верного  построения  государства  он  считал  правильную  трактовку  понятия 
добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были  находиться 
философы, люди, обладающие знанием. 
   "Пока в городах... не будут или философы царствовать, или нынешнии цари и 
властители    искренне    и    удовлетворительно    филосовствовать,    пока 
государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле ни города,  ни 
даже, думаю, человеческий род не жди конца злу..." [N.7] 
   Не меньшей популярностью пользовалось  учение  Аристотеля  (384-322 гг.), 
философа, имевшего давние и прочные связи с  македонским  двором.  Отец  его 
был там придворным врачом, а сам Аристотель  провел  при  дворе  Филиппа  II 
восемь  лет  как  воспитатель  Александра  Македонского.   Ученик   Платона, 
Аристотель занимался в Афинах  научными  исследованиями  и  преподаванием  в 
гимнасии Ликее. 
   Аристотель вошел в историю прежде  всего  как  ученый-энциклопедист.  Его 
наследие - настоящий свод знаний, 
накопленных  греческой  наукой  к  IV  в.:  по  некоторым  сведениям,  число 
написанных им работ приближалось к тысяче. 
   Аристотель в отличие от своего  учителя  полагал,  что  материальный  мир 
первичен, а мир идей вторичен, что форма и  содержание  неотделимы  друг  от 
друга как две стороны одного явления.  Учение  о  природе  предстает  в  его 
трактатах  прежде  всего  как  учение  о  движении,  и  это  одна  из  самых 
интересных и сильных сторон  системы  Аристотеля.  Он  считается  выдающимся 
представителем диалектики, которая была для него методом получения  истинных 
и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. 
   Ученый выступал также в роли историка, педагога,  теоретика  красноречия, 
создателя этического и политического учения. Его перу принадлежат  этические 
трактаты, в  которых  под  добродетелью  понимается  разумное  регулирование 
деятельности, середина между крайностями: мужество, например,  располагалось 
между страхом и отчаянностью. Много внимания он уделял  и  поэзии,  полагая, 
что она благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни. 
   Учение  Аристотеля  широко   использовалось   в   европейской   философии 
представителями самых разных направлений.  В  середине  века  некоторые  его 
положения легли в основу  теологических  теорий.  На  философию  Возрождения 
оказали  влияние  совершенно  иные  стороны  теории  Аристотеля,  нежели  на 
средневековых схоластов, они много сделали  для  издания  текстов  философа, 
восстановления его учения в полном объеме. Тогда же было  обращено  внимание 
на  оппозицию  Платон  -  Аристотель,  которая  аллегорически   представлена 
Рафаэлем на картине "Афинская школа". Учение Аристотеля было высоко  оценено 
К.Марксом и Ф.Энгельсом. [N.8] 
                             Б) Учение Киников. 
   В этот же период Антисфеном (450-360 гг.) и 
Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы  философского 
учения киников, расцвет которого приходится на более позднее  время.  Киники 
IV в. противопоставляли  себя  традиционным  формам  жизни  и  установлениям 
полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по  их 
мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних  этапах  человеческого 
общества. 
                           ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА 
   Исторический  жанр  был  представлен  прежде  всего  известным  историком 
Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг.). Он  происходил  из  состоятельной 
семьи,  получил  прекрасное  образование,   учился   у   Сократа.   Основная 
историческая  работа   Ксенофонта,   "Греческая   история",   хронологически 
продолжает труд Фукида, охватывая период  с  конца  Пелопонесской  войны  до 
битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников  по  истории  IV в. 
История  Ксенофонта  написана  в  совершенно  ином  ключе,  чем   труд   его 
предшественника. Она суше, в  ней  нет  той  продуманной  концепции,  широты 
взглядов  на  исторический  процесс,  тщательного  анализа  причин  событий, 
которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток  сочинения  Ксенофонта 
- сознательная необъективность: он перекраивает  историю  по  своему  вкусу, 
создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту  замалчивает, 
о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески раздувает. 
   Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа, 
военных  мемуаров,  произведений,  посвященных   экономике   и   организации 
хозяйства, этюда о тирании и специальных работ о кавалерии и охоте. 
   Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли  отрывки 
из "Оксиринхской истории"  неизвестного  автора,  описывающие  события  90-х 
годов. Название свое рукопись получила по месту находки - 
городу  Оксиринху  в  Египте.  Немногие  сохранившиеся  фрагменты  не   дают 
возможности получить  представление  о  композиции  работы  и  принципах  ее 
построения. Можно определенно говорить лишь  об  очень  подробном  изложении 
событий  и  расхождении  в  описании  фактов  с  Ксенофонтом.   Отрывки   из 
"Оксиринхской  истории"  имеют  большое  значение  для  освещения  некоторых 
моментов в истории Эллады, особенно интересны сведения о  возвышении  Беотии 
и о борьбе политических группировок в полисах. 
   Работы других  историков  этого  периода  не  сохранились,  уцелели  лишь 
немногие разрозненные отрывки; имена  авторов  и  названия  трудов  дошли  в 
передаче других писателей. 
                                  РИТОРИКА 
   Представителями риторического направления в истории были Эфор и  Феопомп. 
Для   их   сочинений   характерны   ярко   выраженная   тенденциозность    и 
морализирующий тон. Эфор (405-330  гг.)  известен  как  создатель  "Всеобщей 
истории",  от  которой  уцелели  лишь  фрагменты.  Основой  труда  послужила 
история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов. 
   Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции" 
и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших  до  нас.  Объективность, 
очевидно, не  относилась  к  числу  его  достоинств,  так  как  современники 
единодушно констатировали склонность автора к злословию. 
                    Ораторское искусство Греции IV века. 
   Греция IV в.  дала  плеяду  блестящих  ораторов.  Начало  культивирования 
устного слова было положено  софистами,  которые,  будучи  сами  выдающимися 
мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они 
основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать  правила  построения 
речи, надлежащей манеры  ее  произнесения,  эффектной  подачи  материала.  В 
Афинах, центре культурной жизни  Эллады,  все  видные  политические  деятели 
были превосходными ораторами.  Свободно  владел  словом  Перикл;  его  речи, 
целенаправленные  и  убежденные,   с   точными   и   образными   сравнениями 
производили на слушателей огромное впечатление. 
   Известны два основных  типа  речей  -  политические  и  судебные.  Высшим 
достижением ораторского искусства признавались политические  речи,  а  среди 
них наиболее важными считались совещательные, т. е.  посвященные  обсуждению 
конкретных вопросов, которые требовали принятия  конкретных  мер.  Источники 
показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался  вопрос 
о  месте,  занимаемом  ими  в  государстве  и  назначении  их   выступлений. 
Большинство из них полагало, что назначение политических речей  -  приносить 
благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу  родному 
городу. Темой обсуждений были злободневные  вопросы  современности  и  более 
общие проблемы: основы внутренней и внешней политики,  принципы  межполисных 
отношений, отношение эллинов к негрекам. 
   Из представителей старшего  поколения  ораторов  наибольшей  известностью 
пользовались Антифонт, Андокид и Горгий.  Выдающимся  оратором  был  Исократ 
(436-338 гг.), его античные биографы насчитывали  до  60  принадлежащих  ему 
речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также  оставил 
о себе память как о выдающемся ораторе. 
   По своим политическим взглядам оратор  -  сторонник  демократии,  которая 
ассоциируется у него с независимостью.  Его  речи  позволили  исследователям 
воссоздать   многие   положения   демократической   теории:   ее   понимание 
государства, законов, социальных отношений, 
войн.   Преданность   Демосфена   демократическому   строю   не    исключала 
критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко  указывает 
на пассивность граждан,  не  желающих  сражаться  за  свои  права,  на  рост 
аполитичности,  неумение  и  нежелание  действовать  быстро  и   решительно, 
склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что  ослабляло  позицию 
Афин и было на руку Македонии. 
   Политическими соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид  (389- 
322 гг.), один из лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие  в 
антимакедонской  войне.  Ликург  (390-325 гг.)  интересовался   не   столько 
внешней, сколько внутренней  политикой,  управлял  афинскими  финансами.  До 
нашего времени дошла лишь одна его речь.  Как  оратор  он  обладал,  видимо, 
большой силой, логикой, способностью убеждения. 
   В  числе  противников  Демосфена  находились  сторонники   промакедонской 
группировки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне  образованный 
человек, бывший не только  талантливым  оратором,  но  и  актером,  известен 
своими дискуссиями с Демосфеном. О  Динархе  (родился  в  396 г.),  которого 
причисляли   к   десяти   наиболее   прославленным   аттическим    ораторам, 
биографических сведений меньше, чем  о  других.  Приверженец  Македонии,  он 
приобрел печальную известность пасквилями против Демосфена. 
   Два оратора прославили себя не на политическом, а  на  судебном  поприще. 
Лисии (459-380 гг.) был метеком, оказавшим много услуг афинской  демократии. 
Живость  изображения,  хорошее  знание  законов,  удивительное,  по   отзыву 
Дионисия  Галикарнасского,  изящество  речи  обеспечивали  ему  в   судебных 
разбирательствах неизменные победы. 
   Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных 
ораторов  не  могли  пройти  бесследно  для  теоретической  мысли.  В  IV в. 
появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, 
- "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный  и  глубокий  анализ 
искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни,  специалисты  по 
пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени. 
                          ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА 
   В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы,  которые, 
видимо, следует считать определяющими для идеологии IV в. В центре  внимания 
политической мысли Эллады был прежде всего сам полис.  С  одной  стороны,  к 
данному периоду уже было накоплено  много  наблюдений  над  разными  формами 
правления, над отличительными чертами греческих государств  по  сравнению  с 
другими. С другой - неустойчивая обстановка в  полисах  побуждала  тщательно 
анализировать  их  структуру,  искать   причину   сложившейся   ситуации   в 
отклонении от правильного образа жизни. 
                      А) Проекта "правильного полиса". 
   Одни и те же обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению 
организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным  выводам. 
Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы  из- 
за  распущенности  демократии,  которая  нарушает   установленный   порядок, 
допуская  к  управлению  городом  людей,  по   природе   своей   неспособных 
управлять. Выход он видел в воссоздании основ,  изначально  присущих  полису 
как типу государства. Они образуют иерархическую систему,  в  которой  четко 
разграничены сферы деятельности трех государственных  сословий:  правителей- 
философов,  воинов  и  земледельцев.  Каждый  занимается  своим   делом,   а 
государство все регламентирует и все контролирует. 
   В своем более позднем произведении "Законы", Платон 
пытается представить не то идеальное общество,  которое  нашло  отражение  в 
его сочинение "Государство", а государственное  устройство,  доступное,  как 
он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим  силам. 
[N.3, с.68] 
   Если Платон пошел по пути создания условно-образцового полиса, во  многом 
противостоящего полису реальному, то Аристотель  в  "Политике"  выступал  за 
сохранение основ существующего порядка. У него тоже  был  проект  идеального 
государственного устройства, но менее абстрактного и более  приближенного  к 
жизни. Он приходил к выводу,  что  полис  -  наивысшая  форма  человеческого 
объединения, а цель людей, живущих  в  нем,  -  достижение  блага.  Основной 
ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал,  что  ее 
следует упразднить, а детей сделать общими. 
   В своих рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как  естественна 
семья, так естественно и рабство, ибо самой  природой  предназначено,  чтобы 
одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев  существующие 
варианты полиса, философ находит три правильные формы  правления  (монархия, 
аристократия  и  полития)  и  три  неправильные  (деспотия,   или   тирания, 
олигархия и демократия), дает подробную характеристику каждой,  а  критерием 
оценки избирает их приближенность к благу. 
   Во  всех  проектах  "правильного  полиса"   особое   внимание   уделялось 
социальному и экономическому  факторам.  Недаром  Платон  и  Аристотель  так 
подробно  останавливаются  на  проблеме  частной  собственности,  а  Исократ 
озабочен охраной имущества и  жизни  состоятельных  людей.  И  единовластная 
форма правления, нашедшая в  теории  так  много  сторонников,  привлекала  в 
основном  возможностью  твердой  рукой  установить   в   полисе   социальное 
равновесие. 
   Создание идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так 
как предполагалось, что 
благополучие государства зависит от того, как воспитаны его граждане. 
   В данный период, видимо, большой популярностью пользовалась  утопия.  Все 
проекты "правильного полиса" носили явно утопический характер.  Были  широко 
распространены  представления  об   обществах,   построенных   по   принципу 
уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все  в 
изобилии. В IV в., несмотря на резко  отрицательное  отношение  к  варварам, 
зародилось  представление  о  существовании  неких  примитивных   племен   с 
господствующими патриархальными устоями,  живущих  в  безмятежной  гармонии. 
Особенно популярны эти идеи были в последующее время, в эпоху эллинизма. 
                 Б) Взгляд в прошлое. Историография 14 века. 
   Острое  недовольство  своим  временем,  отход  от  традиционных  полисных 
идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно  в  это 
время значительно возрос интерес к прошлому отдельных  полисов  и  Эллады  в 
целом. При неустойчивом настоящем прошлое стало  восприниматься  как  эталон 
стабильности.  Апелляция  к  историческим   фактам   могла   служить   также 
обоснованием тех или иных политических акций. История полисов  исследовалась 
с точки зрения эволюции в них государственного  строя,  времени  определения 
его "порчи" и причин, способствовавших этому. Так подходит  к  истории  Афин 
Аристотель в "Афинской политии". Отклонение от конституции предков  видит  в 
современных  ему  Афинах  Исократ  и  полагает,   что   долг   сограждан   - 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |