Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком городке, 
расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, 
одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, 
И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, 
природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к 
рисованию, пробудившуюся очень рано. В 1848 году, не закончив казанской 
гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), 
юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, 
внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства 
окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший 
творческий путь. 
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин 
приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные 
устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать 
художником. 
В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в 
Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под 
руководством академика Аполлона Мокрицкого. 
Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы. Но тот 
же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски 
нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина - уже ученика 
Академии художеств - казалось бы, о противоположном: "Трудитесь и думайте 
более о предмете, нежели о "способе". Это поучение прочно вошло в 
творчество Шишкина. 
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - 
истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже 
в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым 
запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы 
..." 
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно 
штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый 
пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу 
- в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая 
это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью 
уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, 
сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок 
с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. 
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист, исполненный в 1853 
году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых 
очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все его 
наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег 
реки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т. 
Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что 
Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, 
лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды". 
Приобретенный Государственным Русским музеем еще весьма робкий по 
исполнению, явно ученический этюд "Сосна на скале", датированный апрелем 
1855 года,- единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа 
масляными красками, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкина в 
училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чем краски. 
Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы 
Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно 
определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные 
навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 
1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С 
этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он 
прожил до конца своих дней. 
Благодаря любви и заботе своего руководителя - А. Н. Мокрицкого, связь 
первой художественной школой продолжала еще долго сохраняться в мыслях и 
душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академию художеств 
в год окончания художественного училища, Шишкин в то же время обращается не 
раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий, 
успехов и трудностей. 
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников 
подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда 
художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на 
фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал 
каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие 
травы и мягкие мхи. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых 
предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Художник открывал обширный 
мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот 
искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек 
внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он 
получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях 
Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках. 
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под 
Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" 
элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности 
изображения. В произведении видно стремление художника к пластической 
трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. 
Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева 
почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училище живописи, ваяния 
и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогда живое и 
прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российской 
академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей 
бюрократизации художественного обучения. 
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял 
симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это 
относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время 
швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью 
изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с 
работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и 
московского училища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого 
художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года 
пишет: "Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки 
Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это 
показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого 
мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно 
связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания 
предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только 
одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а 
не усвоил его себе несознательно". 
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены 
романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей 
традиции. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое 
отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный 
красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы. 
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на 
натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, 
девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов 
с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные 
здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, 
способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, 
большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных 
форм. 
Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной 
медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к 
изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном 
свойстве дарования Шишкина - содержательном восприятии природы. Тщательно 
выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в 
ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из 
этих деталей - прислонившийся к сосне старый покосившийся крест - создает 
определенный элегический настрой. 
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее 
в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной 
завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той 
же серии - "Вид на острове Валааме" (1858). Условность и некоторая 
декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой 
деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет 
отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен 
не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием 
природных форм. Их он стремился передать как можно конкретнее. Этот 
суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком 
этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме. 
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и 
удостоенной Большой золотой медали. Она находилась ранее в США, а в 1986 
году оказалась на аукционе в Лондоне. Судьба ее в настоящее время 
неизвестна. 
Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает 
право на поездку за границу в качестве пенсионера. 
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, 
поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с 
Академией и ее эстетическими принципами. Внешне она продолжала сохраняться 
и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как 
пенсионер Академии. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях 
на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях 
Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той 
же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на 
академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического 
начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. 
Но мастерство, накопленное в Академии и за границей, мало ориентировало 
художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор тем более 
ответственный для Шишкина и его самобытного таланта не только перед самим 
собой, но и ближайшими товарищами, чувствовавшими в нем пейзажиста, идущего 
по новой дороге. Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Крамским 
также могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой 
перестройки. 
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов 
по возвращении из- за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни 
других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережало возможности их 
решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником 
принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед 
ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных 
и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого 
отношения к природе и чувства художественной правды. 
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и 
сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в 
следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит в 
Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по 
Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом 
московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского 
ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских 
рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической 
манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном 
из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, 
послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В 
окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми 
полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей 
из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми 
облаками. Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной 
художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся 
живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины 
солнцем. 
Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж, картина вместе с тем 
являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж тему народной 
жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки, она 
одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, 
в большей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей 
образности близкого все той же здоровой народной основе. 
В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам 
Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого 
опекал и обучал живописи. 
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской 
природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" 
(1867). 
Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее 
характерный для северных областей России. Шишкин стремился к изображению 
леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой, 
казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного 
своеобразия жизни дерева. В "Рубке леса" это видно по упругой округлости 
спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной 
варварами. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом 
угасающего дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, 
сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем 
плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом,- все это 
внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией 
произрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности - 
вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными 
елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами. 
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить 
благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, 
сестрой художника. 
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, 
надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к 
ордену, чем, видно, был раздосадован. 
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца 
жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, 
готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" 
выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она 
экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. 
Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за 
ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей 
- сумму, предложенную Третьяковым. 
В картине "Полдень. В окрестностях Москвы" прозвучала тема, охватившая не 
только творчество Шишкина, но и значительную часть русской пейзажной 
Страницы: 1, 2 
   
 |