Легенда и рыцарский роман
Каролинсское   возрождение,   собрав    лучших    представителей    западной 
образованности при дворе императора, воспитало целое  поколение  богословов, 
учёных и литераторов, рассеявшееся  по  франкской  земле,  оживившее  старые 
центры культуры и создавшее в аббатствах и епископских городах новые. 
Обращаясь  к  миру,  клирики  увлекаются  мирскими  сюжетами  и  занимающими 
светское   общество   интересами.   Латинская   литература    вступает    во 
взаимодействие с народной словесностью. Альберт  пишет  латинскую  поэму  об 
Александре Великом. Давно произносившие свои проповеди на «lingua  rustica», 
клирики  слагают  на  нет  стихотворные  легенды  и  церковные   песнопения, 
переводят в  стихи  евангельские  рассказы.  В  половине  ХI  в.  появляется 
французское  стихотворное  житие  Св.  Алексия.  Начинают   звучать   первые 
народные песни в честь Девы Марии. 
Старый германский эпос воспринимает  новые  наслоения,  романская  эпическая 
поэзия примыкает  к  каралинсской  и  феодальной  истории.  В  образе  Карла 
Великого сливаются воспоминания о нём самом, Карле Мартелле и  Карле  Лысом. 
Великий Карл – величавый и мудрый король, молчаливый в  совете,  решительный 
и мужественный в бою, когда его  седая  борода  на  покрытой  бронею  груди. 
«Nostre emperere magne» вождь борьбы с сарацинами, имя которых покрыло  всех 
врагов:  и  норманнов,  и  арабов.  Он  защитник  веры  и  мира,  воплощение 
национальной идеи. По его мотивам Бог совершает чудеса,  и  с  ним  беседует 
архангел Гавриил, посланник Божий. Автор «Песни о  Роланде»  знает:  «Ni  ne 
pedrat dolce France son los!» Он дорожит  честью  Франции,  и  гордиться  её 
героями – «li quens Rollans» и «olivier  li  ber».  Все  впадают  в  ярость, 
когда говорят, что есть император поважнее Карла. Они любят «gaber»,  т.  е. 
неумеренно прихвастнуть, особенно выпитого вина и перед отходом ко  сну.  Во 
дворце греческого  императора  сам  Карл  заявляет  своим  рыцарям,  что  он 
способен разрубить пополам вооруженного рыцаря  вместе  с  его  конём,  граф 
Роланд может звуком рога сбить с петель  городские  ворота  Константинополя; 
«gab»   Оливьера,   влюбившегося   в   дочь   греческого   «короля   Угона», 
непередаваема. Но если герои прихвастнут, они с Божьей  помощью  и  выполнят 
свои невероятные обещания, а напуганный король Угон будет рад признать  себя 
вассалом  Карла.  Так  идея  отечества  и  героический  идеал  сплетаются  с 
любовной, но острой насмешкой над Карлом на потеху ярмарочной толпы.  Старые 
мотивы германского героического эпоса сочетаются с более  свободным  к  нему 
отношением, то есть со смутным чутьём становящейся художественной формой. 
Национальное чувство находит себе  выход  в  «королевской  эпопее»;  местный 
патриотизм, идеал верности  к  сеньору  и  героических  подвигов  в  «эпопее 
феодальной»,  связываемой  с  именами  знаменитых  баронов.  А  из  Британии 
переносятся во Францию старые кельтские предания, легенды  о  фантастических 
приключениях и любви героев.  Уже  выплывают  из  тумана  образы  прекрасной 
Изольды, жены короля Марка, и Тристана.  В  «Chancos  de  gestes»  творчески 
осознаётся идеал феодальной знати. Под аккомпанемент арфы, «роты» или  виолы 
поют «Песни о подвигах» бродячие певцы, «joglers» или «jogledors»;  поют  их 
и рыцари в пути или  перед  битвой.  В  цветущих  землях  южной  Франции,  в 
области «lanque dґoc» устраиваются культура и быт феодального общества, и  с 
конца ХI века (1087-1127), первый  трубадур,  ещё  непосредственно  выражает 
свою любовь к  жизни  наслаждениям.  Но  скоро  новую  поэзию  скуёт  форма, 
отражение  устанавливающейся  в  куртуазном  быту  меры,   «mazura».   Поэт- 
министириал  станет  славить  свою  даму,  зарабатывая  себе   на   хлеб   и 
вырабатывая  художественный  стиль.  Он  станет  учителем  весёлой  науки  и 
вытеснит скучного  капеллана  или  заставит  его  говорить  о  любви.  Новая 
лирическая  поэзия,  поэзия  рождающегося  на  пороге  ХII   в.   феодально- 
рыцарского общества, отдаваясь иногда политическим страстям  в  «сирвентах», 
уйдёт в  наблюдение  духовной  жизни  и  будет  следить  за  сменою  тонких, 
сковываемых ритмом чувств. И постоянное,  беспокойное  движение  феодального 
мира перебросит поэзию провансальских трубадуров к французским труверам,  ко 
двору неаполитанских королей и в Германию.  Развитие  и  расцвет  миннезанга 
падают на ХII и XIII века начала  его  скрыты  в  феодальном  творчестве  XI 
века. 
ЛИТЕРАТУРА: 
  . Л. В. Карсавин «Культура средних веков» 
  . А. Я. Гуревич «Категории средневековой культуры» 
   
 |