Canon - история развития
Оглавление
Возникновение и развитие Canon 2
Успех Canon 5
Продукция Canon 8
Заключение 15
Список источников 16
Возникновение и развитие Canon
В 1933 г. в токийском районе Роппонги возникла небольшая мастерская
по производству точных оптических инструментов. Ее хозяин - Утида Митараи -
решил наладить в Японии производство фотоаппаратов типа немецкой "лейки" и,
видимо, будучи человеком набожным, понадеялся в этом на помощь богов.
Помогли они ему или нет - точно неизвестно, но только выпущенная в 1934 г.
первая японская фотокамера получила название Kwanon в честь одноименной
богини милосердия, чье изображение находилось в мастерской.
Сложное для произношения название фирма сменила на похожее, но более
удобное Canon уже через год, а еще через год и возник тот самый прародитель
нынешнего фотогиганта - Precision Optical Industry, Co., Ltd. Тогда же была
зарегистрирована современная торговая марка фирмы - Canon.
Вся история Canon, одной из крупнейших корпораций мира и лидера в
области производства фототехники, связана с историей семьи Митараи. Митараи
были в Canon всегда, с момента ее появления на свет и до наших дней, и не
просто были — они руководили ею, зачастую отдавая себя этой работе целиком,
вершили ее историю, не отделяя от нее своих судеб. И сейчас уже даже как-то
некорректно, говоря о Canon, не вспомнить о Митараи.
Когда в далеком 1937 году Такеши Митараи с товарищами организовал
Precision Optical Industry Co., Ltd., его племяннику Фудзио Митараи (Fujio
Mitarai) исполнился всего год. И кто бы мог подумать, что спустя почти
пятьдесят лет компания, переименованная к этому времени, по названию одного
из своих самых известных фотоаппаратов, в Canon, будет одной из крупнейших
мировых корпораций, а Фудзио Митараи, проработавший к этому моменту в Canon
на разных должностях более 30 лет, станет ее президентом и главным
исполнительным директором. Так получилось, что Митараи, придя в тогда еще
Joined Canon Came (компания сменит свое название на Canon только в 1969 г.)
в апреле 1961 г. совсем молодым человеком, по японской традиции ни разу не
менял работу, оставаясь преданным Canon, и прошел с ней путь от достаточно
скромной компании, известной только в пределах своей страны, до огромной
корпорации.
Сказать, что все начиналось тяжело, было бы неправильно — да,
пожалуй, сложно, но не тяжело. Видимо, руководителями компании суждено было
становиться победителям. Основатели фирмы, сами будучи изобретателями,
создали несколько действительно хороших фотоаппаратов и зарегистрировали
собственное предприятие. Дела пошли очень хорошо, и до войны компания
динамично развивалась. Но все мы помним, как закончилась Вторая мировая
война для Японии: поражение, разруха и тяжелейший экономический кризис.
Precision Optical Industry Co., Ltd., как и японская экономика, беспомощно
дрейфовала в океане бушевавшего кризиса, на некоторое время она даже
прекратила свою деятельность. И вывести ее (в данном случае компанию) из
него суждено было именно Митараи — одному из основателей Canon, Такеши
Митараи, который стал президентом компании в 1942 году.
Заняв столь крупный пост, Митараи, и раньше отличавшийся впечатляющей
работоспособностью, потряс страну чудесами продвижения компании на уже
обескровленном и пораженном войной рынке. Он разработал и применил в своей
компании совершенно революционный подход к ведению менеджмента (тем более
для патриархальной Японии). В 1943 году Митараи ввел новую систему
помесячной оплаты труда сотрудников, а еще позже — обязательные медосмотры
для служащих при помощи разработанного в компании рентгеновского аппарата,
а это в условиях эпидемии туберкулеза было немаловажным. Последний ход,
конечно, сложно отнести к маркетинговым победам, но он подтверждает
незаурядность и новаторство Митараи, кстати, врача по образованию.
В 1946 г. Такеши Митараи стал инициатором перехода японских предприятий на
пятидневную рабочую неделю, и сам подал пример, введя пятидневку в своей
компании.
Другим поистине гениальным маркетинговым ходом Такеши Митараи на
посту президента компании стало, как это не удивительно в сложившейся
патовой ситуации, расширение бизнеса. Несмотря на то, что камеры «Canon»
пользовались устойчивым спросом, особенно у представителей многочисленного
оккупационного корпуса, Митараи решил, что компания не сможет выжить,
выпуская только фотоаппараты. В связи с этим в самом скором времени были
созданы два дочерних предприятия: Akatsuki-Musen Co., Ltd., выпускающая и
продающая радиоприемники, и фармацевтическая компания Kashiwa-Yakugyu Co.,
Ltd. Этот, казалось бы, не имеющий к фотоотрасли отношения факт на самом
деле сыграл огромное значение для Canon — именно открытие этих предприятий
помогло компании выжить и, как результат, стать тем, что она представляет
из себя на сегодняшний день. По окончании экономического кризиса оба
предприятия были закрыты.
А в 1947 году началась новая эра компании, по крайней мере формально:
ведь именно в этом году совет директоров с подачи Такеши Митараи утвердил
новое название компании — Canon Camera (спустя несколько лет и слово Camera
исчезло из названия). Событие, произошедшее спустя 2 года, в 1949 году,
только подтверждает этот факт — акции Canon Camera впервые стали
котироваться на Токийской фондовой бирже, сегодня одном из крупнейших
фондовых рынков мира.
Поддержанная в 1947 г. японским правительством попытка продавать камеры
"Кэнон" на зарубежных рынках привела к быстрому и заметному успеху. Через
два года продукция фирмы получила "Гран-при" на Международной фотовыставке
в Сан-Франциско, а логотип фирмы, которым она исключительно дорожит и
относится к его написанию очень трепетно, утверждается в известном сегодня
виде.
Звезда Такеши Митараи, первого Митараи из Canon, постепенно закатывалась,
но именно в эти годы начали свое восхождение к вершинам успеха Хадзиме
Митараи, сын Такеши, занимавший этот же пост вплоть до своей смерти в 1995
году, и Фудзио Митараи, сегодняшний президент и главный исполнительный
директор, последний Митараи, отдавший свою жизнь корпорации.
Успех Canon
Последующие годы ознаменовались становлением нового гиганта
фотоиндустрии — однако путь Canon был непростым и, как принято говорить,
тернистым. Под руководством Такеши Митараи, а в дальнейшем его сына Хадзиме
Митараи, компания проникла на американский и европейский рынки.
Международное признание "Кэнон" подтолкнуло фирму к штурму новых
технологических вершин, компания приняла самое активное участие в создании
в 50-х гг. национального телевидения и практически одновременно приступила
к выпуску 8-миллиметровых кинокамер. С открытием в 1955 г. американского и
в 1957 г. европейского отделений фирма "Кэнон" становится известна
практически во всем мире, а ее продукция, в том числе и суперпопулярные
тогда микрокалькуляторы, стала синонимом качества и надежности. Сейчас
только в Европе "Кэнон" официально представлена в 40 странах. Сегодня
компания располагает 104 отделениями и представительствами по всему миру
Затем была конкурентная борьба на всех направлениях, соперничество с Xerox
на рынке копировальной техники, изобретение техники bubble-jet
(принципиально нового способа печати), взлеты и иногда даже падения. Но
Canon с заслуживающим уважения чисто японским упорством продолжала
изобретать, продавать, продвигать свою продукцию на рынке
и в конце концов стала той Canon, которую мы знаем сейчас — лидером
мирового бизнеса и примером для любого предпринимателя.
Так в чем же успех компании? Вопрос этот можно было бы задать
нынешнему президенту Canon Inc. Фудзио Митараи, который, не уменьшая заслуг
его предшественников, является, может быть, самым талантливым и успешным
главой корпорации в ее долгой истории. Именно господин Фудзио вывел Canon,
преуспевающую крупную компанию, в элиту мирового бизнеса, причем за
рекордно короткий срок. В завершившемся финансовом 2001 году совокупный
чистый объём продаж Canon Inc. составил почти 25 миллионов евро, превысив
тем самым показатели предыдущего 2000 года на 7,8%. Впечатляющий рост, не
так ли? Как и любая компания, управляемая дальновидным руководителем, Canon
ежегодно инвестирует в науку солидные суммы (в последние годы не меньше 2
млрд. евро, что составляет около 7% от совокупной суммы годовых продаж).
Секрет кроется в личных качествах самого Фудзио Митараи, последние 20 лет
занимавшего руководящие должности в североамериканском отделении компании.
Отчасти американский опыт и помогает г-ну Фудзио вести дела — он японский
бизнесмен новой формации (несмотря на солидный возраст). Манера поведения
Фудзио Митараи на рынке максимально «неяпонская», однако и не американская
тоже; он сочетает в себе лучшие стороны каждого типа ведения бизнеса.
Аналитики отмечают нестандартность мышления и в хорошем смысле
непредсказуемость г-на Фудзио, западную решительность и расчетливость,
воспитанную длительным сотрудничеством с американскими партнерами. Так,
придя к руководству компанией в 1995 году, Митараи немедленно ликвидировал
подразделение, работавшее на рынке персональных компьютеров, как
непрофильное, сосредоточившись на перспективном, по его мнению, направлении
IT, а также производстве принтеров и цифровых камер (забегая вперед, можно
сказать, что объем продаж вследствие этого решительного хода поднялся на
23%). Для Японии такой тип ведения дел нов, нехарактерен, наверное, даже
революционен; однако сейчас едва ли кто-то помнит об этом рискованном и
неоднозначном шаге.
Однако едва ли не самым революционным в истории японского бизнеса
стало другое решение, полностью поменявшее политику работодателя по
отношению к рядовому служащему: Фудзио Митараи, снова применив западную
модель, на этот раз в политике персонала, установил новую систему оплаты
труда, непосредственным образом зависящую от прибыли, получаемой компанией.
Для западного мира такой подход является традиционным и естественным, но в
патриархальной Японии еще с послевоенных лет сложилась другая форма оплаты
труда: фиксированная и не зависящая от финансовых успехов компании. И если
в условиях тяжелого экономического кризиса такой подход был, безусловно,
оправдан (таким образом правительство, надавив на бизнес, обеспечило
рядовых служащих Японии хоть и минимальной, но постоянной фиксированной
заработной платой), то современный японский рынок такой подход к вопросам
ведения менеджмента заметно тормозил. И Фудзио Митараи стал тем человеком,
которому оказалось по плечу разрешить эту проблему.
Однако, несмотря на некоторую революционность в подходе к бизнесу (и
не только по меркам Японии), г-н Фудзио остается именно японским
бизнесменом. Всего лишь устранив наиболее устаревшие моменты в восточной
модели ведения дел, на сегодняшний день он стал ведущим менеджером новой
формации. Более того, Митараи в некоторых вопросах придерживается именно
классической японской манеры построения маркетинга и менеджмента. Так он
проповедует традиционную форму отношений между работодателем и служащим,
отношений в коллективе компании в целом. По его мнению, именно пожизненная
занятость в конкретной компании обеспечивает солидарность служащих, добрые,
почти семейные отношения внутри предприятия, что, в свою очередь,
значительно влияет на положение самой компании на рынке
и на ее рентабельность, причем всегда в лучшую сторону (глядя на Canon, с
таким подходом нельзя не согласиться). Именно такой подход должен
обеспечивать заинтересованность конкретного сотрудника и необходимый
минимальный уровень профессионализма — факторы, от которых в дальнейшем
можно отталкиваться, строя компанию, призванную штурмовать самые высокие
вершины мирового рынка.
Однако это только изначальные требования к сотрудникам, предъявляемые
в Canon. Менеджер, по мнению Фудзио Митараи, должен быть профессионалом до
мозга костей, настоящим победителем, причем мыслящим глобальными
категориями, способным прогнозировать процессы мирового рынка и грамотно
управлять ими. Именно поэтому сотрудники Canon постоянно обучаются у лучших
специалистов индустрии, как правило, в США — проработав в этой стране
больше 20 лет, г-н Митараи прекрасно знает американский рынок и его
возможности, и не доверять ему в этом вопросе нет причин. И это уже
западная манера ведения бизнеса, привнесенная им в Canon и последние 7 лет
активно проводимая в жизнь.
Другими характерными чертами западной модели ведения бизнеса в
характере Фудзио Митараи, а значит и Canon, являются глобальность мышления,
агрессивность поведения на рынке во всех ее проявлениях. По сути, это
главные составляющие современной политики компании. Став президентом
корпорации, Митараи в первую очередь избавился от нерентабельных и
непрофильных направлений, тяжким грузом тянувших компанию вниз, провел
реорганизацию структуры Canon (этой процедуре было подвергнуто три
направления), а затем устремил свои взоры на запад. Имея бесценный опыт
работы на американском рынке, а также сильное американское подразделение,
которым он лично руководил в течение нескольких лет, Фудзио Митараи стал
географически расширять область деятельности Canon. Таким образом, за
несколько лет корпорация приобрела несколько компаний в США и Европе. Тут-
то и проявились те самые золотые правила бизнеса, которые Фудзио Митараи
изучал в течение 23 лет в США: нацеленность на результат, четкое
планирование всех бизнес-процессов, агрессивность и активность в любой
ситуации.
Сейчас задачи, которые ставит перед компанией и собой лично 66-летний
Президент и CEO Canon (именно так звучит полное название его должности)
Фудзио Митараи (награжденный, кстати говоря, Орденом Почетного легиона и
медалью с голубой лентой за заслуги перед Японией), поистине
наполеоновские: стать безусловным лидером на всех рынках, на которых
представлена продукция его компании. И, принимая во внимание его характер,
характер каждого Митараи, разве кто-то станет сомневаться, что так оно и
произойдет. И спустя несколько лет мы с вами скорее всего станем
свидетелями нового финансового чуда в исполнении непревзойденного Митараи.
Фудзио Митараи из Canon.
Продукция Canon
| "Кэнон" является фирмой № 1 в мире в производстве сложной оптической |
|техники. Но компания производит не только фототехнику. Хорошо известны ее |
|видеокамеры и телевизионные кинескопы, медицинское оборудование и точнейшие |
|приборы, с помощью которых оно изготавливается, техника для микрохирургии, |
|визуальные коммуникационные системы, сканеры, калькуляторы, одни из лучших в |
|мире жидкокристаллические мониторы, сложнейшие видеокоммуникационные системы |
|и еще более 25 наименований секторов и отраслей точных и тонких технологий. |
|Не случайно в мировом рейтинге корпораций, обладающих самыми передовыми |
|технологиями и защищенными патентами на них, "Кэнон" уже несколько лет стоит |
|на втором месте, уступая лишь американской компании IBM. |
| Наиболее прибыльное направление деятельности "Кэнон" сейчас - создание |
|высококлассной и высокотехнологичной оргтехники и офисного оборудования. |
|Визитная карточка "Кэнон" в офисном оборудовании - совмещение множества |
Страницы: 1, 2
|