантазия, выдумка,
воображение. Здесь термин «маньеризм» означает по сути идеализм и
романтизм. Практически же, стремление заменить главный эстетический
критерий классицизма «Высокого Возрождения» -- «верность природе» --
субъективизмом «манеры» означало стилизацию в искусстве. Одним из
теоретиков подобной стилизации в Италии был Ф. Цуккаро.
Ранний маньеризм во Флоренции представлен творчеством Я. Понтормо –
выдающегося художника, работавшего под сильным влиянием, находившегося в
1520-1534гг. во Флоренции Микеланджело. Поэтому Маньеризм Понтормо,
отличался высокой духовностью, несмотря на свой явно подражательный
характер. Следующее поколение флорентийских маньеристов: ученик Понтормо А.
Бронзино, а также Дж. Вазари, Б. Бандинелли, бывшие придворными художниками
флорентийского герцога Козимо 1 медичи, О. Джентилески, А. Маньяско,
Пермиджанино, Ф. Сальвиати и многие другие постепенно теряли это качество,
отчего их искусство даже названо «манерным маньеризмом» (maniere
manierismo). Этот термин предложил в 1963г. Д. Смит.
Поздние маньеристы, ощущая несоответствие классических норм
потребностям времени, разрушали композиционные связи, но, в отличие от
художников Барокко, не могли найти нового организующего пространственного
принципа. В частности, в декоративных росписях, как отмечал Б. Виппер, в
отличие от классицизма Высокого Возрождения, изобразительные композиции не
связывались органично с архитектурой, но и не создавали новое, как в
барокко, ирреальное пространство, а оставляли «непреодоленным противоречие
между реальностью и мнимостью... элементами изображаемого пространства,
иллюзией объема и архитектурным обрамлением, что производило странное,
путанное впечатление». Именно поэтому во многом экстатическое напряжение и
динамика маньеристического стиля выливались либо в чрезмерную дробность
мелких деталей и отсутствие ясного, связующего эти детали пространственного
принципа, либо в поверхностное, внешнее подчеркивание экспрессии, искажение
пропорций фигур. Например, типичным для живописцев итальянского Маньеризма
было создание композиций из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно
нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой – карикатурные
повторения фигур Микеланджело. Для живописи маньеризма были характерны
«змеевидные фигуры» с вытянутыми пропорциями. Для «усиления пластичности»
чрезмерно малыми изображались головы, кисти рук и пр. Это особенно
характерно для картин Пармиджанино. Удлинение фигур и уменьшение деталей
действительно усиливает их пластичность, но в данном случае выглядит
манерным. В живописи Бронзино, напротив, пропорции остаются классическими,
но разрушается целостность пространства. Слишком крупные фигуры не
умещаются в отведенных им пределах, они либо перерезаются рамой, либо
зрительно «выпадают» из плоскости картины. Их контуры уже не выражают
пространственные отношения фигур, как это было в живописи Леонардо да Винчи
или Рафаэля, а становятся орнаментальными.
Движение не мотивируется смыслом, действием, а начинает подчиняться
декоративному ритму композиции. Движение, которое должно было бы связывать
фигуры между собой, замыкается в пределах каждой изображаемой художником
фигуры, что придает им «метущийся», беспокойный характер. Пространственно-
смысловые связи рвутся, композиция становится неясной, плохо читаемой.
Вместо отдельных пластически-смысловых акцентов, поддерживается все подряд,
без порядка и отбора. Если в искусстве Барокк, зрительное движение было
главным формообразующим фактором, то в маньеризме оно играло деструктивную,
разрушающую роль.
Маньеризм проявился и в итальянской скульптуре, главным
представителем которой в конце 16в. был Б. Челлини. Его произведения при
всей их кажущейся классичности отличаются вниманием ко всем деталям без
учета их отношения к целому, чего не было у его великих предшественников
Донателло, Микеланджело. Еще одной чертой маньеризма в изобразительном
искусстве является особое пристрастие художника к тщательной, ювелирной
обработке поверхности, увеличение материалом в большей степени, чем тем,
что он должен выразить. Не случайно Челлини после отливки своих скульптур
из бронзы тщательно полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и
гравировкой. Занимаясь много ювелирным искусством, он и к скульптуре
подходил как к ювелирному изделию.
Одним из своеобразных проявлений итальянского маньеризма первой трети
16в. стало так называемое «Готическое Возрождение» -- возвращение к
средневековой мистической экзальтации и экспрессии образов, наиболее ярко
проявившееся в позднем творчестве Я. Понтормо.
Крайне своеобразным было распространение маньеризма на севере Европы
16-17вв. В этот период искусство Итальянского Возрождения воздействовало на
художников «по ту сторону Альп» уже в маньеристической редакции. В
Германии, Франции, Нидерландах, Польше получали широкое хождение гравюры,
виртуозно, но крайне вольно и субъективно трактовавшее классические
произведения итальянской живописи. Наиболее характерный пример – школа
Фонтенбло во Франции. В Германии ренессансные итальянские формы
истолковывались в национальных традициях, с готической точки зрения.
Результатом такого симбиоза был несколько странный «готический маньеризм».
Разновидностью интернационального маньеризма была деятельность
художников рудольфинского стиля в Праге и хаарлемских академистов.
Превалирование техники над содержанием, виртуозность как самоцель отличает
многие виды декоративного и прикладного искусства конца 16-начала 17вв.
Маньеризмом можно считать венецианское стекло, в свих наиболее ярких
проявлениях граничащее с трюкачеством, демонстрацией «техники ради техники»
с одной целью: поразить, удивить, сделать так, чтобы никто не смог
повторить или даже догадаться как это могло быть вообще сделано?
Маньеризмом по своей сути является творчество знаменитых аугсбургских и
нюрнбергских злато кузнецов и ювелиров, прежде всего «немецкого Челлини» В.
Ямнитцера. С конца 16 столетия в области декоративного искусства критерием
особой ценности и красоты стало «редкостное и замысловатое». Заказчиков все
менее удовлетворяло повторение ренессансных образцов, они требовали
новизны, фантазии, технической изощренности, роскоши и богатства. Это
вынуждало мастеров искать новые материалы, сочетать золото и серебро с
драгоценными камнями, жемчугом, кораллами, перламутром, заморским черным и
красным деревом. Различного рода диковины, как например ветвистые кораллы
или раковины-наутилусы, стали своей формой определять общую композицию
изделий. Архитектоника, логика построения композиции полностью уступала
произволу, причудам фантазии художника и заказчика. Это было характерно для
творчества мастеров при дворе саксонских курфюрстов в Дрездене.
Достаточно только четырех имен, чтобы понять значение
среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса: Сандро Боттичелли,
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много
общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом
работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости и
капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они
выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти
враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие
индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую
горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения —
Интеллект, Гармонию, Мощь.
Маньерист Сандро Боттичелли (1447-1515).
Боттичелли решился передать свою тему в нескольких фигурах и
сосредоточить в них всю силу выразительности. В отличие от «Примаверы», как
известно, «Рождение Венеры» написано на холсте, его формат необычно велик
(278,5*172,5) и характерен для этого периода. Многие композиции современных
Боттичелли художников приобретают новую функцию – большого панно для стены.
Таковы декоративные полотна Козимао Тура «Св. Георгий, поражающий змия» и
«Благовещение». Они порой заменяли декоративные ковры. Появляются и циклы
картин, в особенности на Севере – цикл Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. В
Италии впервые эти циклы появляются в Венеции, например «История Марии и
Христа» 1476 года Якопо Беллини для зала большого Палаццо дожей, далее
Страницы: 1, 2, 3
|