Искусство арабских народов
Московский Государственный Авиационный Институт
Реферат
по теме:
"Искусство арабских народов”
Написал: студент гр. 04-501
Лебедев А.Г.
Проверил: Комаров В.П.
Москва 1996
1 ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры
человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток
грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой
цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке,
Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной
Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских
княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом
вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов
Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в
области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения
античности.
В исторической науке верное представление об арабской культуре было
выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих
буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во
всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших
ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской
культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции,
ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев,
азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху
средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в
халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры,
которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие
средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего
Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их
культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой
древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию
«счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали
богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии
до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой
Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств
определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и
обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.
Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще
далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур
рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных
крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и
прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются
изображения людей, животных и орнаменты.
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники,
занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и
сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и
политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией,
создали условия для возникновения средневекового арабского государства.
Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой
новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом
пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка
Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —
халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и
Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и
положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце
VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория,
включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе,
Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в
некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже
первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала
крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и
успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба
широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и
часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках
социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные
государства.
Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой
творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому
подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет
продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не
существовало.
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне
общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными
традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем
Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных
явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не
распространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет
место и в средневековой культуре арабских стран.
Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с
высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский
язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как
латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во
всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого
взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное
творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и
Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его
возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре
феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных
произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней
Азии.
Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и
высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего
Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и
среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими
библиотеками, школами, университетами и другими просветительными
учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее
украшение человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны
уважения, как кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский
писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы
современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на
военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей
культуры.
Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и
других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение
ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение
монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о
созданном богом едином целом имело важное значение для формирования
характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и
отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые
религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию.
Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию.
Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их
художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В
мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались
идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к
познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов
средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное
происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское
знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд
(Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители
средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно
ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой
воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не
выступали открыто с атеистических позиций.
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно
указывают на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной
кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало
иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране
кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов)
названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала
возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не
разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские
книги украшались только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было
запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве
религиозного закона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая
тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории
изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,—
читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В
день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и
придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий
дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь
изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и
неодушевленные предметы».
История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие
отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах
и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической
реакции.
Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства
арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла
его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского
Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-
эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития
общества, вступившего в эпоху феодализма.
Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего
Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание
действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая
религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто
символической форме, выработав для художественных произведений свой особый
образный язык.
Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее
жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека,
создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение.
Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского
Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой
для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное
содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у
большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным
не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю
художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское
ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют
неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той
эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие
и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив
богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и
часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового
мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения
богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой
пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых
красок они выражали большое эстетическое содержание.
Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя
обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных
запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто
встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также
памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные
изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ
подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными
чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно,
условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в
орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь
неотъемлемой частью узора.
Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в
средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере
компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и
является одним из важных средств выражения художественного содержания.
Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска,
получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым
типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным,
плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально
в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение
гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании
многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся
для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых
предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности,
создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два
Страницы: 1, 2
|