Искусство эпохи Возрождения
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА БАСОВА
Реферат на тему:
Искусство эпохи Возрождения.
Исполнитель: ученик 9"В" класса
Рахманин Александр
ВОРОНЕЖ
2001
Содержание.
1. Введение
2. Искусство эпохи Возрождения
3. Заключение
4. Приложение А – Д. Чернобаев. Сто дорог. Очерк итальянского Возрождения.
5. Приложение Б – Стол и меню эпохи Возрождения.
6. Приложение В – Искусство застолья эпохи Возрождения.
7. Доклад по реферату.
Введение.
XIV – XVI века… Начало заката средневековья… Эпоха Великих
географических открытий… Эпоха бурного развития науки… Эпоха расцвета
искусств и становления высших общечеловеческих идеалов…
В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г.
экспедиция Бартоломео Диаса обогнула Африканский континент с юга, пройдя
мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно
посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на
картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В
1492 г. свершилось великое событие - Христофор Колумб (итальянец,
перебравшийся в Испанию) в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан
и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498
г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел
свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и
Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г.
началось завоевание Америки.
И, наконец, португалец Ф. Магеллан (1519-1522), совершив ошеломляющее,
дерзкое, невозможное кругосветное путешествие, сокрушил извечное
представление о форме земли, разрушил плоскостное мироздание и подарил
человечеству Землю в форме шара!
Границы мира раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны,
связывая между собой континенты. Так благодаря Великим географическим
открытиям началась первая фаза создания глобальной цивилизации.
В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию
научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Среди
многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает
особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая
теория польского ученого Николая Коперника (1473-1543), которая дала новое
видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше
центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее
светилами. Теперь точка отсчета сместилась - Земля превратилась в ничтожную
пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной.
Идею Коперника подтвердили его последователи - итальянский мыслитель и
астроном Джордано Бруно (1548-1600), физик Галилео Галилей (1564-1642).
Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картина
мира требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи науки
являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский
математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироздания и
вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных
естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным
механизмом, движение которого определено Богом - “великим геометром”, как
называл его Декарт.
Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом
труде “Новый Органон” доказывал, что окружающий мир, природу следует
изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит
идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни
XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и
даже общественные отношения.
Вот так неожиданно для себя в XIV веке в Италии, а в других странах в
XV веке Европа рванулась ввысь из мрака средневековья и сделала первый шаг
во Вселенную, а с позиции сознания она сделала первый шаг во Вселенную
Разума. Так наступила эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса.
Искусство эпохи Возрождения.
Искусство средневековой Европы, как губка, жадно впитывало в себя
живительную влагу перемен, происходивших в просыпающейся Европе. Нужен был
лишь небольшой толчок, чтобы рассыпались в прах казавшиеся незыблемыми
догмы и идеалы. И такой толчок не заставил себя долго ждать. Хотя вернее
это было бы назвать землетрясением. Очень образно написал об этом периоде
Денис Чернобаев: " В череде прошедших веков многострадальная земля Италии,
обильно политая потом и кровью в трудах и войнах, неожиданно стала
одаривать человека удивительными плодами, не имеющими ничего общего с
трудом земледельца. Крестьянские мотыги и плуги, издавая звон, натыкались
на сотворенные из камня человеческие фигуры и остатки белых мраморных
скульптур. Извлекая их из земли на свет Божий, открыватели ушедшего времени
невольно восхищались жизненной силой, гармонией и беззащитностью творений
ваятелей. Увы, прочный природный материал не выдержал всеразрушающего
напора вандализма. Новой цивилизации предстояло воскреснуть на грудах
обломков"[?]. Наверное, именно в это время Европа осознала себя в едином,
непрерывном, всесвязующем временном потоке, в который и поспешила с
радостью окунуться.
Да, искусство Возрождения было порождено волшебной, животворящей силой
образцов античной культуры. Но вместе с тем, у культуры Возрождения были и
средневековые корни - светские традиции городской , народной , рыцарской
культуры .
Идейной основой искусства Возрождения стал гуманизм – учение,
основанное на признании "ценности человека как личности, его права на
свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага
человека, как критерия оценки общественных отношений"[?]. Церковный
аскетизм зашатался под напором новых моральных ценностей, обращенных к
радостям мирской жизни. Вершиной ценностного Олимпа стали семья, уважение
сограждан, слава в памяти потомков. Да, свою основную задачу гуманисты
первоначально видели в возрождении идеалов античной культуры (отсюда,
собственно и произошло название – Возрождение, впервые этот термин
встречается у итальянского живописца и историка искусства Вазари в середине
16 века). Но доминантой ренессансного гуманизма стала идея Человека, чье
высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями
или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и
помышлениях.
Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304(1374), писатель Дж.
Боккаччо (1313(1375) ( хотели создать прекрасную человеческую личность,
свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались
изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав
акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты
отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители
были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы
ценностей.
В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства
очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,
унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое
противопоставление плоти и духа.
Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в
культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия.
Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей
Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):
Любовь возвышенна, когда в союзе двух
Пред высотой души она благоговеет.
Любовь низка, когда ничтожен дух,
И низок мир того, кто избран ею.
Дарят покой и прогоняют страх
Часы любви. Но ты отмечен, если
Природа мудро держит на весах
Любовь и дух в прекрасном равновесье.
Изменилось само пространство вокруг человека. В архитектуре стали
преобладать светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские
дома, Используя ордерное (колоннадное) членение стены, арочные галереи,
колоннады, своды, купола архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте,
Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции)придали своим постройкам
величественность в сочетании с легкостью, гармоничность и соразмерность
человеку (в отличие от готики, которая человека подавляла).
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные
изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,
рельефному, выпуклому пространству, в котором причудливая дымка света
играет с невесомой прозрачностью тени. Донателло, Мазаччо, Пьеро делла
Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан,
Веронезе, Тинторетто в Италии, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер
Брейгель, Иероним Босх в Нидерландах, Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии,
Фуке, Гужон, Клуэ во Франции последовательно овладевали художественным
отражением всего богатства действительности – передачей объема,
пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе
обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа, всего, что окружало
человека и составляло часть его бытия. воспевали своим творчеством
совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются
воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Да, источник
вдохновения для них был в античной культуре. Но в их творчестве, как в
правдивом зеркале, отражался окружающий мир. А ведь эпоха Возрождения –
это еще и эпоха войн, моровых эпидемий (чума, оспа), все еще стойкого
церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали людей, а
народ, распаленный страстными призывами монаха-доминиканца Савонарола к
уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах творения
Петрарки, Леонардо да Винчи и многих, многих других. На костре сожгли
Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений… Вот почему
так мрачны краски на полотнах Гольбейна. Вот почему так трагически страшен
Дюрер, изобразивший гибель человечества в серии гравюр "Апокалипсис" (15
шт. - иллюстрации к откровению Иоанна-Богослова). Наибольшая известность -
лист "Четыре всадника", символизирующий страшные бедствия людей: война,
голод, неправедный суд и смерть. Их кони топчут всех на своем пути, даже
короля и священника. Вот почему с полотен нидерландского художника Иеронима
Босх на нас смотрят фантастические чудовища.
Человек Возрождения - он наивно радовался живой чувственности
античности, стремился понять окружающий мир и себя в этом мире, и, вместе
с тем, боялся еще до конца заглянуть в бездонную пропасть своей души.
Французский поэт XV в. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении
человеком себя самого:
Я знаю, как на мед садятся мухи.
Я знаю смерть, что рыщет все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе.
Запретная прежде тема плотской любви, ее натуралистические описания
получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.
Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по
крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные
фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о
безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных
прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства
возвышены до небесной гармонии.
Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности,
как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот"
Сервантеса и многие другие, органично соединившие в себе интерес к
античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом
бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо,
сатирический трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости"… Написанные
разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита, каждое в
своей форме и по-своему – они воплощали в себе идеалы и идеи
возрожденческого гуманизма.
Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную,
устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом.
Культура Возрождения, если можно так выразиться, была еще слишком юной и
наивной, и она все еще ставила превыше всего красоту человеческой личности,
красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В
дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно
и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей
изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого,
в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему
окружающему.
Нельзя не привести, в связи с этим, слова выдающегося русского ученого
А. Ф. Лосева. “Эстетика Ренессанса,( пишет А. Ф. Лосев,( базировалась на
человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой
личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и
требовала его освобождения ( и духовного, и душевного, и телесного, и
вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным
свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно-
капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность
изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать
трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого
индивидуализма”.
По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в.
Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого
самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как
возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность
и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает
все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в
целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и
убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, (
утверждает Лосев, ( колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на
заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|