портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача
душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для
греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался
сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла
больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми
красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное
наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на
которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры
римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней
Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур
народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой
культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические
образцы военного искусства, государственного устройства, права,
градостроительства и многое другое.
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом
связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для
религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму.
В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего
духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага.
Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.
Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей -
отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех
явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов
появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и
греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали
только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов
мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны.
Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм
и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я
даю, чтобы ты дал мне".
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и
магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании
слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской
религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная
обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда -
развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно,
дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд
греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой
влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным
жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-
гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и
обрядовой стороне римской религии.
С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и
религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология
греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил
сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой
и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян,
главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница
брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана -
богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее,
устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В
значительной степени происходит отождествление римского и греческого
пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык,
главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение
некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы,
возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится
медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском
меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и
возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э.
насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом
западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные
культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в
Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки.
Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами,
дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых
травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, -
особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких
зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных
земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских
войн.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие
коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации
(клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор.
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь
военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей
государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с
горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во
многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.
Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя
достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные
здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом
которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение
воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная
скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный
реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения
скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих
и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом
искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.
Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь.
Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и
школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней
обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры
ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.
Центрами научной деятельности оставались эллинистические и
греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и
Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I -II вв. географическим
знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания
внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и
Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и
философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития
литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний
Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов
своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал
Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы
"Энеида". Другой поэт кружка Мецената - мастер совершенной формы стиха
Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона - замечательного
лирического поэта, автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев
императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы
(Констанца), где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и
"Послания с Понта". Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине
эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим
мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир,
и писатель Апулей - автор своеобразного
фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осёл" о превращении
юноши Луция в осла и его приключениях.
Основные черты античного типа культуры проявились посредством
нормы, классики и эстетической формы.
Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху
Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский
период античности. Римская история переполнена историями назидательного
характера, когда человек в интересах общества и государства поступался
своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление
людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно
нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой
превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято
было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом.
Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного
содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и
античной культуры.
Понятие классики означает общественное состояние или тип
искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное
находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального
равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие
жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние :
не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые
потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное
состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к
римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути
создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно
разрешался (конечно, до определённого времени).
Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение
она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы)
и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится
выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата,
убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель
несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-эначимой
нормы.
Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и
характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства -
сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой
норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее
хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но
для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и
образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.
Римская культура - это языческая культура. Но эпоха поздней
Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах
нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в
Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей эры
было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных
споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу,
созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту
идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н.э. -
в последние десятилетия существования великой Римской державы.
В кризисе, охватившем римский мир в III в. н.э., можно обнаружить
начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад.
Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее
преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее
весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная
культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого
органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря
не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные
ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.
Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически
укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы
европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия
вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное
многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых
высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими
образцам.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных
традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней
суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное
выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном
искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих
эпох в Западной Европе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие по культурологии, издательство Российской
экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994.
Страницы: 1, 2
|