Меню
Поиск



рефераты скачатьИстория Большого театра

(в настоящее время Бетховенский зал используется для творческих мероприятий

коллектива Большого театра).

В 20-е годы академик И. В. Жолтовский разработал свой первый вариант

проекта пристройки к Большому театру и реконструкции его сценической части.

В 1921 г. была создана специальная комиссия, обследовавшая здание Большого

театра и выявившая катастрофическое состояние полукольцевой стены

зрительного зала, служившей опорой для сводов коридоров ярусов и основных

конструкций зрительного зала. При подводке фундаментов в 1894 и 1899 гг.

полукольцевая стена зрительного зала как новая, возведенная после пожара в

1856 г., не вызывала сомнения в своей надежности и не обследовалась.

Фактически покоящаяся на слабом фундаменте, она не выдерживала веса

конструкции зала и коридоров и дала трещины по всей высоте шести ярусов.

Конструкции сводов разрушились настолько, что из них начали выпадать

кирпичи. Деформации конструкций вызвали перекос барьеров лож, полы в них

наклонились.

Опасность полного разрушения зрительного зала была настолько очевидна, что

к противоаварийным работам пришлось приступить немедленно.

Большой театр во время войны 1941-45 гг.

1941 был очень тяжелым для Большого театра. 14 октября 1941 года

правительство, проявило особую заботу о сохранении творческих кадров и

художественных ценностей эвакуировало работников Большого театра с их

семьями в город Куйбышев (Самара). Здание театра в Москве опустело...

В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев. В первые дни на сцене

Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы

"Травиата" и балет "Лебединое озеро", а в конце 1942 года были показаны

премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная

Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. Юровского. В

1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных

спектаклей, не считая многочисленных концертов.

5 марта 1942 года в Куйбышеве, впервые в стране, оркестр Большого театра

под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую ("Ленинградскую")

симфонию Д. Шостаковича.

Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала

музыкальным памятником Великой отечественной войны. "Нашей победе над

фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду

я посвящаю свою симфонию", - писал композитор.

Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало знаменательным

событием в музыкальной жизни страны и всего мира. Впоследствии, вспоминая о

тех незабываемых днях, композитор, обращаясь к коллективу писал: "Первое

исполнение моей симфонии в Куйбышеве явилось для меня радостным событием...

В суровых условиях первых месяцев войны оркестр, солисты и ваш

замечательный руководитель С. Самосуд проявили огромное мастерство,

подлинный высокий артистизм".

В Куйбышев уехала не вся труппа театра, многие оставались в Москве. По

решению правительства оставшаяся часть коллектива стала давать спектакли в

помещении Филиала. Спектакли начинались в дневное время, воздушные налеты

часто прерывали действие, зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя

тревоги представление продолжалось.

В эти суровые годы коллектив создавал и совершенно новые произведения,

среди них опера Д. Кабалевского "В огне", первый отклик на события войны.

Премьера ее состоялась на сцене Филиала Большого театра 19 сентября 1942

года.

28 октября 1941 года, прорвавшийся к Москве немецкий бомбардировщик сбросил

на Большой театр бомбу, которая разорвалась в вестибюле. Театр стоял

темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри

холодного, неотапливаемого помещения сразу же начались восстановительные,

ремонтные работы.

В июле 1943 года артисты Большого театра вернулись в Москву. Выполняя свой

долг перед Родиной, работники театра проводили спектакли и концерты в Фонд

обороны страны, на постройку танков и самолетов. Они отдавали свои личные

сбережения на подарки бойцам Красной Армии - всего было ими собрано более 3

300 000 рублей.

Непосредственно на фронт выезжало 16 бригад артистов театра, они дали около

2000 концертов. Артисты театра выступали на агитационных и мобилизационных

пунктах, военкоматах, госпиталях. Всего за период войны артисты Большого

театра дали свыше 10 000 шефских концертов.

Начавшие обслуживать фронтовые части под Москвой, артисты прошли с нашей

армией весь ее славный путь - от Волги до Берлина.

В день победы - 5 мая 1945 года - ведущие мастера оперы и балета Большого

театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного

рейхстага.

Осень 1941 года. Несмотря на сложную обстановку - шли жестокие бои за

Москву на ближних подступах к столице - в замаскированном здании Большого

театра непрерывно велись восстановительные работы.

Большой труд вложил в дело реставрации здания в военные годы архитектор

А.П.Великанов. Он выполнил контрастную окраску кольцевых коридоров партера.

Наружный коридор был окрашен светлым охристым тоном, примыкавший же к стене

партера - в красный тон, создавший мягкий переход от лаконичной архитектуры

коридоров к нарядному убранству зрительного зала. Несмотря на отсутствие

многих необходимых для реставрации материалов, была произведена позолота

орнаментального декора зрительного зала.

Полностью были восстановлены и фасады театра. К восстановлению фигур муз

были привлечены скульпторы М.С.Рукавишников и С.В.Кольцов.

Театр залечил нанесенные ему войной раны и в сентябре 1943 года открыл

сезон оперой "Иван Сусанин", патриотическая тема которой с особой силой

прозвучала для зрителей, заполнивших в эти дни возрожденное к жизни здание.

Большой театр c 1945г. по настоящее время.

Окончание войны коллектив Большого театра отметил ярким, праздничным

спектаклем - постановкой балета С.Прокофьева "Золушка" (балетмейстер

Р.Захаров, художник П.Вильямс, дирижер Ю.Файер). В главной партии с блеском

выступила на премьере Ольга Лепешинская.

А в следующем году состоялась премьера другого балета С. Прокофьева -

"Ромео и Джульетта" в постановке Л.Лавровского с целым созвездием

исполнителей: Г.Уланова, М.Габович, С.Корень, А.Ермолаев.

Данью уважения театра к классическому наследию народов Чехословакии, Польши

и Венгрии явились постановки опер "Проданная невеста" Б.Сметаны (1948),

"Галька" С. Монюшко (1949),"Ее падчерица" Л.Яначека (1958), "Банк бан"

Ф.Эркеля (1959).

Появляются новые постановки классических русских опер, многие из них

становятся как бы началом их новой сценической жизни - "Евгений Онегин"

П.Чайковского (1944) и "Садко" Н.Римского-Корсакова (1949) в редакции

Б.Покровского; "БорисГодунов" (1943) и "Хованщина" (1950) М.Мусоргского в

постановке Л.Баратова; "Сказание о граде Китеже" (1983, режиссер

Р.Тихомиров) и "Золотой петушок" (1988, режиссер Г.Ансимов) Н.Римского-

Корсакова. Продолжая работу над лучшими образцами Западного наследия, театр

поставил оперы Д.Верди "Аида" (1951),"Фальстаф" (1962), Д.Обера "Фра-

Дьяволо" (1955), Л.Бетховена "Фиделио" (1954), а несколько позже оперы,

довольно редко появляющиеся на сценических подмостках, а в Большою театре

поставленные впервые - "Юлии Цезарь" Г.Генделя (1979) и "Ифигения в Авлиде"

Х.Глюка (1983).

Поисками новых форм хореографического языка отмечены постановки

балетмейстеров В.Вайнонена ("Мирандолина" С.Василенко, 1949), Л.Якобсона

("Шурале" Ф.Яруллина, 1955), В.Чабукиани ("Лауренсия" А.Крейна, 1959),

И.Григоровича ("Каменный цветок" С.Прокофьева, 1959), О.Тарасовой и

А.Лапаури ("Подпоручик Киже" С.Прокофьева, 1963, где блистала Раиса

Стручкова) К.Сергеева ("Тропою грома" К.Караева, 1959), К.Голейзовского

("Лейли и Меджнун" С.Баласаняна, 1964). Интересными творческими находками

отмечены постановки балетов "Героическая поэма" Н.Каретникова (1964,

хореография Н.Касаткиной и В.Васильева), "Чиполлино" К.Хачатуряна (1977,

постановка Г.Майорова), "Эскизы" А.Шнитке (1985, хореограф А.Петров).

Театр постоянно поддерживает тесные контакты с творческими работниками

разных стран. В постановке оперы "Укрощение строптивой" В.Шебалина (1957)

принимал участие чешский дирижер Зденек Халабала, а оперы "Дон Карлос"

Л.Верди (1963) - болгарский дирижер Асен Найденов. Немецкие режиссеры

Иоахим Херци Эрхард Фишер осуществили постановки опер "Летучий голландец"

Р.Вагнера (1963) и "Трубадур" Д.Верди (1972), а художник миланского театра

"Ла Скала" Николай Бенуа оформил несколько постановок: "Сон в летнюю ночь"

Б.Бриттена (1965),"Бал-маскарад" Д.Верди (1979) и "Мазепа" П.Чайковского

(1986). В расчете на творческую индивидуальность Майи Плисецкой кубинский

балетмейстер Альберта Алонсо создал спектакль "Кармен-сюита" на музыку

Ж.Бизе-Р.Щедрина (1967), а французские хореографы Вера Боккадеро и Ролан

Пети поставили балеты "Любовью за любовь" Т.Хренникова (1976) и "Сирано де

Бержерак" на музыку М.Констана (1988).

Постановки Б.Покровского, более 50-ти лет связанного с Большим театром,

определяют музыкально-актерский и режиссерский уровень театра. Эталоном

стали спектакли "Руслан и Людмила" М.Глинки (1972), "Отелло" Д.Верди (1978)

и оперы С.Прокофьева "Война и мир" (1959), "Семен Котко" (1970), "Игрок"

(1974).

В лучших спектаклях послевоенного репертуара раскрылся талант многих

выдающихся певцов: Сергея Лемешева, Ивана Петрова, Марка Рейзена, Павла

Лисициана, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко, Владимира Атлантова,

Алексея Кривченя, Бэлы Руденко, Тамары Милашкиной, Александра Огнивцева,

Зураба Соткилавы, Артура Эйзена, Галины Вишневской, Юрия Мазурока, Тамары

Синявской, Маквалы Касрашвили и других.

В течение 30 лет руководителем балета Большого театра был Юрий Григорович.

Его лучшими постановками стали "Легенда о любви" А.Меликова (1965), "Иван

Грозный" С.Прокофьева (1975)."Золотой век" Д.Шостаковича (1982).

Ошеломляющее впечатление произвел на всех балет "Спартак" А.Хачатуряна

(1968), ставший триумфом для его создателей: Ю.Григоровича, С.Вирсаладзе,

Г.Рождественского и исполнителей партий - Владимира Васильева, Михаила

Лавровского, Мариса Лиепы, Екатерины Максимовой, Наталии Бессмертновой,

Нины Тимофеевой, Светланы Адырхаевой.

В качестве хореографов в последние годы выступали ведущие солисты труппы.

Зрелым мастером зарекомендовал себя В.Васильев, поставивший балет "Икар"

С.Слонимского (1976), хореографическую композицию "Эти чарующие звуки..."

(1978),балет на музыку К.Молчанова "Макбет" (1980). С огромным успехом

прошла в 1986 году премьера балета В.Гаврилина "Анюта" в постановке

Васильева с Екатериной Максимовой в главной роли.

Хореографы стремятся к обобщениям, прибегают к формам иносказательно-

поэтической образности. В этом направлении проходила работа Майи Плисецкой

над балетами Р.Щедрина "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980) и "Дама с

собачкой" (1985).Высокие достижения в искусстве танца связаны с именами

Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки, Надежды Павловой, Юрия Владимирова,

Бориса Акимова, Вячеслава Гордеева и других.

Гордостью исполнительской культуры является оркестр Большого театра. Это

коллектив с безупречной техникой, тончайшим чувством ансамбля. Он состоит

из первоклассных музыкантов, многие из которых являются лауреатами

международных конкурсов, педагогами музыкальных учебных заведений.

Больших успехов достиг хор театра - один из важнейших участников оперного

спектакля.

Целые главы в истории современного театрально-декорационного искусства

составляет творчество выдающихся мастеров театральной живописи, работавших

над оформлением спектаклей Большого театра - Ф.Федоровского, М.Курилко,

В.Дмитриева, П.Вильямса, В.Рындина, Н.Золотарева, С.Вирсаладзе,

В.Левенталя.

В 1990 году театр вновь обращается к П.И.Чайковскому. Впервые за всю

историю Большого театра на его сцене была осуществлена постановка оперы

"Орлеанская дева". Эта новая работа режиссера Б.Покровского с большим

успехом идет по сей день, отличные отзывы она получила и на гастролях.

В том же году в Большой театр был приглашен режиссер Александр Титель для

постановки оперы Н.Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Спектакль,

оформленный Валерием Левенталем, получился светлым и веселым, загадочным и

поучительным.

1991 год - принес новые сюрпризы. Впервые на сцене Большого театра был

поставлен балет Дж.Баланчина "Блудный сын". В качестве постановщика был

приглашен соратник Баланчина, балетмейстер из "Нью-Йорк Сити Балле" Джон

Тарас.

Большим событием стала ноябрьская премьера балета Л.Минкуса "Баядерка",

постановку и новую хореографическую редакцию которой осуществил

Ю.Григорович. "Священный балет" Мариуса Петипа после долгого перерыва вновь

вернулся на сцену. Борис Покровский, Валерий Левенталь и Александр Лазарев

показали москвичам принципиально новый спектакль - оперу П.Чайковского

"Евгений Онегин".

1992-1994 гг. были отмечены новыми оперными спектаклями - к 120-летию со

дня рождения Сергея Рахманинова были осуществлены постановки опер "Алеко" и

"Скупой рыцарь", в которых очень успешно выступили и молодые солисты. Тогда

же в Большом театре были осуществлены две редакции балета А.Адама "Корсар"

(первая редакция К.Сергеева, вторая - Ю.Григоровича). Большой резонанс

получила постановка оперы Ш.Гуно "Фауст", осуществленная Семеном Штейном. В

эти годы расцвел талант балетных артистов -Галины Степаненко, Надежды

Грачевой, Инны Петровой, Александра Ветрова, Марка Перетокина, Сергей

Филин, Юрий Клевцов и Андрей Уваров.

В 1994 году главный балетмейстер Мариинского театра Олег Виноградов

поставил в Большом театре балет Августа Бурнонвиля "Сильфида", которая по

сей день в репертуаре Большого театра. А в конце декабря театр подарил

зрителям новую хореографическую редакцию балета Л.Минкуса "Дон Кихот".

В 1995 году в Большом театре приступило к работе новое художественное

руководство. Художественным руководителем-директором стал Владимир

Васильев, исполнительным директором Владимир Коконин, художественным

руководителем оркестра Петер Феранец (с 1998 года - Марк Эрмлер),

художественным руководителем оперы Бэла Руденко, художественным

руководителем балета Вячеслав Гордеев (1995-1997), в сезоне 1997-1998

исполняющим обязанности художественного руководителя балета Александр

Богатырев, и с сентября 1998 года - Алексей Фадеечев.

За три года новое художественное руководство в корне изменило репертуарно-

творческую политику Большого театра. Для постановки оперы "Свадьба Фигаро"

был приглашен режиссер из Германии Иоахим Херц, а "Богему" Дж.Пуччини

поставил австрийский режиссер Фридерик Мирдита. Музыкальным руководителем и

дирижером "Хованщины", поставленной Борисом Покровским, стал вновь

приглашенный в Большой театр Мстислав Ростропович. Впервые за всю историю

театра стали проводиться концерты на подиуме. Первым из них стал Вечер

памяти Марии Каллас. На подиуме прошла премьера оперы Г.Доницетти "Люмия ди

Ламмермур" и другие концерты.

В 1996 году английский хореолог Джейн Борн перенесла на нашу сцену балет

Джона Кранко "Укрощение строптивой". Ярким событием года стала премьера

оперы Дж.Верди "Травиата" в постановке Владимира Васильева, завершившая 221-

й сезон.

Прекрасный рождественский подарок сделал Владимир Васильев всем любителям

балета. 25 декабря 1996 года на сцене Большого театра была показана его

оригинальная постановка балета П.Чайковского "Лебединое озеро".

1997 год также порадовал интересными новыми спектаклями. Возвратилась на

сцену постановка Л.Баратова "Иван Сусанин" (1946 год), которую возобновили

режиссер из Петербурга Вадим Милков и дирижер Марк Эрмлер. Георгий Ансимов

совместно с дирижером Павлом Сорокиным и художником Сергеем Бархиным

поставил оперу П.Чайковского "Иоланта", которая стала украшением 222-го

сезона театра. 1997 год принес еще две творческие победы. Режиссер Иркин

Габитов, дирижер Петер Феранец и художник Сергей Бархин создали

великолепный величественный спектакль "Аида" Дж.Верди. И, наконец,

настоящий подарок преподнес театру и москвичам английский режиссер сэр

Питер Устинов, поставивший оперу "Любовь к трем апельсинам" С.Прокофьева.

Блистательным дебютом в Большом театре стала работа талантливейшего

художника Олега Шейнциса.

В Большом театре стало уже традицией выпускать премьеры к Рождественским

дням. 1997 год закончился премьерой романтической "Жизели" А.Адама, которую

поставил Владимир Васильев. 1998 год также был интересен новыми названиями

в репертуаре. Борис Покровский порадовал постановкой "Франчески да Римини"

С.Рахманинова. Спектакль был поставлен к 125-летию композитора. Увидели

свет опера "Норма" В.Беллини в концертном исполнении, где блестяще

выступили уже завоевавшие мировую славу солисты оперы Марина Мещерякова,

Ирина Долженкао, Михаил Агафонов.

Впервые была показана "Моцартиана" в постановке Дж.Баланчина с

очаровательной Ниной Ананиашвили, "Прелести маньеризма" и "Сны о Японии"

также стали приятным сюрпризом для москвичей.

Порадовала зрителей и постановка "Прекрасной мельничихи" Дж.Паизиелло с

неподражаемым Зурабом Соткилавой. 1998 год также богат концертными

программами, дебютами, новыми вводами. В последние годы ярко заблистали

имена молодых исполнителей - это солисты оперы М.Мещерякова, М.Гаврилова,

Е.Зеленская, И.Долженко, Е.Евсеева, Б.Майсурадзе, Т.Мартиросян и солисты

балета А.Антоничева, Е.Андриенко, М.Рыжкина, А.Волочкова, Н.Цискаридзе,

Д.Белоголовцев, К.Иванов, Д.Гуданов и другие.

В главном фойе театра проходят выставки современных художников и фотографов

- М.Шемякина, В.Маслова, М.Логвинова и других. В настоящее время главной

заботой театра стало завершение строительства филиала и подготовка к

закрытию основного здания на реконструкцию.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.