Меню
Поиск



рефераты скачатьКультура эпохи античности

портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача

душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для

греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался

сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла

больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми

красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное

наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на

которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры

римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней

Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур

народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой

культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические

образцы военного искусства, государственного устройства, права,

градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),

- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом

связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для

религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму.

В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего

духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага.

Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.

Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей -

отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех

явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов

появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и

греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали

только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов

мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны.

Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм

и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я

даю, чтобы ты дал мне".

Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и

магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании

слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской

религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная

обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда -

развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно,

дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд

греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой

влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным

жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-

гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и

обрядовой стороне римской религии.

С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и

религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология

греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил

сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой

и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян,

главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница

брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана -

богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее,

устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В

значительной степени происходит отождествление римского и греческого

пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык,

главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение

некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы,

возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится

медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском

меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и

возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э.

насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом

западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные

культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в

Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами,

дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых

травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, -

особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких

зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных

земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских

войн.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие

коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации

(клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь

военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей

государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с

горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во

многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя

достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные

здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом

которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение

воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная

скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный

реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения

скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих

и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом

искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь.

Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и

школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней

обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры

ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и

греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и

Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I -II вв. географическим

знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания

внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и

Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и

философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития

литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний

Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов

своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал

Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы

"Энеида". Другой поэт кружка Мецената - мастер совершенной формы стиха

Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона - замечательного

лирического поэта, автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев

императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы

(Констанца), где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и

"Послания с Понта". Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине

эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим

мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир,

и писатель Апулей - автор своеобразного

фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осёл" о превращении

юноши Луция в осла и его приключениях.

Основные черты античного типа культуры проявились посредством

нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху

Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский

период античности. Римская история переполнена историями назидательного

характера, когда человек в интересах общества и государства поступался

своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление

людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно

нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой

превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято

было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом.

Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного

содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и

античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или тип

искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное

находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального

равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие

жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние :

не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые

потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное

состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к

римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути

создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно

разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение

она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы)

и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится

выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата,

убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель

несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-эначимой

нормы.

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и

характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства -

сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой

норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее

хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но

для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и

образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура - это языческая культура. Но эпоха поздней

Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах

нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в

Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей эры

было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных

споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу,

созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту

идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н.э. -

в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III в. н.э., можно обнаружить

начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад.

Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее

преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее

весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная

культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого

органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря

не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные

ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически

укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы

европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия

вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное

многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых

высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими

образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных

традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней

суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное

выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном

искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих

эпох в Западной Европе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебное пособие по культурологии, издательство Российской

экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.