самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее  «фальшивыми» 
ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый  мир  природы  и  агитировали 
человека следовать естественности первых людей. 
    3. Китай в эпоху империй Цинь и Хань. 
    Длительные войны между государствами закончились победой Цинь над всеми 
царствами и созданием в 221 г до  н.э.  единой  империи  Цинь,  во  главе  с 
императором Цинь Шихуном, главным советником которого стал легист Ли Сы. 
    В 221 г Цинь Шихуан издал указ о конфискации оружия у  всего  населения 
страны,  чтобы  тем   самым   разоружить   остатки   разбитых   армий.   Все 
конфискованное оружие перелили на колокола и отлили статуи (12  человеческих 
фигур, каждая весом в 30  тыс.  кг.),  которые  были  поставлены  в  столице 
империи г. Сянъяне. 
    Император начал проведение ряда реформ. 
    Вместо беспорядочного обращения разных  денежных  единиц  была  создана 
единая общегосударственная денежная система с  двумя  видами  денег:  высшая 
валюта – золотые монеты и низшая – медные  монеты.  Медные  монеты  Циньской 
империи были круглой формы с квадратными отверстиями; они имели  хождения  и 
при последующих династиях и просуществовали свыше двух тысяч лет. 
    Цинь Шихуан издал указ о введении единых для  всей  страны  мер  длины, 
объема и веса; были унифицированы также единицы измерения  площади  пахотных 
земель (му). Три циньских сановника Ли Сы, Чжао Гао и  Ху  Му-цзин  на  базе 
чжоуского письма  –  дачжуань  (большой  чжуань)  создали  более  упрощенное 
письмо – сяочжуань (малый чжуань). Однако это письмо, несмотря на  усиленное 
внедрение сверху, не нашло  широкого  применения.  Параллельно  с  сяочжуань 
существовало и письмо лишу, отличавшееся еще большей простатой написания.  К 
концу династии Хань  лишу  окончательно  вытеснило  другое  письмо  и  стало 
единственным видом письма,  которое  сохранилось  с  небольшой  модификацией 
вплоть до наших дней. 
    Для защиты, от нападений частично используя валы государств Цинь,  Чжао 
и Янь, циньцы создали единую, невиданной протяженности стену, известную  под 
названием «Ваньли чанчэн» – «Стена длинной  в  10  тыс.  ли»,  или  «Великая 
китайская стена». 
    В ходе длительной междоусобной борьбы за власть,  развернувшейся  между 
Лю Баном и Сян Юем, Лю Бан одержал победу в 202  г.  до  н.э.  Он  считается 
основателем династии Хань. 
    Объединенное   централизованное   государство   нуждалось   в    единой 
господствующей идеологии, а в Китае по-прежнему  бытовали  разные  культы  и 
философские учения. Большое влияние  при  дворе  приобрели  ученые  даосы  и 
даосские  маги.  После   падения   Цинской   империи   произошло   сближение 
конфуцианства с легизмом. Конфуцианство приняло тезисы  легизма,  призванные 
оправдать  авторитарную  власть  и  создать  жизнеспособную  государственную 
структуру Окончательное формирование ортодоксального  конфуцианства  связано 
с именем Дун Чжун-шу (187 – 120 гг. до н.э.),  которого  по  праву  называют 
«ханьский Конфуций». 
    Посланный представитель императора для  поисков  союзников  в  войне  с 
гуннами, Чжан Цянь собрал много сведений о «западных  странах».  Он  впервые 
открыл путь из Китая через пустыни и  горы  в  Среднюю  Азию.  Путь  этот  в 
Европе получил названия Великого шелкового пути.  Он  начинался  от  столицы 
империи г. Чанъань, шел на северо-запад до Дуньхуана, где расходился на  две 
дороги, ведущие к Джунгарским воротам и в Кашгар. Из Кашгара  торговые  пути 
вели в Фергану и Бактрию, а отсюда - в Парфию и Индию. По этому  пути  Китай 
стал вывозить шелк, железо, никель, драгоценные  металлы,  лаковые  изделия, 
косметику и пряности. С  Запада,  прежде  всего  из  района  Ферганы,  Китай 
получал боевых  коней,  столь  необходимых  для  тяжеловооруженной  конницы. 
Торговый путь способствовал проникновению из  Средней  Азии  в  Китай  таких 
сельскохозяйственных  культур,  как  Фасоль,  ореховое   дерево,   виноград, 
шафран. 
    Существование на протяжении 400 лет единой  китайской  империи  создало 
благоприятные условия для развития культуры и политических учений. 
    Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I  в.  до 
н.э. был создан трактат «Математика в  девяти  главах»,  в  котором  впервые 
дается описание действий с отрицательными числами. 
    Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78  –  139  гг.)  изобрел 
примитивный сейсмограф. 
    Появились обобщающие труды по агрономии. 
    Значительные  успехи  были  достигнуты  в  технике  градостроительства. 
Города возводились по заранее разработанному  плану  с  четким  делением  на 
кварталы, они имели прямоугольную форму и  были  ориентированы  по  сторонам 
света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные  здания  с  многоярусной 
крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал  впоследствии 
традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми  рисунками 
надгробия богачей. 
    В I в. до н.э. была изобретена  бумага.  Совершенствовались  письменные 
знаки.  Созданная  в  период   правления   Уди   музыкальная   палата   Юэфу 
способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд  по  реставрации 
плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 –  8  гг. 
до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на  шелковые 
свитки. 
    «Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до  н.э.) 
создал труд «Исторические записки», где подробно  изложил  историю  Китая  с 
древнейших мифических времен до правления Уди. Труд  этот  состоит  из  пяти 
частей.  Метод  изложения   материала,   предложенный   Сыма   Цянем,   стал 
традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки. 
    В I в. жил и творил историк Бань Гу  (39  –  92  гг.),  автор  «Истории 
Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая  на 
протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана. 
    К  тому  времени  относится  деятельность  таких   крупных   философов- 
материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) –  автор  трактата 
«Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван  Чун  (27  –  97  гг.),  написавший 
полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»). 
    В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из 
Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских  монастырях 
в  городах  Пэчэне  и  Лояне.  Основная  деятельность   буддийских   монахов 
сводилась к переводу  на  китайский  язык  санскритских  текстов.  Особенную 
известность снискал себе  парфянский  буддист  Ань  Ши-гао,  поселившийся  в 
лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа  сыграла  значительную 
роль в распространении буддизма. 
    Древнее даосское  учение  постепенно  превратилось  в  религию.  В  ней 
эклектически  сочетались   основные   принципы   философского   даосизма   с 
элементами  народных  верований  и  мифами.  Она  представляла  собой  смесь 
практических знаний,  суеверий,  колдовства,  шаманства.  Но  на  оформление 
даосизма в религиозную систему  большое  влияние  оказал  буддизм.  Ханьский 
даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи  равенства  пользовался 
большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов. 
    4. Северный и Южный Китай. 
    Крушение Ханьской  империи  –  крупнейшей  государственной  организации 
древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя.  И 
разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай. 
    Северный  Китай  –  этот  древнейший  очаг  китайской   культуры,   где 
находились экономически  наиболее  развитые  и  густозаселенные  территории, 
превратился в арену почти 100-летней войны. 
    Территория  Северного  Китая  ко  времени   тобийского   завоевания   и 
образования  Северовэйского  государства  являла  картину   упадка.   Города 
превратились в развалины, их жители были  истреблены,  уведены  в  плен  или 
бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в  деревне.  Торговать  стало 
почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции  денег 
зачастую выполняли шелковые ткани и лошади. 
    Лишь новое грандиозное нашествие прекратило  эти  беспрерывные  военные 
столкновения и походы. Покорителями всего  Северного  Китая  стали  западные 
сяньбийские  племена  тоба.  На  завоеванной  территории  создавались  новые 
органы власти по китайскому  образцу.  При  Тоба  Тао,  внуке  Тоба  Гуя,  в 
Северном Китае установилось тобийское правление с династией,  известной  под 
названием Северный Вэй. 
    Хотя бывшая  кочевая  знать  продолжала  держаться  у  власти,  процесс 
китаизации шел сравнительно быстро.  Вэйские  государи  широко  использовали 
знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру. 
    Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен. 
    Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система 
управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие  они 
нашли в буддизме. 
    Монастырям  разрешалось  взимать  подати  с   крестьян   –   держателей 
государственных  наделов,  если   они   исповедовали   буддийскую   религию. 
Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных  властями 
к  смертной  казни.  Под  управлением   монахов   открывались   общественные 
зернохранилища в деревнях. 
    Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото  на 
изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный  Вэй  насчитывалось 
до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов. 
    Южное государство имело довольно широкие связи с народами  Индокитая  и 
Индии.  В  Китай  нередко  прибывали  буддийские  проповедники.   Вместе   с 
религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из  далеких  стран  ценные 
товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым  местам 
буддийские монахи. 
    Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. 
    Китайские источники  относят  к  V  в.  изобретения  в  области  плавки 
металлов. 
    В Цзянькане жили видные ученые и  писатели;  в  области  математических 
знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи. 
    Известны труды философа-материалиста  Фань  Чжэня,  который  критиковал 
идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил  трактат  «О 
смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души. 
    Историки того времени собирали документы – памятники прошлых  лет  –  и 
записывали сведения о современных им событиях. 
    Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами. 
Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.)  – 
автор утопии «Персидский источник». 
    Культура раннего средневековья отражает значительное влияние  буддизма. 
Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных  и  самых 
малых размеров. 
    Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих  других 
местах сохранили произведения  высокоразвитого  изобразительного  искусства: 
превосходную настенную живопись и скульптуры. 
    Политика  осуществления  надельной   системы   способствовала   подъему 
сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению  количества  собираемого 
зерна.  Отстраивались  некоторые  города,  ставшие   культурными   центрами, 
оживились торговые связи. 
    Во второй половине VI в. экономические и  политические  различия  между 
Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских  правителей 
в  северо-восточном  государстве  Ци  и  в  северо-западном  –  Чжоу  пришли 
китайцы. 
    Кочевники  Центральной  Азии,  создав  союз,   возглавленный   тюрскими 
племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и  внешние  причины 
настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны. 
    Объединение  отдельных  царств  и  прекращение   междоусобицы   вызвали 
экономический и культурный подъем в  стране.  Расширилась  площадь  посевов, 
выросла  численность  населения.  Начали  заново  отстраиваться  разрушенные 
города, оживилась торговля. 
    За особую плату отыскивали и  свозили  в  императорские  книгохранилища 
свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений. 
    Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти  все 
города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы  Чанъань  и  Лоян 
превратились  в  руины.  В   Южном   Китае   сохранились   ранее   возникшие 
немногочисленные города, но их жизнь мало  чем  отличалась  от  деревенской. 
Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство. 
    Города  возникали  как  пограничные   города-крепости,   как   торгово- 
ремесленные центры на больших  реках  и  в  местах  добычи  сырья,  или  как 
морские порты. Чаще всего  города  обносились  земляными  валами,  а  внутри 
сооружались стены и создавались замкнутые кварталы. 
    В  городах  жили  влиятельные  сановники   и   феодалы,   чиновники   и 
военоначальники,  купцы,  монахи   и   ремесленный   люд.   Там   находились 
средневековые школы и  библиотеки,  работали  ученые,  учителя,  наставники, 
специалисты военного искусства. 
    В  Суйской  и  Танской  империях  одновременно  с  сооружением  городов 
развивалось и городское ремесло. 
    В  разных  районах  страны  возникали  горнодобывающие   и   плавильные 
промыслы. 
    В  провинции  Цзянси  сложился  центр   производства   керамических   и 
фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли. 
    Из  «города  парчи»  Чэнду  шелковые  ткани  вывозили  в  столицу   или 
отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также  центром  по 
изготовлению бумаги. 
    Добыча  соли,  обработка  металлов  и  камня,  вываривание  сиропа   из 
сахарного трасника велись в широких масштабах. 
    Каменотесы, резчики по дереву  и  камню,  лепщики  строили  и  украшали 
дворцы, храмы, жилые помещения. 
    Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, 
строительство многоэтажных пагод и скальных храмов. 
    В стане возводились прочные  мосты  без  опор.  Мост,  выстроенный  под 
Лояном, используется и в наши дни. 
    В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и  серебряные 
зеркала, шили одежду  и  туфли,  делали  колбасы,  музыкальные  инструменты, 
украшения из серебра,  золота,  драгоценных  камней,  изготавливали  весы  и 
разновесы. 
    В VII - VIII вв.  значительного  развития  достигло  казенное  ремесло. 
Продукция казенных  рудников  и  плавилен,  оружейных,  ткацких  мастерских, 
монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по  изготовлению  экипажей 
и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка. 
    В  тех  отраслях  ремесла,  где  требовался   квалифицированный   труд, 
феодальные   власти   стремились   превратить   занятие   ремесленников    в 
наследственное. 
    В VII в. была  установлена   единая  государственная  денежная  единица 
(цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в  стане 
более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку. 
    Социальные столкновения и нашествия кочевников,  происходившие  в  годы 
перехода от рабовладения к феодализму, не  нарушали  приемлемость  китайской 
культуры, хотя и вызывали некоторый  ее  упадок.  Из  шелковых  свитков,  на 
которых были  написаны  сочинения,  шили  одежду  и  мешки.  Создание  новых 
творений человеческой мысли в новых  условиях  было  затруднено.  Однако  на 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |