характерного для греческого дома.
Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам
крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним
мраморный бассейн.
[pic]
Рис. 9 Атриум
Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри были украшены
красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой и цветниками.
[pic]
Рис. 10 Украшения в доме.
Рис. 11 Украшения на стенах в доме.
В следующей главе подробнее рассмотрим искусство декоративной росписи
в эпоху Римской республики.
Список используемой литературы
1. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
2. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
3. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
2. Декоративные росписи
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами
украшательства домов и храмов, в том числе с фресковой живописью.
«Что касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи,
уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н. э. Речь идет о детали фрески
из гробницы, открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в
три яруса, представляла сцену битвы (с крепостной стеной и вождями
враждующих племен). Стоит признать, что работа не поражает виртуозностью
исполнения, однако это вовсе не умаляет ее исторической ценности. От более
ранней римской живописи сохранялись только письменные рассказы, из которых
известно, что в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий,
покрывший фресками стены храма богини Спасения. не особо изощряясь,
граждане Вечного города (так станут называть Рим впоследствии) дали Фабию
прозвище «Пиктор», что как раз и означает «живописец»» [2, с. 156].
Владел кистью и известный трагический поэт середины 2 в. до н. э.
Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме.
Захватив греческие полисы, римляне свезли себе в город чуть ли не все
произведения искусства, какие им удалось погрузить на корабли. Кроме, того,
они понаделали со скульптур Лисиппа, Праксителя, Скопаса и других греческих
мастеров более или менее удачные копии а также попробовали сами создавать
кое-что подобное.
«С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в
римских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается система
высокохудожественных стенных росписей. С традициями эллинистических фресок
тесно связан первый римский стиль живописи – так называемый помпейский,
изученный по фрескам обнаруженных в раскопанных археологами провинциальных
Помпеях и в других городах Кампании (II-I вв. до н. э.). Помпейские росписи
уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий
(79 г. н. э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с
домами и виллами, а в некоторых случаях даже и с жителями» [3, с. 245].
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший
название в науке «первый помпейский стиль». Возник он как подражание
станковой живописи, из желания создать впечатление развешенных по стенам
картин. Суть его заключается в том, что все архитектурные детали стены
сначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы,
квадраты облицовки, цоколь и другие детали), а потом еще и расписываются.
Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески.
Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как
вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Первый стиль -
инкрустационный, был распространён во II в. до н.э. и до 80-х годов до н.
э. после чего его сменил так называемый «второй стиль».
«С 80-х гг. до 20-х гг. до н.э. применялся второй из помпейских стилей
- архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись
живописно-иллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами и
портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между
колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на
мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно
переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это
позволяло римлянам как бы расширять внутреннее пространство помещений.
Второй стиль отличался от первого полным отсутствием лепных украшений. В
оформлении стен вводятся настоящие живописные картины. Привычка копировать
греков оказалась такой сильной, что чаще всего римские живописцы лишь
повторяют произведения греческих классических или эллинистических
художников. Эллинистический пейзаж со множеством фигур на тему «Одиссеи»
сохранился на стенах дома богатого римлянина (понятное дело, что бедные
римляне на стены картин не заказывали) на холме Эсквилин. Что до портретных
аллегорических изображений, то их можно видеть на вилле в Боскореале
(середина I в. до н. э.), а также на стенах помпейских вилл, среди которой
самой знаменитой считается «Вилла мистерии»» [1, с. 324].
«Вилла мистерий», насчитывает 60 комнат, получила свое название по
росписи стен одного из залов. Считается, что образом для подражания
римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник
(мистерию) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая
богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка
(весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее), припавшая к
креслу женщины властного облика.
[pic]
Рис. 12. Участница мистерий и танцовщица. Деталь росписи виллы
Мистерий. Фреска.
[pic]
Рис. 13 Декоративные росписи
«Третий стиль - ориентализирующий - больше характерен для периода
империи. В противоположность некоторой пышности второго стиля, этот стиль
отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством
воспроизведения какой-нибудь знаменитой картины известного мастера,
выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд
из цветов подчёркивает уют комнаты» [4, с. 345].
«Четвёртый или декоративный стиль распространяется с середины I в.
н.э. Своей пышностью и декоративностью он продолжает традиции второго
стиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи
третьего стиля» [1, с. 34].
[pic]
Рис. 14 Декоративные росписи
Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии
декоративного искусства Западной Европы.
1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
3. Скульптура
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,
который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя
богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие
римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II
в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было
принято специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими
мастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами. Массовое
производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных
произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в
статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была
прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы
изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.
«Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу
предков, который был среди них весьма распространен. Каждый уважающий себя
римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с
домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше, целую галерею
скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу
покойных. Спрос, естественно, породил предложение, однако мастерство
древнеримских скульпторов в тот момент оставляло желать лучшего. Дело в
том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося
почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью
требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть
как можно более похож на оригинал» [1, с. 145].
Соблюсти это условие оказалось, судя по всему не так уж просто: и
греки, и этруски предпочитали изображать какой-нибудь обобщенный тип
красоты, не особо заботясь о детальном сходстве. Поэтому учиться римским
скульпторам было, в общем-то, не у кого. Однако они нашли выход!
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали
просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные),
по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их
мраморные бюсты. Естественно подобная технология не прибавляла изображению
жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.
[pic]
Рис. 15 Римлянин с изображением предков
Снятые с умерших восковые (или гипсовые) маски, которые затем
хранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Эти маски выносились
из дома во время торжественных празднеств, и чем больше было таких масок,
тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко
использовали эти восковые маски.
«Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали
атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры,
сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питалась
практической потребностью сохранения для потомства точного изображения
индивидуального лица, а также прославление участников исторических событий.
Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе.» [3, с. 167]
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников
столь значительных, как греческие. Однако, они обогатили пластику
раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с
характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф
составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.
«В республиканский период древнейшие произведения так называемой
круглой или объёмной скульптуры еще часто исполнялась этрусскими мастерами
из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски
наделяли богов действенной силой и решительностью характера. Поздний
памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые
десятилетия жизни Римской республики - бронзовая "Капитолийская волчица" -
символ Рима - отличается именно остротой реализма и превосходной техникой
литья» [5, с. 198].
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать
могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже
греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые
вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально
хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез
в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой
вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи
выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой
спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое
число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых
мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование
тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Под влиянием греческих
мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного
этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть
подлинного произведения искусства.
[pic]
Рис. 16 Капитолийская волчица.
«Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая
изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретам
республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения
индивидуальных черт лица свойственны некоторое упрощение форм и резкая
жёсткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной
скульптуры относится так называемый "Брут" (конец III - начало II вв. до
н.э.)» [4, с. 231] .
[pic]
Рис. 17 Брут
По мере того, как римское государство развивалось и богатело, росли и
его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых
политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось
недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие
статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку
изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то
скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение –
тогу. Статуя римлянина, закутанного в тогу, получила даже специальное
название – «тогатус», а обычай изображать в таком виде дипломатов и
полководцев сохранился в европейских странах до середины XIX в. Чтобы не
ходить далеко за примером, можно вспомнить статуи Кутузова и Барклая-де-
Толли перед Казанским собором в Петербурге. Забавно, что здесь полководцы
одеты под тогами не в обычные для римлян туники (рубашки с рукавами до
локтей), а в парадные мундиры с эполетами и орденами.
[pic]
Рис. 18 Статуя Авла Метелла. Бронза.
Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и
статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников,
объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные
стелы.
Список используемых источников
1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.
Заключение
В данной работе нами было рассмотрено развитие изобразительного
искусства эпохи Римской республики. Исходя из вышеописанного можно сделать
следующие выводы:
Большое влияние на развитие Римского искусства в эпоху республики
оказало греческое искусство, а также греческая мода на отделки домов, на
мраморные скульптуры, на течение в живописи, на кухню (римлян уже не
удовлетворяли их блюда).
Стремительными темпами началось строительство в Риме. большому
строительству последних десятилетий существования республики способствовало
создание крупных частных парков при домах разбогатевших нобилей и
всадников.
То есть можно сказать, что на закате римской республики город из туфа
начал превращаться в мраморный и покрываться садами и парками. Среди все
еще многочисленных узких улочек раскинулся новый Форум Цезаря, поднялись
новые храмы. В суровый старый Рим пришло богатство и пышность.
В области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские
традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных
шедевров ("Капитолийская волчица", "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и
Цезаря).
Около 40 г. до н. э. в Риме появились тенденции к
подражаниюраннекласическим мастерам греческой культуры периода,
наступившего после греко-персидских войн. Это был своего рода «аттизм» в
пластике, виднейший представитель которого, грек Стефан, работал в Риме во
времена диктатуры Цезаря. И его произведения, и скульптурная орнаментика
храмов эпохи II триумвирата, и надгробные портреты 40-30 годов I века до н.
э. несут на себе признаки приближавшегося римского неоклассицизма времен
принципата Августа. Черты этого стиля видны уже в базальтовом портрете
Октавии, сестры Октавиана Августа, в правильных, строгих линиях ее
прекрасного лица.
Таким образом, можно сказать, что в эпоху римской республики начался
расцвет римского изобразительного искусства. Пусть это начало
ознаменовалось лишь подражанием и заимствованием греческой культурой. В
последствии это приведет к развитию своей оригинальной техники живописи,
скульптуры и архитектуры. Но это будет уже эпоха Римской империи.
Список используемых источников
1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.
Страницы: 1, 2
|