Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство арабских народов

Искусство арабских народов

Московский Государственный Авиационный Институт

Реферат

по теме:

"Искусство арабских народов”

Написал: студент гр. 04-501

Лебедев А.Г.

Проверил: Комаров В.П.

Москва 1996

1 ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры

человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток

грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой

цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке,

Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной

Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских

княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом

вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов

Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в

области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения

античности.

В исторической науке верное представление об арабской культуре было

выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих

буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во

всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших

ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской

культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции,

ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев,

азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху

средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в

халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры,

которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие

средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего

Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их

культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой

древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию

«счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали

богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии

до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой

Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств

определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и

обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще

далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур

рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных

крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и

прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются

изображения людей, животных и орнаменты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники,

занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и

сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и

политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией,

создали условия для возникновения средневекового арабского государства.

Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой

новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом

пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка

Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —

халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и

Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и

положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце

VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория,

включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе,

Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в

некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже

первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала

крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и

успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба

широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и

часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках

социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные

государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой

творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому

подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет

продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не

существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне

общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными

традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем

Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных

явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не

распространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет

место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с

высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский

язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как

латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во

всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого

взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное

творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и

Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его

возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре

феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных

произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней

Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и

высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего

Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и

среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими

библиотеками, школами, университетами и другими просветительными

учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее

украшение человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны

уважения, как кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский

писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы

современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на

военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей

культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и

других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение

ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение

монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о

созданном богом едином целом имело важное значение для формирования

характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и

отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые

религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию.

Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию.

Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их

художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В

мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались

идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к

познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов

средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное

происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское

знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд

(Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители

средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно

ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой

воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не

выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно

указывают на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной

кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало

иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране

кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов)

названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала

возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не

разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские

книги украшались только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было

запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве

религиозного закона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая

тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории

изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,—

читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В

день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и

придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий

дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь

изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и

неодушевленные предметы».

История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие

отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах

и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической

реакции.

Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства

арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла

его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского

Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-

эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития

общества, вступившего в эпоху феодализма.

Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего

Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание

действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая

религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто

символической форме, выработав для художественных произведений свой особый

образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее

жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека,

создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение.

Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского

Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой

для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное

содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у

большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным

не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю

художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское

ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют

неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той

эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие

и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив

богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и

часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового

мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения

богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой

пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых

красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя

обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных

запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто

встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также

памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные

изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ

подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными

чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно,

условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в

орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь

неотъемлемой частью узора.

Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в

средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере

компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и

является одним из важных средств выражения художественного содержания.

Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска,

получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым

типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным,

плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально

в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение

гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании

многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся

для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых

предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности,

создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.