философской и моральной доктриной), в основе их - чувства. Причём чувства
разные - ликование сердца при виде щедрой весны, листьев, цветов и солнце;
его печаль в осенний непогожий день, когда в душе, как и на небе, нет
просвета; тоска по безвозвратно прошедшей молодости и радость от
неожиданной встречи с другом... Нередко - это тонкие эмоции и порой едва
уловимые настроения, то подсказанные глубоко личными переживаниями, то
вызванные событиями исторической важности.
Подъем поэтической мысли, который охватил Китай в восьмом и девятом
веках, в десятом веке пошёл на спад. Не было уже крупных имен и талантов,
на сцену вышли поэты - эпигоны, которых увлекала пустая игра красивых слов
и звуков. В начале Сунской династии определенной известностью в поэзии
пользовалась псевдоклассическая школа «сикунь», сосредоточившая свой
интерес на эстетско-формалистическом отборе лексики. Это школа считала, что
она продолжает линию танского поэта Ли Шан -иня, однако в действительности
её поэты подражали худшим сторонам поздней танской поэзии. Их творчество
тяготело к оторванной от жизни, бездушной и бедной эмоциями, чисто
пейзажной лирики. Против влияния школы «сикунь» в поэзии выступил в конце
десятого века Ван Юй- чен, а в одиннадцатом веке активную борьбу с нею
повели Мэй Яо- чэнь и Оуян Сю. Таким образом, сунские поэты, как в свой
время и танское, росли и совершенствовались в борьбе с формалистическим
течением в поэзии, эпигонски копировавшим своих предшественников.
Время Танской и Сунской династий не прошло даром. Поэты жившие в тот
период, оставили большой след в искусстве, а точнее, в поэзии Китая.
[pic]
[pic] Архитектура
И
стория развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех
видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой
эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и
представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в
архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в
живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего
периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие
страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный
стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух,
свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом
и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы,
что и живописец- пейзажист.
Горы, высоко вздымающиеся скалы, Сады и другие части природы
составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он
высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он
никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим
массивом. Один из художников- пейзажистов в своём поэтическом трактате о
живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и
пейзажа, которое свойственно этому времени: «Вверх башни храмовой пусть
будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как будто
нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз,
чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а в знаменитых горных
храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам
иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без
волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних вод - укромный
тихий дом».
О том какие архитектурные замыслы сложились ещё в глубокой древности,
свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней сооружение -
Великая китайская стена. Это великое произведение человеческих рук,
стоившееся с IV - III веков до н.э., является одним из самых
величественныхпамятником мирового зодчества. Выстроенная по северной
границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков
пустыни, стена первоночально простиралась на 750 км, затем, после
многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену
лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена
описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена
имеет в ширину от 5 до 8 метров, а ввысоту от 5 до 10 метров. По
поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли
передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые 100 -
150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала
была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым
кирпичом.
Памятников древнего и раннего искусства до на дошло крайне мало .
Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались,
пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их
места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину
развития архитектуры. Китайская дотанского времени. Значительно лучше
сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.
В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит
монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные
украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие
линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта ( Большая
пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань
(современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды,
словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на огромном
расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная,
напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в
высоту). Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали
производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане ( что
характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся
к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и
соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого
яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти
математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.
Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте
и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и
повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить
величавый дух своего времени.
Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и
противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более
изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и
восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на
самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные,
тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень
многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты
глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены
многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и
стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На
фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и
шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом
сияющей красоты окружающего мира.
Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов
и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных
городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков,
когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и
востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая
становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников
древности. Кстати, Пекин - по- китайски Бэйцзин ( Северная столица) -
существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное
расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки
города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра
симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера
на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные
крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде
длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город
магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично
друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний
город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего
города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части
столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким
образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым,
организованным и подчинённым единому замыслу.
Основным сооружением Пекина, расположенного в центре « Внутреннего
города», является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и
названный «Запретным городом». Широкие площади мощённые светлым кирпичом,
закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания
раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом
массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в
пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом
просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными
помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений
нарастающих по мере его продвижения. Весь Запретный город, окружённый
садами и парками, .то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых
ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с
декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми
постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь
Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки,
выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения,
словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с
резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу
комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из
золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются,
центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию
всего ансамбля. Главное здание дворца - Тайхэдянь - павильон высшей
гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден
и в тоже время отличается большой простотой и логичностью конструкции.
Высокие, покрытые лаком простые круглые колонны и покоящиеся на них
расписные балконы вместе с системой деревянных узорных кронштейнов «доу-
гун» поддерживают словно парящую над зданием двойную крышу. Эта крыша с
широкими, загнутыми к верху краями является как бы основой всего здания. Её
широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же,
как и от чередующихся с ним обильных дождей. Лёгкие стены состоящие из
ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного
значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив остальных центральных сооружений
дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются
плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и
равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения
ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное
помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость
и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.
Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков продолжая развивать
традиции прошлого вместе с тем отличаются от более строгого духа
предшествующих периодов значительно возросшей пышностью, большей связью с
декоративными видами искусства. Загородный парк Ихэюань расположенный близ
Пекина, весь застроен лёгкими причудливыми беседками, многочисленными
орнаментальной скульптурой. Стремление к орнаментации, к детальной
разработке отдельных мотивов архитектуры, слияние декоративно-прикладных и
монументальных форм постепенно подготавливают отход от монументального
характера зодчества прошлых периодов. Однако в это время были проведены ещё
многочисленные восстановительные работы. Был восстановлен Храм неба,
реставрирован Запретный город, сохранившие свой первоначальный величавый
дух. В этот же период строятся такие красивые совершенные по формам и
живописные постройки, как галерея Чанлан (длинная галерея) в парке Ихэюань,
горбатые мраморные мосты, образующие словно замкнутое кольцо вместе со
своим отражением, и т.д. Однако уже к концу XIX - началу XX века всё
растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органического
соединения орнамента и формы здания. XIX век явился заключительным этапом в
развитии блестящей и своеобразной архитектуры Китая.
[pic] Скульптура
К
огда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают,
словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени:
мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие
длинными рукавами, тонкие и одухотворённые лица буддийских божеств из
пещерных храмов или занимательные фантастические рельефы ханьского времени.
Зная высокий уровень этих произведений, трудно поверить, что в самом Китае
и в древности и в средние века скульптура считалась не видом искусства, а
всего лишь ремеслом. И если о живописи эпохи феодализма было написано в
средние века множество книг, то о скульптуре Китая человечество смогло
узнать только тогда, когда в XIX - XX веках постепенно были обнаружены
сохранившиеся памятники, которые дали богатый материал для исследования. До
недавнего времени заброшенные, многие буддийские пещеры храмы теперь
открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры, стеной живописи и легенд
средневекового Китая.
Скульптура феодального Китая имела, пожалуй, не менее длительные
традиции, чем живопись. Однако древнюю скульптуру от средневековой отделяет
значительно более трудный путь исканий и преобразований, чем тот, который
за это же время совершила станковая живопись.
Скульптура, так же как и древняя, была связана с религиозными
культами. Но если рельефы ханьского времени с их повествовательностью,
бесконечными историческими анекдотами, соединением фантастических и бытовых
жанров мотивов имели скорее светский характер и были порождением собственно
китайской мифологии, то скульптура возникла одновременно с распространением
Страницы: 1, 2, 3, 4
|