была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной
тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение.
Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали
реалистические произведения. Расцвет искусства был отчасти обусловлен тем,
то в стране после длительных междоусобных войн был на долгий срок
установлен мир.
Культурным центром страны стал город Эдо, то есть Токио,
где работало около тысячи художников – граверов. Расцветом всемирно
известной японской гравюры принято считать период примерно в двести лет: от
середины XVII до середины XIX века.
Если в Европе и в Китае гравюра зародилась как
репродукционная, то в Японии она стала самостоятельным видом искусства.
Японские гравюры сразу можно узнать по точному рисунку, изящной линии,
декоративной условности в цвете, красивым сочетанием цветов. Интересен
метод их выполнения: делал рисунок обычно художник, который ставил свою
монограмму , а вырезал гравюру мастер- резчик и печатал. Эти мастера
обладали, как правило, помимо совершенства в своём мастерстве и
художественным вкусом.
Печатались японские гравюры водяными красками,
размешанными на рисовом, клее, который не давал растекаться красочному
слою. Краски наносилось широкой кистью типа флейц, а печатались гравюры
вручную, с помощью костяной гладилки, по форме напоминавшей длину флакона.
Большого давления не требовалось, так как пористая бумага легко впитывала
краску.
Сначала в Японии существовала чёрная гравюра.
Родоначальником её принято считать Моронобу, который изображал несложные
жанровые сцены и отдельные фигуры. Впервые применил цветную гравюры как
самостоятельный вид искусства Хоронобу. Своим расцветом гравюра обязана
таким художникам, как Утамаро, Хироге, Хокусай и многие другие.
Девизом для их творчества можно взять слова великого
художника Хокусаи: «ни что в природе не должно быть оставлено без
внимания».
Линогравюра в России.
В России линогравюра возникла несколькими годами
позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у
нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи
книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в
ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В. В. Матэ,
который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских
художников применил линогравюру Н. А. Шевердяев, который во время
пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел
успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским
художником – гравером, И. Н.Павлов, который уже до этого имел громадный
опыт в работе над репродукционной гравюрой. И. Н. Павлов заинтересовался
гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже
вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты призирали этот новый
гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на
линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошёл прежде всего
своими знаменитыми сериями цветных линогравюр.
Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к
экслибрисам. EXLIBRIS- слово латинского происхождения, приобретает в наши
дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом
смысле употребляется, например: "Exlibris А. А. Сидорова". Но оно имеет и
более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может
быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке
переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются
чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с
содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями
характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный
знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с
гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века
экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме.
Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б.
М. Пустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В. А. Фаворский и многие другие.
Увлекались линогравюрой и многие русские художники – живописцы.
Блестящим офористом был и Нивинский, создавший целую
школу московских граверов. Среди других художников, внесших большой вклад в
развитие советской графики был А.И. Кравченко, так же работавший в области
иллюстрации и гравюры на дереве, а так же другие выдающиеся советские
художники.
Традиции художников старшего поколения продолжают
молодые графики. Большинство из них прошло основательную профессиональную
подготовку в художественных вузах.
3.Глава III. Разновидности гравюры.
Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на
линолеуме.
Гравюра на дереве получила название ксилографии, от
греческого слова «ксилос» (дерево). Существует два вида гравюры на дереве:
обрезная (или продольная) и торцовая. Сам термин чаще всего обозначает
чёрно-белую торцовую гравюру на дереве, гораздо реже – продольную, которую
принято называть «обрезная гравюра на дереве». Цветную гравюру так и
называют: «цветная гравюра на дереве». Для обрезной гравюры берётся
грушевая сливовая или липовая доска продольного распила; изображение
вырезается ножом или резцами и стамесками разной величины. Для торцовой
гравюры берётся поперечная плоскость дерева твёрдых пород, в основном
кавказской пальмы, при чём изображение режется резцами разной конфигурации.
Гравюры на линолеуме выполняются резцами разных сечений,
каждый резец имеет желобок внутри. Для работы удобнее всего «пробковый»
линолеум, хотя можно применять и другие сорта. На этом виде гравюры. Я
остановлюсь чуть позже.
Гравюры на меди делают на медной доске резцами,
аналогичными тем, которыми пользуются в торцовой гравюре.
Термин «литография» происходит от греческого слова
«литос» (камень). В этой технике изображение наносится мягким графическим
карандашом особого состава на, различных размеров, известковый камень
белого цвета, имеющий плоскую прямоугольную форму и зернистую фактуру.
Затем камень обрабатывается травлением. Литография, как и гравюра на дереве
и на линолеуме, выдерживает большой тираж – до нескольких тысяч оттисков.
В родстве с литографией стоит альграфия. В этом случае
камень заменяется на алюминиевую пластинку. Но это устаревшая техника. Её
недостаток – малый тираж.
Офорт включает в себя множество разновидностей.
Собственно офорт – это изображение, нанесённое на медную или цинковую
пластинку, покрытую кислотоупорным грунтом темного цвета. Рисунок
процарапывается иглами разной толщины, после чего травят в кислоте.
Другой вид офорта – «сухая игла». Здесь изображение
процарапывается на доске, лишённой грунта, и затем не подвергается
травлению. К офорту относится и «акватина» - способ, посредством которого к
контуру, сделанному травлением или сухой иглой, добавляется тон по
средствам покрытия соответствующих поверхностей раствором разъедающей цинк
кислотой.
Монотипией называется оттиск, полученный на бумаге с
изображения, нанесённого на металлическую доску или на стекло масляными
красками.
В последние годы часто применяют новые виды гравюры. Но
все выполняются по принципам гравюра на дереве, линогравюры или офорта.
4.Глава IV. Работа с линогравюрой.
Методика работы над гравюрой по линолеуму.
Линолеум - благодатный материал для любых творческих
замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как
черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию
пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и
полезно тем, что приучает работать в материале, заставляет много рисовать,
постоянно тренировать руку, глаз.
Для работы над гравюрой необходимы линолеум, резцы или
штихеля, валик, краски и бумага, а так же такие подсобные средства, как
ножи, стекло, олифа и др.
Для гравюры нужен пробковый линолеум, средней плотности, толщиной 2,5-3
мм. Перед работой его шлифуют пемзой или наждачной бумагой, поливая водой,
сначала вдоль, а потом поперек. Чем лучше и ровнее отшлифован линолеум, тем
легче будет на нем работать, тем более тонкий штрих можно получить в
оттиске. На такой линолеум хорошо накатывается валиком краска, а значит,
легче получить и хорошие оттиски. После шлифовки линолеум следует сложить и
наложить на него пресс, чтобы он не заворачивался потом в трубку. Высохший
линолеум необходимо протереть олифой и досуха вытереть.
Первый этап работы –это создание эскиза. Эскиз должен
быть хорошо продуман и проработан, обязательно нужно разобрать, де будет
свет, а где – темные места. Желательно сделать это черными красками или
хотя бы карандашом. Это самый ответственный этап работы. Здесь нужно уметь
графически мыслить, переводить объемное изображение на «язык» черного и
белого. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений
передаётся не только форма предметов, но и разница в их материалах. Эскиз
делают в размер рисунка. На первой стадии свой работы нужно стремится найти
общее графическое решение.
После того, как решение найдено, переводят композицию на
линолеум.
Это можно сделать по-разному. При помощи карандаша перевести рисунок на
кальку (калька дает возможность обратного изображения). Положить ее на
линолеум, натертый воском, рисунком вниз и гладкой пластинкой (обратным
концом ручки) передавить изображение по контуру. Воск дает возможность
четкого контура. Можно положить под кальку на линолеум копировальную
бумагу, тогда линолеум не обязательно натирать воском, и обвести рисунок
карандашом. Переведенный рисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стерся в
процессе работы. Тонкие линии обводятся пером, а большие черные пятна
закрашиваются кистью. Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное
на линолеуме, при печати получится в обратном, "зеркальном" изображении.
Углубления на линолеуме делаются штихелями - резцами
различных профилей и размеров (грабштихель, мессерштихель, шпицштихель,
болтштихель, флахштихель, фаденштихель, тонштихель). Половина успеха в
гравировании зависит от остроты резца. Необходимо помнить о технике
безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей. ). В подобном деле
большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую
(не режущую) руку, придерживающую линолеум во время работы, держать ниже
правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в
таком положении рук он не нанесет повреждений
Прежде чем приступить к своей работе, необходимо немного
поупражняться на маленьком кусочке линолеума, отработать глубину и форму
штриха. Упражнения могут быть такими: 1) расположить несколько линий -
сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно
увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной
разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске); 2)
перекрещивающиеся линии; 3) волнистые линии; 4) точечные линии (глубокий
нажим и слабый); 5) линии по кругу и т.д.; 6) работа разными по профилю
резцами.
В работе необходима последовательность. Гравирование
линолеума лучше начинать сразу с ответственных мест. Сначала обрезают
тонким линии, прорезают штриховку, а потом широким резцом выбирают ненужные
места фона. Полезно чередовать мелкую, «ювелирную» работы с выборкой
больших плоскостей. Тогда отдыхает глаз и работа идёт продуктивней.
Вырезание гравюры требует аккуратности, усидчивости, терпения, не в коем
случае нельзя спешить. Полезно знать, что чем крупнее штрих, тем глубже его
нужно прорезать.
Для печатания первого пробного оттиска берётся черная
типографская или масляная краска, которая валиком наносится на линолеум
равномерно, так. Что бы не было комочков и неровностей. Напечатать
несколько оттисков на станке или вручную. Один их них следует беречь
независимо от качества, а на втором исправлять тушью или белилами, моменты,
которые недоработаны. После, исправляется сама работа на линолеума и
делается очередной пробный оттиск. Оттиск считается хорошим, если тон
краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не жидкий, когда
хорошо и чётко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые
штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и
не надорвана. Свежий оттиск на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в
пачку, некоторое время они должны сохнуть.
После окончания работы форма и валик тщательно
промываются скипидаром и протираются тряпочкой.
Способы печати.
По способам печати всё многообразие приёмов и
разновидностей техник сводится к трём видам.
Первым из них является высокая печать. В этой технике
отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В
полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется
клише.
Вторым способом является глубокая печать. При этой
технике изображение на бумаге дают те места, которые на доске углубляются.
Таковы, например, гравюры на металле или офорт.
Третий вид – плоская печать (литография) достигается тем,
что изображение обрабатывается таким способом, когда одни участки принимают
краску, а другие – нет. Печатную форму в литографии называют камнем.
Станки для печатания гравюры существуют разных
конструкций. Для высокой печати применяется станок в виде параллельных
плит, которые соединяются с помощью рычага и прижимают лист к доске. Так
же в линогравюре применяется ручной метод высокой печати. Лист бумаги
накладывается на накатанную краской поверхность линолеума, а затем
осторожно протирается столовой ложкой. Станки для глубокой печати устроены
так, что верхняя плита заменяется вращающимся цилиндром, од которым
прокатывается нижняя плита вместе с доской. При этом бумага вдавливается в
углубления на доске. Тот же принцип печатания используется и в литографии,
только давление здесь меньше. При высокой и плоской печати краска на
обработанную поверхность накатывается валиками, а в глубокой печати
втирается тампоном и ладонью руки.
Заключение.
В моей работе в первой главе раскрывается такое
понятие, как «эстамп», то есть имеющий самостоятельное значение графический
лист. Вторая глава включает в себя некоторые факты из истории
возникновения, как гравюры в общем, там и линогравюры. Третья глава
содержит информацию о видах гравюра. Существует всего три вида гравюр - на
дереве, на металле или камне, на линолеуме. Но эти виды делятся ещё на
подвиды. Гравюра на дереве может быть продольная или обрезная и торцовая.
Гравюра на металле – офорт включает в себя множество разновидностей. Вообще
- это изображение, нанесённое на медную или цинковую пластинку, покрытую
кислотоупорным грунтом темного цвета. Рисунок процарапывается иглами разной
толщины, после чего травят в кислоте. Другой вид офорта – «сухая игла».
Здесь изображение процарапывается на доске, лишённой грунта, и затем не
подвергается травлению. При чем, нужно учитывать, что и гравюра на
линолеума, и на дереве, и на металле может быть напечатана тремя способами:
высокая печать, глубокая и плоская. В этой работе я подробно
останавливалась на линогравюре. Но тему можно продолжить и рассказать не
только о линогравюре, но и об особенностях офорта и о ксилографии.
Не смотря на то, что линогравюра – это сравнительно
новое направление в искусстве, она получила признание как искусствоведов и
художников, так и людей, далёких от искусства по всему миру. Не одно
поколение художников - граверов посвятили себя данному виду искусства. В
разных странах ежегодно проводятся выставки работ, как мастеров, так и
детей. Например, в Японии в 2001 году проводилась большая выставка разных
видов гравюр : ксилография (резьба по дереву), литография ( по камню),
офорт ( изображение, нанесённое на медную или цинковую
пластинку),линогравюра (на линолеуме). Работы, присутствующие на выставке
были очень высокого уровня, видно, что дело рук настоящих мастеров своего
дела.
Развитие человечества не стоит на месте. Цивилизация
бурно развивается с течением времени, куда-то спешит, зачем-то торопится,
словно пытается догнать ушедший из-под носа автобус... И для того чтобы
воплотить все новые идеи, мысли, чувства людей неотъемлемая часть
человеческой жизни – искусство тоже идёт вперёд в своём развитии. Старые
традиции гравюры, заложенные художниками ещё в XV веке, постоянно
дополняются и обновляются. Появляются новые приёмы и стили. Техники
выполнения, а так же и инструменты совершенствуется. Теперь, вместо
мастерских, где обучались художники – существуют художественные вузы, где
профессиональную подготовку может получить каждый, имеющий желание и
возможности. Как известно желание –двигатель прогресса.
Гравирование штихелём.
[pic]
Углы отрыва.
[pic]
Виды штихелей.
[pic] - грабштихель.
[pic] - мессерштихель
[pic] - шпицштихель
[pic] - флахштихель
[pic] - тонштихель
[pic] - фаденштихель
[pic] - болтштихель
Страницы: 1, 2
|