Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА БАСОВА

Реферат на тему:

Искусство эпохи Возрождения.

Исполнитель: ученик 9"В" класса

Рахманин Александр

ВОРОНЕЖ

2001

Содержание.

1. Введение

2. Искусство эпохи Возрождения

3. Заключение

4. Приложение А – Д. Чернобаев. Сто дорог. Очерк итальянского Возрождения.

5. Приложение Б – Стол и меню эпохи Возрождения.

6. Приложение В – Искусство застолья эпохи Возрождения.

7. Доклад по реферату.

Введение.

XIV – XVI века… Начало заката средневековья… Эпоха Великих

географических открытий… Эпоха бурного развития науки… Эпоха расцвета

искусств и становления высших общечеловеческих идеалов…

В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г.

экспедиция Бартоломео Диаса обогнула Африканский континент с юга, пройдя

мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно

посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на

картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В

1492 г. свершилось великое событие - Христофор Колумб (итальянец,

перебравшийся в Испанию) в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан

и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498

г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел

свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и

Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г.

началось завоевание Америки.

И, наконец, португалец Ф. Магеллан (1519-1522), совершив ошеломляющее,

дерзкое, невозможное кругосветное путешествие, сокрушил извечное

представление о форме земли, разрушил плоскостное мироздание и подарил

человечеству Землю в форме шара!

Границы мира раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны,

связывая между собой континенты. Так благодаря Великим географическим

открытиям началась первая фаза создания глобальной цивилизации.

В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию

научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Среди

многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает

особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая

теория польского ученого Николая Коперника (1473-1543), которая дала новое

видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше

центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее

светилами. Теперь точка отсчета сместилась - Земля превратилась в ничтожную

пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной.

Идею Коперника подтвердили его последователи - итальянский мыслитель и

астроном Джордано Бруно (1548-1600), физик Галилео Галилей (1564-1642).

Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картина

мира требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи науки

являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский

математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироздания и

вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных

естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным

механизмом, движение которого определено Богом - “великим геометром”, как

называл его Декарт.

Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом

труде “Новый Органон” доказывал, что окружающий мир, природу следует

изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит

идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни

XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и

даже общественные отношения.

Вот так неожиданно для себя в XIV веке в Италии, а в других странах в

XV веке Европа рванулась ввысь из мрака средневековья и сделала первый шаг

во Вселенную, а с позиции сознания она сделала первый шаг во Вселенную

Разума. Так наступила эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса.

Искусство эпохи Возрождения.

Искусство средневековой Европы, как губка, жадно впитывало в себя

живительную влагу перемен, происходивших в просыпающейся Европе. Нужен был

лишь небольшой толчок, чтобы рассыпались в прах казавшиеся незыблемыми

догмы и идеалы. И такой толчок не заставил себя долго ждать. Хотя вернее

это было бы назвать землетрясением. Очень образно написал об этом периоде

Денис Чернобаев: " В череде прошедших веков многострадальная земля Италии,

обильно политая потом и кровью в трудах и войнах, неожиданно стала

одаривать человека удивительными плодами, не имеющими ничего общего с

трудом земледельца. Крестьянские мотыги и плуги, издавая звон, натыкались

на сотворенные из камня человеческие фигуры и остатки белых мраморных

скульптур. Извлекая их из земли на свет Божий, открыватели ушедшего времени

невольно восхищались жизненной силой, гармонией и беззащитностью творений

ваятелей. Увы, прочный природный материал не выдержал всеразрушающего

напора вандализма. Новой цивилизации предстояло воскреснуть на грудах

обломков"[?]. Наверное, именно в это время Европа осознала себя в едином,

непрерывном, всесвязующем временном потоке, в который и поспешила с

радостью окунуться.

Да, искусство Возрождения было порождено волшебной, животворящей силой

образцов античной культуры. Но вместе с тем, у культуры Возрождения были и

средневековые корни - светские традиции городской , народной , рыцарской

культуры .

Идейной основой искусства Возрождения стал гуманизм – учение,

основанное на признании "ценности человека как личности, его права на

свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага

человека, как критерия оценки общественных отношений"[?]. Церковный

аскетизм зашатался под напором новых моральных ценностей, обращенных к

радостям мирской жизни. Вершиной ценностного Олимпа стали семья, уважение

сограждан, слава в памяти потомков. Да, свою основную задачу гуманисты

первоначально видели в возрождении идеалов античной культуры (отсюда,

собственно и произошло название – Возрождение, впервые этот термин

встречается у итальянского живописца и историка искусства Вазари в середине

16 века). Но доминантой ренессансного гуманизма стала идея Человека, чье

высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями

или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и

помышлениях.

Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304(1374), писатель Дж.

Боккаччо (1313(1375) ( хотели создать прекрасную человеческую личность,

свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались

изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав

акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты

отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители

были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы

ценностей.

В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства

очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,

унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое

противопоставление плоти и духа.

Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в

культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия.

Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей

Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда в союзе двух

Пред высотой души она благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто избран ею.

Дарят покой и прогоняют страх

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах

Любовь и дух в прекрасном равновесье.

Изменилось само пространство вокруг человека. В архитектуре стали

преобладать светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские

дома, Используя ордерное (колоннадное) членение стены, арочные галереи,

колоннады, своды, купола архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте,

Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции)придали своим постройкам

величественность в сочетании с легкостью, гармоничность и соразмерность

человеку (в отличие от готики, которая человека подавляла).

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные

изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,

рельефному, выпуклому пространству, в котором причудливая дымка света

играет с невесомой прозрачностью тени. Донателло, Мазаччо, Пьеро делла

Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан,

Веронезе, Тинторетто в Италии, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер

Брейгель, Иероним Босх в Нидерландах, Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии,

Фуке, Гужон, Клуэ во Франции последовательно овладевали художественным

отражением всего богатства действительности – передачей объема,

пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе

обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа, всего, что окружало

человека и составляло часть его бытия. воспевали своим творчеством

совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются

воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Да, источник

вдохновения для них был в античной культуре. Но в их творчестве, как в

правдивом зеркале, отражался окружающий мир. А ведь эпоха Возрождения –

это еще и эпоха войн, моровых эпидемий (чума, оспа), все еще стойкого

церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали людей, а

народ, распаленный страстными призывами монаха-доминиканца Савонарола к

уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах творения

Петрарки, Леонардо да Винчи и многих, многих других. На костре сожгли

Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений… Вот почему

так мрачны краски на полотнах Гольбейна. Вот почему так трагически страшен

Дюрер, изобразивший гибель человечества в серии гравюр "Апокалипсис" (15

шт. - иллюстрации к откровению Иоанна-Богослова). Наибольшая известность -

лист "Четыре всадника", символизирующий страшные бедствия людей: война,

голод, неправедный суд и смерть. Их кони топчут всех на своем пути, даже

короля и священника. Вот почему с полотен нидерландского художника Иеронима

Босх на нас смотрят фантастические чудовища.

Человек Возрождения - он наивно радовался живой чувственности

античности, стремился понять окружающий мир и себя в этом мире, и, вместе

с тем, боялся еще до конца заглянуть в бездонную пропасть своей души.

Французский поэт XV в. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении

человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе.

Запретная прежде тема плотской любви, ее натуралистические описания

получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.

Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по

крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные

фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о

безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных

прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства

возвышены до небесной гармонии.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности,

как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот"

Сервантеса и многие другие, органично соединившие в себе интерес к

античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом

бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо,

сатирический трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости"… Написанные

разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита, каждое в

своей форме и по-своему – они воплощали в себе идеалы и идеи

возрожденческого гуманизма.

Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную,

устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом.

Культура Возрождения, если можно так выразиться, была еще слишком юной и

наивной, и она все еще ставила превыше всего красоту человеческой личности,

красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В

дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно

и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей

изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого,

в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему

окружающему.

Нельзя не привести, в связи с этим, слова выдающегося русского ученого

А. Ф. Лосева. “Эстетика Ренессанса,( пишет А. Ф. Лосев,( базировалась на

человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой

личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и

требовала его освобождения ( и духовного, и душевного, и телесного, и

вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным

свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно-

капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность

изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать

трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого

индивидуализма”.

По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в.

Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого

самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как

возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность

и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает

все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в

целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и

убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, (

утверждает Лосев, ( колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на

заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.