Меню
Поиск



рефераты скачатьАнтичное искусство Рима

последним надо отнести гимн Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецов

земледелия и салиев-скакунов, жрецов бога войны Марса. Особенным

распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного,

пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому,

обладали большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались не

только во время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время

триумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь

которого и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать,

что эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейным

характером, но часто доходили до выражения социально-политического

протеста.

Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной

драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры, нечто

вроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что в 364

г. до н.э. для умилостивления богов во время эпидемий были приглашены

актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей

здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под

аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением

пользовались а Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший их кампанского

города Атеклы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером,

часто на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.

Существенной особенностью этого фарса являлось выступление в нем четырех

сатирически подаваемых типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и

хвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений,

шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и

непристойным характером не без наличия политической сатиры. В первой

половине 1 в. до н.э. из народного импровизационного театра сатиры

превратилась в литературное произведение.

Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была

представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая фиксацию

сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии

составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоеж

обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно

отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму

летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде

начала и конца войны, затмения солнца и т.д.); юридические памятники, тоже

вначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XII

таблиц – (451-450 гг. до н.э.) – знаменитый памятник первого публичного

законодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбе

всего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственные

договоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые

договоры (например, между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники

частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников);

стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи

надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном

количестве.

Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными

пословицами и поговорками.

Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем, что

здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было

настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой.

Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью, деловитостью,

отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что в римской

литературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литература

не обладала ровно никакой оригинальностью. Если греческое влияние с

известного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому,

что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношении.

3. Зрелая пора доклассического периода (середина III – до

первой половины II в. до н.э.)

Социально-историческая обстановка. К началу III в. до н.э. Рим

представлял собой типичный для античности полис, государство-город. Во

второй половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть Италии, а

затем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта территория называлась

Великой Грецией и была богатой греческой колонией. Экспансия Рима обогащала

привилегированную часть его общества. Усилилось влияние денежно-

ростовщических групп так называемого сословия всадников. Обогатилась и

верхушка непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие

государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую знать-

нобилитет.

Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд

постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и

ремесленников.

Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам непосредственно

соприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаяся торговая и

военная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим прежде всего с

торговой аристократической республикой на севере Африки Карфагеном,

господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война

(264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и

даже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала

римлянам Испанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146

гг.) привела к сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были

присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким образом

к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.

Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше

завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции

является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь

страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда,

защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперь

развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемым

богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей

вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков.

Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно

указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса были заимствованы

из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное,

совершенно не отразилось на литературе. Другое дело – влияние Греции после

1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий

Андроник, в 240 г., т.е. сейчас же после войны, ставит в Риме драму на

латинском языке.

Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому

Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к

эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной

суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций Катон

(Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих эпикурейцев Алкея и

Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих философов и риторов и в 155

г. – высылки афинского посольства, члены которого, философы Карнеад,

Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме свои учения. Все это было

бесполезно, да и сам Катон принужден был в конце концов изучить греческий

язык и пользоваться для своих сочинений греческими источниками, несмотря на

свой староримский закал, ненависть к новшествам, к порче нравов и

эллинизму. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей,

поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими

светлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства,

появились изящные греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя

будничные тревоги дня».

Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.

а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим в 272

г., после взятия его родного города. Для учебных целей он переложил

сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической войны, в 240 г.,

Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки

с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия его

трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец», «Троянский конь», « Эгисф»,

«Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Терей». Известно, что в 204 г.

Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращения

одного дурного предзнаменования. Он исполнялся хором девушек в 27 человек.

б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании;

его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после первой Пунической

войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих

подлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная»,

«Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор», «Ифигения», «Андромаха». Невий

впервые вводит римскую национальную драму, претекстату (претекста – римский

сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле»

и «Кластидии». Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он

допускал «контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну)

и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известно,

например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи либерально

настроенным, он пытался подражать древней аттеической комедии и нападал на

современников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны

правительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилась и его

эпическое произведение «Пуническая война», где рассказ шел еще об отбытии

Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле –

основатели Рима. Изложение, очевидно, было весьма сухое.

4. Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса

и гибель республики (середина II в. –

до 30 г. 1 в. до н.э.)

Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II века до

н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые противоречия.

Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах рабов,

верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения – латифундии.

Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное противоречие

рабовладельческого общества – противоречие между рабами и рабовладельцами,

выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в Сицилии, Малой Азии, наконец,

в Италии под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.)

Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан –

противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между

владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные

собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,

становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,

пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую всему

обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.

Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две политические

партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были выразителями интересов

сенатской знати и крупных земельных собственников. Популяры отражали

инетерсы демократических кругов города и деревни. Под влиянием массового

демократического движения, особенно крестьянства, усилилась роль народных

трибунов и, наоборот, несколько ослабла роль сената. Демократическое

движение, руководимые Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить

крестьянское землевладение, окончилось неудачей.

Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –

аристократическая республика – потребовала уже более широкой социальной

основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за политическую власть вызвала

длительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играло

войско, теперь уже большей частью наемное, а не навербованное из

крестьянства, как это было раньше. Такое войско было послушным орудием в

руках тех или иных полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В

82 г. власть взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру

оптиматов. После падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират

(Помпей, Юлий Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в

государстве.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I в. до

н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,

мемуарная и эпистолярная литература.

Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство.

Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды

литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом

способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое

со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных

школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например,

реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором

исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих

выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских

ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов

от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два

направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым

языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого направления был

Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул 69 г.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали

греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме

следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут,

которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Сам же Цицерон выработал

средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического

направления.

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк

Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне с

Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку от

Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее

образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.

В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушал

и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал

теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон

учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо

греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря

близости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической

школы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и

аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во

многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой

точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает

лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами

высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и

предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший

государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор

приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в

Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице

двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии –

народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным

установить древние законы, возродить «обычай предков».

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении

ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он

придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник

Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция

Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники

обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий

сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия

Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом

убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии

добился популярности в народе.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские

трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного

оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить

его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в

его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом

народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела

зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в

своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от

желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить

его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое

освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение

рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто

извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические

эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что

оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает

закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и

театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его

неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается

благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому

употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых

предложений, порой они сменяются восклицаниями.

5. Послеклассическая литература.

Ранняя римская империя.

(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)

Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся

вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в

Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско.

Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских

островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные

провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями.

В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов

обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся

украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,

великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали

мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи

уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В

первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества.

Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена

знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем

договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской

аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом.

И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии,

проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной

политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие –

всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое

чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все

римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и

люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.

После классического периода литература в дальнейшем была представлена

писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или

же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным

образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также

появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В

произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление

сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны

жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.

Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,

обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и

деятельность Луция Аннея Сенеки.

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в

Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был

всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций

Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и

Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил

склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского

характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три

утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка

Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному

вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых

являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О

милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого

императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,

«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,

«Геркулес на Эте» и «Октавия».

В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической

философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный

интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к

достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно

умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных

благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов,

показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.

Заключение

Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.

Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной

литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным

образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных

переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и

многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко

отличается от средневековой литературы.

Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и

телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.

В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности.

Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос

(Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет

красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине

века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов

(Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона

Майкова, особенно его драмы.

Библиография:

1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,

перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.

2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр.

46-54.

3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.

4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.