Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство Византии. Иконопись

ежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит

название "недели Торжества Православия".

Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что

императоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли

зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма

в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо

все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные

стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так

выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко

снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая

раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.

От античной живописи к иконописи

Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая

иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в

иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального

утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно,

в течении многих веков.

Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой

религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места

уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз,

Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для

них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали

живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты

античности. Здесь еще много было ваз, цветов, плодов, животных, амуров.

Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически-

аллегорический смысл.

Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как

изображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских

триумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без труда

превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с

воздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза и

гроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и

вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).

Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представлено

таинство евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлеб

жизни". Иконы современные (Афонская школа), но явно сделаны по

средневековому образцу.

Интересна трансформация традиционного для антики образа юноши-пастуха

овец в образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмь

пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", Евангелие от

Иоанна).

В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь

скромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, к

одной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох,

а на Крест, утверждая его над миром.

Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике.

В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырь

скромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, к

одной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох,

а на Крест, утверждая его над миром.

Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике церкви Сан-

Аполинаре (VI в., третья иллюстрация): Пастырь, одетый в роскошные одежды,

мало интересуется своими овцами, т.к. смотрит вдаль и видит другие стада

"овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.

Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной

традиции - традиции надгробного портрета.

Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском

оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно

увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах

находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое

выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит

что-то, недоступное живым.

Этот принцип был использован и развит до предела в византийском

иконописном каноне

Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки

человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического

совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая

правдивой передачей физического облика.

Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться

самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи

Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт,

крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой

и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое

образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и

впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-

монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику,

астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем

удалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой

смерти.

Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком, интересным во

многих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценное

сокровище Церкви.

Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений,

в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение.

Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн

"Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы.

Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все это

делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не

случайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составил

календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность.

Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства

христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".

Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал

фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой,

"Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о

ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству,

а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется

православное вероучение.

Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке,

определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и

обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих

предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в

коей мере не противоречили канонам вселенских соборов.

Основным методом работы Дамаскина была компиляция (в соответствии с

его девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. С

этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было

лишено оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать:

благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное

вероучение было приведено в более-менее стройную систему.

Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только

православных, но и католических

богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинение

Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ

христианского вероучения.

Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин

интересен нам прежде всего как яростный противник "иконоборчества" и

создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации

иконописи.

Согласно его теории:

Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из

Священного писания, Жития Святых).

Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но

нельзя писать образ Бога-Отца.

Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги

неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не

картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на

ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны

быть анонимны.

Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того,

кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и

приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано

незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь

об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом

Лукой.

Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил

к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку,

отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она

находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция).

Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-

Троеручица.

Византийский иконографический канон

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для

произведений искусства данного вида.

Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки

иконописцев" (П.Флоренский).

Византийский иконографический канон регламентировал:

. круг композиций и сюжетов священного писания

. изображение пропорций фигур

. общий тип и общее выражение лица святых

. тип внешности отдельных святых и их позы

. палитру цветов

. технику живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к

игнорированию линейной перспективы и светотени

После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания

художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро.

Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на

иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует

изображать внешность святых и божественные сюжеты.

Результатом этих исканий стали следующие установки:

Техника иконописи

В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена

заката империи, вытесненная фреской.

Техника станковой живописи была такова:

На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую)

или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и

мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили

контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного

слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы -

Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными

камнями.

Пропорции фигур

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно

нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи

сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук,

скрывается под складками одежды.

Тип лица и выражение

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос -

с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и

отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Внешность и поза

Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы,

которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна

Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия

- темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография

Богоматери, Иконография Христа.

"Уплощение", игнорирование линейной перспективы

Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к

телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры

становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника

энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и

строгую темперу.

Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурном

фоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзаж

исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями

- именем святого, словами божественного писания.

Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена.

Ее место заняла т.н. "обратная" перспектива (когда линии сходятся не за

картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя).

Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У

пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию,

без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола

должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не

видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким,

каким он доступен Божественному Оку.

Палитра цветов, игнорирование светотени

Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную

сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии"

(например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его

Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак

императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То

же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий -

писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У

Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая.

Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная

объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить

светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее

высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа,

скулы, надбровные дуги).

Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и круг

композиций, допустимых в иконописи.

Благодаря этой системе условностей возник язык византийской

иконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывали

упреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошли

даром - они привели к созданию нового вида искусства.

И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откуда

брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?

Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая

"первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений.

Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще,

без мистики - "первоявленные" иконы - это великие произведения неизвестных

средневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой из

приведенной иллюстраций - икона "Христос-Пантократор" монастыря Святой

Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики. Икона создана в VI веке

- задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора

в основном пишут именно так.

Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видение

иконописца - это трактовка канонического изображения на основе собственного

духовного опыта (таланта).

Однако, талант - вещь штучная, а потребность в иконах была велика.

Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на то

способности - от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все изографы

обладали, обладают и сегодня духовным зрением (проще говоря, талантом). Вот

им-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования чужих

произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский,

"в канонических формах дышится легко". На них "ломались" лишь "ничтожества

и заострялись настоящие дарования". Поэтому канон для мастера не оковы, а

скорее рыцарские доспехи.

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)

Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя

осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете

творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где

умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу",

или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского

художественного гения.

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом

превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве

византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он

превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ

которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от

столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой.

Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные

западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада

византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке,

погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это

делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с

православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на

запад, а на восток.

Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря

ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским

искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он

расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь

Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями

Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд

замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь

Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь

Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в

память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн

Грозный, отправляясь в поход на Казань).

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему

славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и

среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и

то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан

дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил

непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском

уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал

вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись.

Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах

Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника -

изографа, творца новых канонов.

Список литературы.

1. Александр Мень. История религии. Учебник. Том 2

2. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг.

3. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и

вероучение. Перевод с английского А. Кавтаскина. М., “Когелет”, 2001

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.