Культура Белоруссии и России 19-20 века
Содержание 
1. Введение 
2. Материальная и духовная культура 
3. Школьная реформа 
4. Профессиональное обучение 
5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения 
6. Книжная и периодическая печать 
7. Искусство и архитектура 
      . Развитие белоруской литературы 
      . Становление национального профессионального театра, музыкальная 
        жизнь 
      . Изобразительное искусство 
      . Архитектура 
12. Заключение 
13. Литература 
14. Рисунки 
                                  Введение 
      При изучении Белоруссии нового и новейшего  времени  особенно  большое 
значение имеют  статистические  источники,  к  которым  относятся  земельные 
исследования, военно-коньские переписи,  списки  фабрик  и  заводов,  адрес- 
календари и т.д. Среди них наиболее наиболее  известными  являются:  “Первая 
всеобщая  перепись  населения  Российской  империи  1897  года”,  “Ведомости 
фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала  20в., 
всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др. 
      Одним из наиболее важных исторических источников  по  истории  древней 
Белоруссии являются  русские  летописи,  в  основе  которых  лежит  “Повесть 
прошедших  времен”(12в.).  Частично  дополняют  “Повесть  прошедших  времен” 
Лаврентьевский, Ипатовский,  а  также  Радзивиловский  летописи,  в  которых 
имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д. 
        Мемуаристика   новейшего   времени   представлена    многочисленными 
воспоминаниями  участников   Октябрьской   революции,   гражданской   войны, 
коллективизации, второй мировой войны и т.д. 
      Многочисленную группу исторических источников складывают  литературные 
произведения. Развиваясь в тесной связи  с  гражданской  жизнью,  чувствовав 
влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной  жизни 
народа. 
      В 20в.  начался  переход  к  белорусской  литературе  нового  времени, 
который нашел отпечаток в  творчестве  В.Дунина-Мартинкевича,  Ф.Багушевича, 
М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки  и  др. 
белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного  революционного 
времени,  который  и  возвысил  широкие  колеса  белорусской  народности   к 
активной политической деятельности. 
       Белорусская  культура  20-80г.20в.  ярко  отобразила   всю   сложную, 
временем трагическую историю советской действительности. В период  нового  и 
новейшего времени белорусской истории важная  значение  имела  периодическая 
печать, которая стала сильным средством информации и  организации  народного 
сознания. Согласно политическим позициям она  делится  на  несколько  групп: 
Правительственная (“Губернские  ведомости”);  Консервативная  (“Епархиальные 
ведомости”); Демократическая  (“Минский  листок”,  “Наша  нива”)  и  т.д.  С 
1863г. на Белоруссии началась история  нелегальной  печати.  Она  связана  с 
именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г.  выдавал  первую 
белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””. 
      Периодическая печать Белоруссии новейшего времени  отличается  большим 
разнообразным   политическим  спектром  и   распространением   правдивой   и 
альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни  нашей  республики  и 
за границей. 
                      Материальная и духовная культура 
      В связи со слабым развитием профессионального искусства главную  среду 
духовной культуры белорусской  нации   периода  формирования  капитализма  и 
складывали  народные  формы  искусства,   традические   обряды   и   обычаи. 
Продолжали  существовать  такие  виды  фольклора,   как   обрядовая   поэзия 
календарно-рабочего и  семейно-обрядового  циклов,  повествовательный  жанр, 
лирическая поэзия.  Постепенно  утрачивали  свое  значение  былины,  баллады 
разного  вида  заговоров  и  магических  действий.  Фольклор   отображал   и 
положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам,  песням,  сказкам 
и  повестям.  Возник  так   называемый   рабочий   революционный   фольклор. 
Развивалось  народное  театральное  искусство,  сохраняя  традиции   вертепа 
-–народного  кукольного  театра.  Рабочая  деятельность  народа  нашла  свое 
отражение  в  танцах  “Лянок”,  “Бульба”,  “Бычок”,  “Крыжачок”  и   др.   В 
театральных представлениях и на  обрядовых  праздниках  народной  музыки  на 
дудках, свирелях, скрипках, цымбалах,  бубнах  исполняются  многие  песни  и 
частушки. 
       Отличие  белорусского  этноса  отражается  в  своеобразном   народном 
изобразительном и декоративно  прикладном  искусстве.  Искусстно  украшенные 
вещи  из  глубокого   прошлого   широко   вросли   в   быт   народа.   Имели 
распространение узорчатое ткачество, вышивка,  вязание,  плетение  из  лозы, 
соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было  употребление 
в орнаменте преимущественно геометрических форм –  четырехугольника,  ромба, 
квадрата и других частей. Великолепные узоры  белорусского   художественного 
ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении  помещений  также 
использовались искусные украшения:  приобрели  распространение  резьбовые  и 
разрисованные планки, фризы, конки. 
                              Школьная реформа 
        Требования   капиталистического   развития,   усиление   общественно 
политического движения вынудили царизм провести  школьную  реформу,  которая 
способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла  основные  границы 
для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о  начальных 
народных  училищах  1864г.  было  разрешено  государственным  заведениям   и 
частным  особам  открывать  начальные  школы  “для  усиления  среди   народа 
религиозных и моральных понятий и  распространении  первоначальных  полезных 
знаний”. В этих школах детей учили письму и  четырем  действиям  арифметики, 
большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям.  Для  усиления 
административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора  народных 
училищ, а в 1874г. – директора народных училищ. 
      Устав гимназий и прогимназий  (неполная  гимназия  в  составе  4,5,6-х 
классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за  учение 
фактически закрывала доступ к среднему  образованию  представителей  широких 
слоев населения. Мужитские гимназии делились  на  классические  и  реальные. 
Выпускники  классических  гимназий  могли  поступить   в   университет   без 
экзаменов, а выпускники  реальных  гимназий  –  по  конкурсу  в  технические 
учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый  устав  гимназий,  который 
предусматривал открытие только классических гимназий. Период  учения  в  них 
увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища,  где 
термин учения укорачивался с 7 до  6  лет.  Право  поступить  в  технические 
высшие  учебные   заведения   могли   только   те,   кто   окончил   седьмой 
(дополнительный) класс училища.  По-прежнему  существовали  средние  учебные 
заведения церковного ведомства – духовные семинарии. 
      В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в  подчинение 
Министерства народного просвещения.  В  деревнях  были  ликвидированы  школы 
Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы  помещиков, 
православного и католического духовенства. Были закрыты  дворянские  частные 
училища, которые существовали в западных  губерниях.  Начальными  школами  в 
деревнях стали народные училища. По положению 1872г.  создавались  городские 
училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные  заведения. 
При церковных приходах существовали частные приходские одно  и  двухклассные 
школы дореформенного типа, а также двух, трех,  четырехклассные  мужские   и 
женские училища церковного ведомства. 
      Вместе с тем осуществление школьной реформы на  Белоруссии  совпала  с 
проведением жесткого курса в политике  царизма  после  подавления  восстания 
1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании  были 
закрыты  Горе-Горетский  земледельческий  институт,  Новогрудская  гимназия, 
Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы  польские  школы 
и  почти  все  частные  училища  как  “рассадники  полонизации”.  В   школах 
запрещалось преподавание польского языка.  Всем  преподавателям  и  учителям 
было  приказано   заботится  о  том,  чтобы  в  стенах   учебных   заведений 
разговорным языком был русский. 
       Несмотря  на  жестокий  курс  политики  российского  правительства  в 
области  образования,  а  так  же   материальные   трудности   (одна   школа 
приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась  в  непригодных  для 
занятий крестьянских домах,  парт  на  всех  учеников  не  хватало,  учебных 
пособий было  мало,  тетрадей  ученики  сельских  школ  не  имели  и  т.д.), 
выносливость белорусского населения к учению детей была большая. 
      В 1881-1889г. количество народных училищ в  Белоруссии  сократилось  с 
1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и  школ 
грамоты.1 
1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
   стр.392 
Были приняты меры для  ограничения  доступа  в  среднюю  школу  выходцам  из 
нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в  среде  прогрессивной 
общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”. 
      Средние учебные заведения находились в больших городах  Белоруссии,  в 
них учились  дети  в  основном  представителей  привилегированных  слоев.  В 
1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских  гимназии,  2 
прогимназии, 4 духовных семинарии  и  Полотский  кадетский  корпус1.  В  них 
насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех  средних  учебных  заведений  только 
мужские классические и реальные гимназии давали право поступления  в  высшие 
учебные заведения. Остальные учебные  заведения  таких  прав  не  имели,  их 
выпускники занимали служебные должности. 
      В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г.  – 
в Могилеве. В 1898г. количество   средних  учебных  заведений  в  Белоруссии 
увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3. 
      В начале 20в. в системе школьного  образования   Белоруссии  произошли 
новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства  и  вместо 
церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах  в 
1911г. училось только 18,4% детей  школьного  возраста4.  Городские  училища 
были переделаны в высшие начальные училища –  4-х  классные  образовательные 
школы повышенного типа. Увеличилось  количество  средних  учебных  заведений 
(полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных  и  55 
частных из 31,5 тысяч учащихся5. 
1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К.  и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
стр.392 
2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
   стр.392 
3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
   стр.392 
4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
   стр.392 
5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и  Марцуля  Г.С.,  Мн.  1998г., 
   стр.392 
                          Профессиональное обучение 
Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в.  В 
1889г были  выработаны  уставы  трех  основных  типов  промышленных  училищ: 
средних  и  низших  технических  и  ремесленных  училищ.  К  разряду  низших 
технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник  новый 
тип  промышленных  -технических  учебных  заведений  –   школа   ремесленных 
учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы. 
      Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и  специальные. 
К  профессиональным  учебным  заведения  относились   медицинские   училища, 
художественные  классы,   вечерние   профессиональные   курсы,   музыкальные 
училища. С 1865г. начал свое  существование  и  такой  тип  профессиональной 
подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей  образовательной 
школе. 
       Эти  разнообразные  типы  профессиональных  школ  подчинялись  разным 
государственным учреждениям. Большинство из  них  принадлежало  Министерству 
народного    образования.     Министерство     земледелия     контролировало 
сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов  –  коммерческие, 
художественно  промышленные  заведения,  Министерство  путей   сообщений   – 
технические    железнодорожные    училища,    Министерство     юстиции     – 
земледельческие. 
       Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на  территории 
Белоруссии одним из первых  профессионально-техническим  учебным  заведением 
было Горатское ремесленное училище, открытое в  1872г.  на  базе  Горатского 
механического завода. 
      Большинство промышленных школ Белоруссии было  открыто  в  конце  80-х 
начале  90-х  годов,  что  вызвано  широким  строительством  лесопильных   и 
кирпичных заводов,  спичечных  и  фанерных  фабрик.  В  1890г.  начало  свое 
существование Александровское ремесленное училище в  Гродно  для  подготовки 
столяров, слесарей, кузнецов. 
      В связи с  развитием  железнодорожного  транспорта  в  1878г.  открыто 
Гомельское техническое железнодорожное  училище.  Срок  обучения  длится  до 
пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в  ремонтные  мастерские 
Либово-Роменской железной дороги. 
      Продолжало     Горатское     земледельческое     училище,      среднее 
сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение  здесь 
включало общеобразовательные  и  специальные  предметы,  а  также  множество 
практических  занятий  по  ботанике,   метеорологии,   геодезии,   зоологии, 
анатомии, цветоводству. Училище имело  свою  библиотеку,  ботанический  сад, 
пасеку, животноводческую ферму. При училище  действуют  землемерные  классы. 
Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища. 
      В 1878г. была  открыта  Марьиногорская  казенная  сельскохозяйственная 
школа. Она относилась к общим  низшим  сельскохозяйственным  школам  первого 
разряда.  При  школе  имелась  ферма  в  размере  150   десятин   земли.   В 
животноводческом хозяйстве разводились племенные животные.  Одной  из  целей 
существования   школы,   вместе    с    подготовкой    специалистов.    Было 
распространение  среди  крестьян   передовых   методов   ведения   сельского 
хозяйства.  За  участие  в  сельскохозяйственной  выставке,   организованной 
Минским  сельскохозяйственным  товариществом,  Марьиногорская   школа   была 
награждена золотой медалью. 
      В Белоруссии существовал ряд  специальных  сельскохозяйственных  школ: 
Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский  уезд),  Практическая  школа 
скотоводов  в  поместье  Лявки,  Ждановичевская  женская   школа   молочного 
хозяйства, Бобруйская школа садоводства,  огородничества  и  хмелеводчества, 
Полодская низшая лестна школа и др. 
      Сельскохозяйственное образование осуществлялось  и  путем  организации 
курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения  по  разным 
отраслям сельского хозяйства. 
      В Белоруссии  были  распространены  женские  профессиональные  учебные 
заведения.  Преобладали  школы  кройки  и  шитья   и   рукодельные   классы. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |