место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или
заменяли знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания
слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь,
Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция постановки знака
ударения - «силу». Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо
этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
ПУНКТУАЦИЯ.
Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных
для нас знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из
византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя
границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В XV-ХVI вв.
письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для
обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день
удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и
красиво.
К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130
Литература.
В XI веке наблюдался общий подъем. Создавались центры письменности,
грамотности, появлялось все больше и больше образованных людей в
княжеско-боярской, церковно-монастырской среде, все это определило
развитие древнерусской литературы.
Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания,
ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность
донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература
вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами
княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись
оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты,
поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или
войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на
Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит
Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о
законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое
понимание места Руси в мировой истории.
Во второй половине XI в. появляются и другие яркие
литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира»
монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и
применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются
«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»,
«Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской
земли.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах
Нестор. Летопись была его завершающей, фундаментальной работой. До этого
он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в
«Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи
единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору
русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских
землях.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются
новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,
богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,
ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В
начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не
менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».
«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской
литературы.
XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских
сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В этих произведениях Даниил
рассуждает о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.
Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий
человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра
Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение
к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до
адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и
мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся,
противостоять злу.
Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем
«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля,
Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного
человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова
Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование
смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи
души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные
для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении
церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею
единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как
Владимиро-Суздальские князья начали осуществлять централизаторскую
политику накануне монголо-татарского нашествия.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы
постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и
боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,
сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую
литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также
составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней
языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и
национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма
эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный
призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве
«русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в
мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.
Искусство.
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - как и культура
целиком, с принятием христианства также пережило ощутимые перемены.
Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом,
народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали
деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы
разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок,
которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и
духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали
простой народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное
содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть
христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в
языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все
земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу
«духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради
нравственных принципов христианства.
Так в византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в
мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство
ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все,
что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в
живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность»
греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом
молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому
искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в
христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в
искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и
на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным
исполнителем канонов, которые диктовала церковь.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее
по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим
мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца,
весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах
и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси
испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных
эстетических представлений. Так однокупольный византийский храм на Руси XI
в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло
русское деревянное зодчество.
ЖИВОПИСЬ.
То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера
византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в
портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе черты
условного иконописного лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески
Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и
русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и
простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава
Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная
иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева.
Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского
Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые
потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими,
округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами
стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас
дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые
власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется
трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный»
(также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей
предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе
«Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И
таких шедевров Новгородская земля дала немало.
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и
для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где
замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский
собор.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и
церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных
произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская
Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих
мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над
человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,
человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и
сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы -
по-своему.
РЕЗЬБА.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось
искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные
украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян,
деревянных храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея
Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов
стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с
наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления
русичей о прекрасном и изящном. Это касалось не только резьбы по дереву и
камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения,
подлинные шедевры создавали древнерусские
ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги,
подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром,
эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием
и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером
может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад
«Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника
Остромира во времена Ярослава Мудрого.
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги
(XI-ХII вв.). Ведь на этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром
всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными
приборами, представить себе трудно.
ФОЛЬКЛОР.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство.
В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян,
который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу
рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов,
играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях.
Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого
искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и
народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при
дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих
развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни,
сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных
песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних
свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали,
«умыкали», в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже
христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
БЫЛИНЫ.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это
богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.
Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет,
тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был
очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней
необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец
из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной
чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог
обернуться сизым соколом, серым волком. Народная память сохранила образ
богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын
Добрыня Никитич, представитель духовенства изворотливый Алеша Попович.
Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они
были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них
была защита от лютых врагов.
В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные
внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в
сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ
половцев с их ханом Тугорканем, борьба с которым заняла целый период в
истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится
Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные
богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите
Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми
были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но
все они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - дело
народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно
имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и
Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха -
защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых,
хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы
восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого
степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это
были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них,
сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских
народов.
Архитектура.
Есть такое выражение «архитектура - это душа народа, воплощенная в камне».
Это относится и к Руси, но с небольшой поправкой. Русь долгие годы была
страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,
терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие
строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений
с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к
Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.
К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но
архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной
архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их
башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,
сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным
украшением русских деревянных строений.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая
Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира
Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит
знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.
МАТЕРИАЛ.
Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них
плинфы (большого плоского кирпича). Раствор, соединяющий ряды плинфы,
представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа
и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов
нарядно-полосатыми.
Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева
Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались
все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный
грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.
Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого
известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные
прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот
почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое
распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый
строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по
образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству
прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец
греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а
также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской
деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если
первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были
выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими
традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и
византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены
тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского
собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при
Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим
храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне -
константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в
других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из них
претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был
сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были
построены многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами -
свидетельства мощи и красоты.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея
Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка
Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу
Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во
Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.
При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Перли.
Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины
любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой
из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая
грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче.
Закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых
людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала
украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим
на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских
городах.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало
органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Для того чтобы в этом убедиться нужно всего лишь взглянуть на то, как
поставлены и доныне стоят русские церкви.
Заключение.
Судьба древнерусской культуры и прекрасна и драматична.
Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории.
Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской
«Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ
Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура
средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ
изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и
стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни,
русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать
западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти
неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане
преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы
повеления.
Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти
не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру,
сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры
произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с
«пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни.
Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники.
Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный
уклад крестьянской жизни.
За последний век погибло немало памятников средневековой культуры. В годы
революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали
церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30-е годы в старых
русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового
зодчества - храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны
русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники
древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах.
Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть
теперь только на фотографиях.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим.
Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая
образованность от дикости.
Список литературы.
Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник
статей. - Изд-во АН СССР, М., 1978;
Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. История России с древнейших времен до
конца XVII века. - М., АСТ, 2000;
Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской
культуре. - М., ВЛАДОС, 1995.
Культура-традиции-образование. Ежегодник. Вып.3-4: Постижение культуры.
М., РИК, 1995.
3
1
1
Страницы: 1, 2
|