сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов,
живописные и рельефные изображения сцен из жизни их чемей и, конечно,
пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей
государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас
из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно
определить две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV
тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти. Власть
фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над
соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. Но как
сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, – со смертью? “Такое
невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается...” (4)
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого,
конкретного и законченного выражения, как в Египте. Этот дерзкий и упрямый
протест вдохновлял Египет в течение нескольких тысячелетий. “Раз удалось
создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее
увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? ведь природа обновляется
ежегодно, ведь Нил, – а Египет, как писал Геродот, это “дар Нила”, –
разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и
благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не
смерть, ибо затем – и так каждый год – Нил разливается снова!” (4)
И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет
Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по
окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых
он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать
“домом вечности” фараона. Могущественные самодержцы принуждали
многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год –
высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту
строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники –
и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя.
“Ни один другой народ, ни один царь не решался на такие затраты и на такие
труды ради возведения надгробного памятника. Но в глазах фараонов и их
подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому,
предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить
восхождение к богам”. (1)
Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково “ненормальной” для
всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы,
снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией
только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким
образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это
переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их
решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении
тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи.
Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как “искусство
оформления смерти”.
В древнеегипетском тексте мы читаем:
“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и
вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.
Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы
отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы
смерть – явление ненормальное – не нарушала бы красоты жизни. “Смерть
ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе
вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах
“заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем
ритуальным обрядам.
Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в
усыпальнице – и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех
предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно
было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее
рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на
голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных
плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа
безбрежных желтых песков. Ровные дали – и краски природы, полнозвучные под
ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта
взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой
мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом
искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него,
т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно,
синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское
искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно
во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось
главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со
смертью, т.е. архитектуры.
Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки
феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что
зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались
никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей.
архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из
них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое
величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и
их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу.
4. Культура Древнего Китая.
Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за
несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага
культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших
особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на
протяжении своего формирования и развития китайское общество не только
оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие
культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.
Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне
Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования
китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао.
Культура Цюйцзялин характеризовалась оседлым земледелием. Главной
сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в землю
хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных
помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами,
украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду,
изготовлявшуюся ручным способом и иногда даже покрывавшуюся крашеным
орнаментом.
Культура Матзяяо – типичная восточно-азиатская культура крашенной
керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда
раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия
составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак и свиней,
являвшихся главными домашними животными.
Культура Яншао - наиболее изученная китайская культура того периода.
Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай
убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с
отверстиями для продевания ременной или веревочной петли. Яншаосцы
охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались
разведением домашних животных – свиней и собак; ловили рыбу на костяные
крючки и сетью с каменными грузилами, били острогами. Производство орудий
из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями
ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной
полировкой. Гончарная посуда восхищает изяществом свих форм, мастерством
изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных
тонов. Но более всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях.
Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали
пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах
сохранившихся глиняных сосудов.
Поздненеолитическая культура Луньшань (конец III тыс. до н.э.) пришла
на смену Яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних
было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда – не
красная, как в Яншао, а чаше всего серая и черная. Это явилось результатом
технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без
свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру
внутри обжигаемой камеры. Появившийся гончарный круг значительно
способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия
стали более совершенными. Появилось двузубое деревянное орудие для
вскапывания земли, под названием лэй.
Культура Шань-Инь образовалась после свержения последнего
представителя «династии» Ся. Материальная культура иньцев указывала на их
связь с племенами неолитического времени. Характер земледелия мало
изменился. Основное сельскохозяйственное орудие - деревянный заступ лэй.
Изменились жатвенные орудия – каменные серпы, которые насаживались на
деревянную рукоятку. Зерно, помимо непосредственного употребления в пищу,
использовалось для изготовления вина. Иньцы занимались разведением
шелкового червя. Именно к этому времени восходят истоки китайского
шелководства и шелкоткачества, ставшие впоследствии своеобразным символом
Китая. Кроме свиней и собак, иньцы разводили буйволов на мясо и лошадей для
упряжи. Иньцы овладели развитой техникой бронзолитейного производства.
Предварительно очищая медную руду от грубых примесей, они плавили ее вместе
с оловом, из полученного сплава изготавливали бронзовые сосуды, оружие,
орудия ремесленного производства. Металлические орудия стали применятся и в
земледелии, но широкого распространения они не получили. Появление
металлических орудий способствовало повышению уровня производительных сил в
различных отраслях ремесла. Поселения в большинстве своем были окружены
глинобитными стенами, защищавшими от нападения и частично уменьшавшими
ущерб от частых наводнений.
После захвата чжоусцами иньских поселений, земли иньцев были переданы
в наследственное владение чжоусцам. Победители быстро переняли важнейшие
технические и культурные достижения побежденных, и прежде всего технику
бронзолитейного производства. Чжоусцы не знали металла, но, захватив
мастерские иньцев и взяв к себе на службу их мастеров, они очень быстро
достигли иньского уровня в производстве бронзового оружия, а также
ритуальной утвари и украшений. По своим формам чжоуские металлические
изделия представляли собой копии иньских прототипов. Гораздо меньше
чувствовалось иньское влияние в гончарном производстве чжоусцев, поскольку
в этой отрасли ремесла они имели свои давние традиции. Одним из
заимствований чжоусцев была иньская письменность.
Древние китайцы видели во всех явлениях природы действия духов и
богов. Они обожествляли облака, дождь, ветер, гром, горы и ручьи. Часто
духи представлялись ими в образе чудовищных животных и птиц. Человеку нужны
были надежные защитники, отсюда возникло и другое верование - культ
предков. Дух предков должен был заботиться о потомках. После смерти
человека одна душа могла отправиться на небо, а другая – надолго остаться в
теле. Культ предков как пережиток родовых отношений сохранился в Китае на
многие столетия. С образованием государства возникло представление, хотя и
довольно смутное, о верховном божестве – шанди, которое позднее
сформировалось в могущественное Небо.
Древние люди накопили некоторые знания об окружающем их мире. По их
представлению, во вселенной шла беспрестанная борьба двух противоположных
начал: силы света, тепла, активного мужского начала – ян и силы тьмы,
холода, пассивного женского начала – инь; мир состоит из пяти
первоэлементов: воды, огня, земли, дерева и металла. Они думали, что земля
квадратна, а небо над нею имеет форму окружности; их собственная родина
находится в центре земли и покрыта небесами. Поэтому они называли свою
страну Тянься – Поднебесная или Чжунго – Срединной страной.
Древним земледельцам было необходимо правильно определять сроки начала
и конца полевых работ, поэтому рано возникло календарное исчисление
времени. По календарю, созданному шан-иньцами, счет времени велся по 60-
дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям.
Позже был создан солнечно-лунный календарь. Проверка дат осуществлялась при
помощи наблюдений за тенью бамбукового шеста. Практическим целям служили и
наблюдения за светилами, что заложило основу развития астрономических
знаний.
Древние люди располагали и некоторыми сведениями по медицине,
используя для лечения различные растения.
Строительство целых поселений-городов с большими зданиями и валами,
устройство каналов свидетельствовало о развитии точных знаний.
Примитивное письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать
большие сочинения, зато устно передавались из поколения в поколение
исторические предания и мифы, записанные позже. К календарным записям стали
прибавляться краткие записи событий, так в I тыс. до н.э. возникли
летописи.
Китай в эпоху Лего и Чжаньго.
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего
(Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской
историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства).
В период Чжаньго в царстве Чу получила широкое развитие металлургия,
именно здесь появилось первое оружие из железа. В Чу процветала торговля,
это было единственное древнекитайское царство, в котором имела хождение
золотая монета.
Царство Ци было известно своей выдающейся ролью в культурной жизни
страны. Именно здесь в период правления циского царя Хуаньгуна (374 – 356
гг. до н.э.) было создано первое в истории Китая своеобразное высшее
учебное заведение – академия Цзися. В ней работали и обучались
представители различных философских и политических школ: конфуцианцы,
даосы, натурфилософы и другие.
Царство Чжао находилось в постоянном контакте с кочевыми племенам.
Чжаосцы научились у кочевников искусству верховой езды и одними из первых в
Китае создали мобильные отряды конницы. Постоянные набеги кочевников
тревожили чжаосцев, и они воздвигли длинный каменный вал вдоль всей
северной границы.
В I тыс. до н.э. в Китае широкое распространение получило орошаемое
земледелие. В бассейнах рек была проведена целая сеть каналов, что
позволило включить в полеводство новые земли и повысить урожайность
культур. Большую роль в подъеме сыграло открытие месторождений железа и
меди. В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных
царств, а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города,
специализирующиеся на выпуске какой-либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу
славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань
изготавливали острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе
отливали особенно прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков
поваренной соли. Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому
росту городов. В эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались
старые. Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта –
одного из самых удобных и дешевых средств сообщения
Заключение
Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в
истории культура народов Азии. А ведь с нее, по существу, начинается
“биография” искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская
античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые культуры.
Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока
установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый
для разных видов искусства стиль.
Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую
очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных
идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные
образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами
Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой
привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.
Список литературы
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего
Востока (Малая история искусств). М., 1976.
2. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира.
М., 1986.
Древние цивилизации - М.,1989
3. Введение в культурологию -М., 1995
4. Культурологи я - Ростов на Дону, 1995
Бонгард - Левин Т.М. «Древнеиндийская цивилизация»,- М., 1993
Культурологи я. История мировой культуры, М., 1998
5. Л. Курциус. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935.
6. Л. Любимов. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
7. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”,
1970.
8. История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией
Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.
9. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука»,
1977.
Страницы: 1, 2, 3
|