последним надо отнести гимн Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецов
земледелия и салиев-скакунов, жрецов бога войны Марса. Особенным
распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного,
пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому,
обладали большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались не
только во время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время
триумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь
которого и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать,
что эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейным
характером, но часто доходили до выражения социально-политического
протеста.
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной
драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры, нечто
вроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что в 364
г. до н.э. для умилостивления богов во время эпидемий были приглашены
актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей
здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под
аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением
пользовались а Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший их кампанского
города Атеклы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером,
часто на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.
Существенной особенностью этого фарса являлось выступление в нем четырех
сатирически подаваемых типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и
хвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений,
шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и
непристойным характером не без наличия политической сатиры. В первой
половине 1 в. до н.э. из народного импровизационного театра сатиры
превратилась в литературное произведение.
Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была
представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая фиксацию
сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии
составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоеж
обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно
отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму
летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде
начала и конца войны, затмения солнца и т.д.); юридические памятники, тоже
вначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XII
таблиц – (451-450 гг. до н.э.) – знаменитый памятник первого публичного
законодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбе
всего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственные
договоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые
договоры (например, между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники
частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников);
стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи
надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном
количестве.
Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными
пословицами и поговорками.
Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем, что
здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было
настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой.
Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью, деловитостью,
отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что в римской
литературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литература
не обладала ровно никакой оригинальностью. Если греческое влияние с
известного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому,
что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношении.
3. Зрелая пора доклассического периода (середина III – до
первой половины II в. до н.э.)
Социально-историческая обстановка. К началу III в. до н.э. Рим
представлял собой типичный для античности полис, государство-город. Во
второй половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть Италии, а
затем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта территория называлась
Великой Грецией и была богатой греческой колонией. Экспансия Рима обогащала
привилегированную часть его общества. Усилилось влияние денежно-
ростовщических групп так называемого сословия всадников. Обогатилась и
верхушка непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие
государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую знать-
нобилитет.
Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд
постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и
ремесленников.
Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам непосредственно
соприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаяся торговая и
военная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим прежде всего с
торговой аристократической республикой на севере Африки Карфагеном,
господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война
(264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и
даже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала
римлянам Испанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146
гг.) привела к сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были
присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким образом
к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.
Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше
завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции
является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь
страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда,
защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперь
развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемым
богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей
вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков.
Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно
указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса были заимствованы
из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное,
совершенно не отразилось на литературе. Другое дело – влияние Греции после
1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий
Андроник, в 240 г., т.е. сейчас же после войны, ставит в Риме драму на
латинском языке.
Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому
Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к
эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной
суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций Катон
(Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих эпикурейцев Алкея и
Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих философов и риторов и в 155
г. – высылки афинского посольства, члены которого, философы Карнеад,
Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме свои учения. Все это было
бесполезно, да и сам Катон принужден был в конце концов изучить греческий
язык и пользоваться для своих сочинений греческими источниками, несмотря на
свой староримский закал, ненависть к новшествам, к порче нравов и
эллинизму. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей,
поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими
светлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства,
появились изящные греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя
будничные тревоги дня».
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.
а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим в 272
г., после взятия его родного города. Для учебных целей он переложил
сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической войны, в 240 г.,
Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки
с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия его
трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец», «Троянский конь», « Эгисф»,
«Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Терей». Известно, что в 204 г.
Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращения
одного дурного предзнаменования. Он исполнялся хором девушек в 27 человек.
б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании;
его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после первой Пунической
войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих
подлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная»,
«Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор», «Ифигения», «Андромаха». Невий
впервые вводит римскую национальную драму, претекстату (претекста – римский
сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле»
и «Кластидии». Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он
допускал «контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну)
и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известно,
например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи либерально
настроенным, он пытался подражать древней аттеической комедии и нападал на
современников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны
правительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилась и его
эпическое произведение «Пуническая война», где рассказ шел еще об отбытии
Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле –
основатели Рима. Изложение, очевидно, было весьма сухое.
4. Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса
и гибель республики (середина II в. –
до 30 г. 1 в. до н.э.)
Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II века до
н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые противоречия.
Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах рабов,
верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения – латифундии.
Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное противоречие
рабовладельческого общества – противоречие между рабами и рабовладельцами,
выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в Сицилии, Малой Азии, наконец,
в Италии под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.)
Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан –
противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между
владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные
собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,
становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,
пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую всему
обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.
Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две политические
партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были выразителями интересов
сенатской знати и крупных земельных собственников. Популяры отражали
инетерсы демократических кругов города и деревни. Под влиянием массового
демократического движения, особенно крестьянства, усилилась роль народных
трибунов и, наоборот, несколько ослабла роль сената. Демократическое
движение, руководимые Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить
крестьянское землевладение, окончилось неудачей.
Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –
аристократическая республика – потребовала уже более широкой социальной
основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за политическую власть вызвала
длительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играло
войско, теперь уже большей частью наемное, а не навербованное из
крестьянства, как это было раньше. Такое войско было послушным орудием в
руках тех или иных полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В
82 г. власть взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру
оптиматов. После падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират
(Помпей, Юлий Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в
государстве.
В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I в. до
н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,
мемуарная и эпистолярная литература.
Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство.
Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды
литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом
способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое
со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных
школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например,
реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором
исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих
выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских
ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов
от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два
направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым
языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого направления был
Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул 69 г.
Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали
греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме
следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут,
которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Сам же Цицерон выработал
средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического
направления.
Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк
Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне с
Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.
Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку от
Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее
образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.
В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушал
и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал
теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон
учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо
греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря
близости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической
школы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и
аргументации.
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во
многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой
точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает
лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами
высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и
предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший
государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор
приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в
Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице
двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии –
народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным
установить древние законы, возродить «обычай предков».
Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении
ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он
придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник
Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция
Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники
обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий
сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия
Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом
убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии
добился популярности в народе.
Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские
трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических
Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного
оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить
его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в
его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом
народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела
зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в
своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от
желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить
его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое
освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение
рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто
извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические
эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что
оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает
закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и
театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его
неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается
благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому
употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых
предложений, порой они сменяются восклицаниями.
5. Послеклассическая литература.
Ранняя римская империя.
(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)
Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся
вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в
Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско.
Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских
островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные
провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями.
В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов
обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся
украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,
великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали
мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи
уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В
первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества.
Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена
знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем
договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской
аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом.
И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии,
проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной
политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие –
всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое
чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все
римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и
люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.
После классического периода литература в дальнейшем была представлена
писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или
же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным
образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также
появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В
произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление
сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны
жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.
Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,
обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и
деятельность Луция Аннея Сенеки.
Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в
Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был
всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций
Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и
Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил
склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.
Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского
характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три
утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка
Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному
вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых
являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О
милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).
К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого
императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,
«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,
«Геркулес на Эте» и «Октавия».
В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической
философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный
интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к
достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно
умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных
благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов,
показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.
Заключение
Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.
Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной
литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным
образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных
переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и
многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко
отличается от средневековой литературы.
Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и
телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.
В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности.
Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос
(Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет
красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине
века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов
(Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона
Майкова, особенно его драмы.
Библиография:
1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,
перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.
2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр.
46-54.
3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.
4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.
Страницы: 1, 2
|