верного построения государства он считал правильную трактовку понятия
добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться
философы, люди, обладающие знанием.
"Пока в городах... не будут или философы царствовать, или нынешнии цари и
властители искренне и удовлетворительно филосовствовать, пока
государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле ни города, ни
даже, думаю, человеческий род не жди конца злу..." [N.7]
Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг.),
философа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Отец его
был там придворным врачом, а сам Аристотель провел при дворе Филиппа II
восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона,
Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в
гимнасии Ликее.
Аристотель вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его
наследие - настоящий свод знаний,
накопленных греческой наукой к IV в.: по некоторым сведениям, число
написанных им работ приближалось к тысяче.
Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир
первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от
друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его
трактатах прежде всего как учение о движении, и это одна из самых
интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся
представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных
и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных.
Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия,
создателя этического и политического учения. Его перу принадлежат этические
трактаты, в которых под добродетелью понимается разумное регулирование
деятельности, середина между крайностями: мужество, например, располагалось
между страхом и отчаянностью. Много внимания он уделял и поэзии, полагая,
что она благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни.
Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии
представителями самых разных направлений. В середине века некоторые его
положения легли в основу теологических теорий. На философию Возрождения
оказали влияние совершенно иные стороны теории Аристотеля, нежели на
средневековых схоластов, они много сделали для издания текстов философа,
восстановления его учения в полном объеме. Тогда же было обращено внимание
на оппозицию Платон - Аристотель, которая аллегорически представлена
Рафаэлем на картине "Афинская школа". Учение Аристотеля было высоко оценено
К.Марксом и Ф.Энгельсом. [N.8]
Б) Учение Киников.
В этот же период Антисфеном (450-360 гг.) и
Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы философского
учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники
IV в. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям
полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их
мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого
общества.
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА
Исторический жанр был представлен прежде всего известным историком
Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг.). Он происходил из состоятельной
семьи, получил прекрасное образование, учился у Сократа. Основная
историческая работа Ксенофонта, "Греческая история", хронологически
продолжает труд Фукида, охватывая период с конца Пелопонесской войны до
битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников по истории IV в.
История Ксенофонта написана в совершенно ином ключе, чем труд его
предшественника. Она суше, в ней нет той продуманной концепции, широты
взглядов на исторический процесс, тщательного анализа причин событий,
которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток сочинения Ксенофонта
- сознательная необъективность: он перекраивает историю по своему вкусу,
создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту замалчивает,
о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески раздувает.
Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа,
военных мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации
хозяйства, этюда о тирании и специальных работ о кавалерии и охоте.
Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли отрывки
из "Оксиринхской истории" неизвестного автора, описывающие события 90-х
годов. Название свое рукопись получила по месту находки -
городу Оксиринху в Египте. Немногие сохранившиеся фрагменты не дают
возможности получить представление о композиции работы и принципах ее
построения. Можно определенно говорить лишь об очень подробном изложении
событий и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом. Отрывки из
"Оксиринхской истории" имеют большое значение для освещения некоторых
моментов в истории Эллады, особенно интересны сведения о возвышении Беотии
и о борьбе политических группировок в полисах.
Работы других историков этого периода не сохранились, уцелели лишь
немногие разрозненные отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в
передаче других писателей.
РИТОРИКА
Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп.
Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и
морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей
истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила
история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.
Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции"
и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших до нас. Объективность,
очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники
единодушно констатировали склонность автора к злословию.
Ораторское искусство Греции IV века.
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования
устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися
мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они
основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения
речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В
Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели
были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи,
целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями
производили на слушателей огромное впечатление.
Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим
достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди
них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению
конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники
показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос
о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений.
Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить
благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному
городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более
общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных
отношений, отношение эллинов к негрекам.
Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью
пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ
(436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему
речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил
о себе память как о выдающемся ораторе.
По своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая
ассоциируется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям
воссоздать многие положения демократической теории: ее понимание
государства, законов, социальных отношений,
войн. Преданность Демосфена демократическому строю не исключала
критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко указывает
на пассивность граждан, не желающих сражаться за свои права, на рост
аполитичности, неумение и нежелание действовать быстро и решительно,
склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло позицию
Афин и было на руку Македонии.
Политическими соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-
322 гг.), один из лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие в
антимакедонской войне. Ликург (390-325 гг.) интересовался не столько
внешней, сколько внутренней политикой, управлял афинскими финансами. До
нашего времени дошла лишь одна его речь. Как оратор он обладал, видимо,
большой силой, логикой, способностью убеждения.
В числе противников Демосфена находились сторонники промакедонской
группировки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне образованный
человек, бывший не только талантливым оратором, но и актером, известен
своими дискуссиями с Демосфеном. О Динархе (родился в 396 г.), которого
причисляли к десяти наиболее прославленным аттическим ораторам,
биографических сведений меньше, чем о других. Приверженец Македонии, он
приобрел печальную известность пасквилями против Демосфена.
Два оратора прославили себя не на политическом, а на судебном поприще.
Лисии (459-380 гг.) был метеком, оказавшим много услуг афинской демократии.
Живость изображения, хорошее знание законов, удивительное, по отзыву
Дионисия Галикарнасского, изящество речи обеспечивали ему в судебных
разбирательствах неизменные победы.
Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных
ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в.
появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию,
- "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ
искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по
пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА
В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые,
видимо, следует считать определяющими для идеологии IV в. В центре внимания
политической мысли Эллады был прежде всего сам полис. С одной стороны, к
данному периоду уже было накоплено много наблюдений над разными формами
правления, над отличительными чертами греческих государств по сравнению с
другими. С другой - неустойчивая обстановка в полисах побуждала тщательно
анализировать их структуру, искать причину сложившейся ситуации в
отклонении от правильного образа жизни.
А) Проекта "правильного полиса".
Одни и те же обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению
организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам.
Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из-
за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок,
допуская к управлению городом людей, по природе своей неспособных
управлять. Выход он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису
как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко
разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: правителей-
философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а
государство все регламентирует и все контролирует.
В своем более позднем произведении "Законы", Платон
пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в
его сочинение "Государство", а государственное устройство, доступное, как
он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.
[N.3, с.68]
Если Платон пошел по пути создания условно-образцового полиса, во многом
противостоящего полису реальному, то Аристотель в "Политике" выступал за
сохранение основ существующего порядка. У него тоже был проект идеального
государственного устройства, но менее абстрактного и более приближенного к
жизни. Он приходил к выводу, что полис - наивысшая форма человеческого
объединения, а цель людей, живущих в нем, - достижение блага. Основной
ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее
следует упразднить, а детей сделать общими.
В своих рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как естественна
семья, так естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы
одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие
варианты полиса, философ находит три правильные формы правления (монархия,
аристократия и полития) и три неправильные (деспотия, или тирания,
олигархия и демократия), дает подробную характеристику каждой, а критерием
оценки избирает их приближенность к благу.
Во всех проектах "правильного полиса" особое внимание уделялось
социальному и экономическому факторам. Недаром Платон и Аристотель так
подробно останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ
озабочен охраной имущества и жизни состоятельных людей. И единовластная
форма правления, нашедшая в теории так много сторонников, привлекала в
основном возможностью твердой рукой установить в полисе социальное
равновесие.
Создание идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так
как предполагалось, что
благополучие государства зависит от того, как воспитаны его граждане.
В данный период, видимо, большой популярностью пользовалась утопия. Все
проекты "правильного полиса" носили явно утопический характер. Были широко
распространены представления об обществах, построенных по принципу
уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все в
изобилии. В IV в., несмотря на резко отрицательное отношение к варварам,
зародилось представление о существовании неких примитивных племен с
господствующими патриархальными устоями, живущих в безмятежной гармонии.
Особенно популярны эти идеи были в последующее время, в эпоху эллинизма.
Б) Взгляд в прошлое. Историография 14 века.
Острое недовольство своим временем, отход от традиционных полисных
идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это
время значительно возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в
целом. При неустойчивом настоящем прошлое стало восприниматься как эталон
стабильности. Апелляция к историческим фактам могла служить также
обоснованием тех или иных политических акций. История полисов исследовалась
с точки зрения эволюции в них государственного строя, времени определения
его "порчи" и причин, способствовавших этому. Так подходит к истории Афин
Аристотель в "Афинской политии". Отклонение от конституции предков видит в
современных ему Афинах Исократ и полагает, что долг сограждан -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|