Меню
Поиск



рефераты скачатьЭффективные методы изучения иностранных языков

звучанию, приходит не сразу, с практикой. Применяя этот очень эффективный

способ, не принимайте во внимание научную обоснованность установленной

родственной связи, ведь Ваша цель легко запомнить слово, а не написать

диссертацию по этимологии. Попробуйте прочувствовать родственность ниже

приведенных английских и немецких слов:

die Tochter (нем.) – daughter (англ.) – дочь (т часто переходит в д)

die Liebe (нем.) – love (англ.) – любовь

der Helm (нем.) – helmet (англ.) – шлем, каска

die Frucht (нем.) – fruit (англ.) – фрукт, плод

die Sonne (нем.) – sun (англ.) – солнце

lang (нем.) – long (англ.) –длинный

lehnen (нем.) – lean (англ.) – наклоняться, прислоняться

das Wasser (нем.) – water (англ.) - вода

die Locke (нем.) – lock (англ.) - локон

feature (англ.) – черта

der Teil (нем.) – часть, die Feige – фига, инжир

? Также, чтобы слово лучше запомнилось можно написать в иностранном и

русском слове одинаковые согласные (если такие конечно есть) значительно

крупнее, чем остальные буквы, и другим цветом. Например:

говорить сидеть бушевать drill damage

cut

sagen sitzen toben сверло повреждение

резать

Затем несколько раз произнести эту пару слов, концентрируя внимание на

выделенных буквах.

? Соединение слова и его значения. В современной лингвистике

существует интересная теория, что каждый звук имеет свое значение, т.е.

слова вовсе не случайно прикреплены к вещам, и форма, звучание слова имеет

непосредственную связь с предметом, явлением, которое оно означает. Люди

просто-напросто разучились распознавать эту связь. Так, сама форма и

звучание слова указывает на характеристики обозначаемого предмета: его

форму, цвет, звук, другие ощущения от предмета.

Возьмите какое-нибудь незнакомое иностранное слово, свяжите все ощущения от

слова (цвет, запах, движение, ощущения от прикосновения, перемещения,

размер, степень приятности) с обозначаемым предметом. Если это проделывать

с каждым словом, то вскоре запоминать слова Вы будете легко и

автоматически. Применяя этот способ можно добиться просто поразительных

результатов.

? Очень эффективно учить слова по темам. Этим способом можно быстро

выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например,

«город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе:

улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река,

мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно

представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу,

площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто

выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и

назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского

слова. Затем можно каждый элемент сделать отдельной темой:

магазин: продавец – прилавок – покупатель – деньги – чек –

товар и т.д.

школа: ученик – учитель – парта – доска – тетрадь – ручка –

карандаш и т.д.

Для запоминания глаголов можно представить стадион, на котором: (быстро)

бегают, ходят, плавают, (высоко) прыгают, толкают, (громко) кричат, бьют,

дерутся, свистят и т.д. Также отчетливо представьте и ярко переживите все

ощущения, связанные с этими действиями.

? Если нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую

тему, придумайте какой-нибудь необычный яркий рассказ, в котором все слова

были бы последовательно связаны и являлись в рассказе связующими

элементами, т.е. объедините их в смысловую цепочку. Чем необычней будет

рассказ, и чем ярче вы его представите, тем лучше запомнятся слова.

Например, нужно запомнить следующие слова: чашка, дерево, мост, машина,

книга, веник, яблоко, окно, пианино, луна (берем, конечно, иностранные

слова). Придумываем, например такой, рассказ:

в огромной чайной чашке

растет громадное дерево

на дереве мост

по мосту ездит с большой скоростью машина

из выхлопной трубы машины на землю падает книга

из книги сделали веник

на венике выросло огромное яблоко

на яблоке окно

в окне можно увидеть пианино,

на котором играет луна

Рассказ лучше через какое-то время (через 1 день, потом через 2-3)

повторить. Этим способом слова также запоминаются в отрыве от естественного

контекста. Поэтому, составьте с этими словами фразы, которые Вы когда-либо

проговаривали, или можете использовать в разговоре в будущем.

? Способ Михаила Шестова. Если Вы умеете печатать слепым

десятипальцевым методом (а если нет, советую научиться, очень полезный

навык), то можете учить слова таким образом: печатаете 3-5 строчек

иностранного слова (старайтесь нажимать на клавиши, а не бить по ним),

одновременно диктуете себе слово (важно слово произносить правильно) и

представляете образ слова, ярко его переживаете через все ощущения. Таким

образом, написание и произношение слова связывается со значением. Так же

можно учить фразы: печатаете фразу на иностранном (2-3 строчки) и при этом

диктуете себе эту фразу, затем печатаете точный эквивалент фразы на русском

(1-2 строчки). Эффективно перепечатывать словарные статьи (особенно из

одноязычных толковых словарей) наиболее частотных слов.

? Иногда звуковая форма слова может быть напрямую связана со

значением слова. Так, звуковые формы слов, обозначающих различные звуки или

источники этих звуков очень часто «воспроизводят» сам звук. Например,

английское слово buzz (жужжание, гул) воспроизводит неприятное жужжание

насекомого, допустим пчелы; в немецком слове plдtschern (плескаться) явно

слышится плеск воды (так же как и в русском «плеск», а в слове «гром» -

раскаты грома). Прислушайтесь к звучанию приведенных ниже английских и

немецких слов, и научитесь устанавливать связь между звуковой формой слова

и самим звуком:

cluck – кудахтать

tick – тиканье, тикать

thud - глухой звук (от удара большого тяжелого предмета)

whiff – дуновение, веять

whistle – свист, свисток

whip – хлестать, сечь, кнут, хлыст

zischen – шипеть

summen – жужжать, гудеть

rascheln – шелестеть, шуршать

das Flьstern – шепот

klirren – дребезжать

? Этимологический подход к изучению слов предполагает прояснение

значения слов в этимологических словарях, изучение приставок, корней и

суффиксов, «вычисление» значения новых слов при понимании их структуры и

значения составляющих их частей. Из этимологического словаря можно узнать

массу интересной информации: исторические, культурные и страноведческие

реалии, которые скрывает слово, как образовалось слово, или как и через

какие языки попало слово в язык, как менялась форма слова и развивалось

значение. Эта информация поможет лучше понять значение слова, точнее

определить его смысловое поле и, конечно, запомнить слово. В английском,

французском, итальянском, испанском и немецком языках много корней,

приставок и суффиксов из латыни и древнегреческого языка. Выучите их, и

тогда, сталкиваясь со многими новыми словами, Вы сможете понимать их

значение, даже если Вы с ними раньше никогда не сталкивались, будете

намного уверенней пользоваться ими. Также сложное правописание многих слов

не будет вызывать у Вас трудностей. Так, например, если Вы знаете суффикс

–esce, и что он может обозначать смену качеств, вам гораздо легче будет

запомнить значение и правописание следующих слов:

adolescent – подростковый, становящийся взрослым

evanesce – становиться невидимым, пропадать

obsolescent – устаревающий

convalesce – выздоравливать, начинать поправляться

Если в языке широко используются для словообразования приставки и суффиксы

(как например в немецком), выучите значение всех приставок и суффиксов (на

самом деле их не так много, и чтобы понять и запомнить их значения,

достаточно прочитать примеры словообразования а данной приставкой или

суффиксом). В дальнейшем, это значительно облегчит Вам запоминание многих

новых слов.

? Запоминание слов рисованием. В альбоме цветными ручками или

фломастерами рисуются картинки, и около каждой картинки пишется аккуратно

иностранное слово, т.е. что эта картинка изображает. Картинки должны быть

объединены одной темой. Художественные способности здесь вовсе никакой роли

не играют, но подпись к картинке следует писать как можно аккуратней. Когда

рисуете, концентрируйтесь на слове, повторяйте слово про себя. Этим

способом можно помочь ребенку выучить иностранные слова – рисовать сначала

картинки вместе с ним на ватмане или альбоме, произнося много раз слово, а

затем повесить ватман или альбомный лист в его комнате. Но не заставляйте

ребенка рисовать, найдите способы увлечь его, чтобы он рисовал с

удовольствием (например, подходите и повторяйте слова на его рисунках,

говорите, что эти слова Вы уже выучили и т.д.).

Если ребенок испытывает трудности с заучиванием иностранных слов, с

ним можно поиграть в такую игру: он – инопланетянин, прилетел на землю и,

естественно, ничего здесь не понимает; он показывает на различные предметы,

Вы называете эти предметы, допустим на английском, если возможно,

показываете и называете действия, совершаемые с предметом. Например,

ребенок показывает на чашку, Вы говорите:

cup cup cup cup cup

trink trink trink trink (показываете, как пьют из чашки)

tea tea tea tea tea tea (показываете на чайник)

hot hot hot hot hot hot

milk milk milk milk milk

ребенок за Вами повторяет.

? Окно – на окне. На самоклеющихся листочках (стикерсах) пишут на

иностранном языке названия всех предметов в комнате или квартире и

приклеивают: листочек с надписью «дверь» на дверь, листочек с надписью

«стена» на стену, «окно» на окно и т.д. Но «невыученные» предметы очень

скоро кончатся, так что таким способом возможно выучить очень небольшое

количество слов.

? Вариант предыдущего способа. На самоклеющиеся листочки

выписываются слова (любые) и эти листочки расклеиваются повсюду в квартире

в тех местах, где они точно будут попадать в поле зрения: на стенах, на

полках, на шкафах, на окнах на уровне глаз, над письменном столом, на

мониторе, на зеркале в ванной и т.д. По мере запоминания, слова меняются на

другие. Многие находят этот способ довольно эффективным, но не удобным в

том смысле, что другим обитателям квартиры развешанные по всей квартире

листочки не очень то нравятся.

? Способ выписывания слов на карточки (берутся небольшие одинаковые

по форме листочки бумаги, на одной стороне пишется иностранное слово, на

другой русское, пачка таких карточек время от времени просматривается,

карточки с выученными совами откладываются) автор не считает эффективным,

если его не сочетать с некоторыми другими способами.

? Способ построения синонимического ряда. Этим способом хорошо учить

глаголы и прилагательные. Проиллюстрируем его на примере английского слова

big (большой) и его синонимов. Выпишем синонимы этого слова и слова с

приближенным значением (из словаря синонимов или просто из Word):

big great large huge fat bulky outsized hefty enormous vast gigantic

massive giant mammoth colossal titanic gargantuan immense cosmic infinite

immeasurable measureless incalculable substantial considerable

Напишем эти слова на альбомном листе разными цветами (цвет выбираем такой,

в каком слово видится), как показано ниже. [pic]

На другой стороне листа можно также записать синонимический ряд к слову

«маленький». Записанные таким образом слова повторять намного быстрее, и

запоминаются они намного лучше, чем записанные обычным образом в тетрадь.

? Глаголы и существительные лучше выписывать и заучивать в составе

фраз, в которых они часто употребляются. Записывать эти фразы намного

эффективней не линейно (одну под другой), как это обычно делают, а в

альбом А4 как показано ниже, и использовать цветные ручки или фломастеры 3-

4 цветов.

| | | |auf |trage|ableh|ziehen|fьr | | |

| | | |sich |n |nen | |ihn | | |

|eine | | |nehmen| | | | | | |

| |groЯe | | | | |

| | | |V e r a n t w o r t u n g | | |

| |persцnliche| | | | |

| | | | |die | | |auf | | |

| |moralische | | | | |zur |mir | | |

| | | | | | | |liegt| | |

| | | | | | | |die | | |

Большая ответственность

личная ответственность

моральная ответственность

брать на себя ответственность

нести ответственность

уклоняться от ответственности

привлекать к ответственности

на мне лежит ответственность за него

Русские соответствия лучше выписать по порядку по часовой стрелке более

мелким шрифтом в левом углу листа. На одном листе альбома можно записать

несколько разных слов с фразами, но лучше не более 3, и между ними должно

быть значительное расстояние. Записанные таким образом фразы запоминаются

намного лучше, повторять их намного приятней и быстрей.

Для того чтобы новое слово вошло в Ваш активный словарь (вспоминалось

очень быстро и употреблялось Вами автоматически) и Вы могли легко

употреблять его в речи, его нужно повторить в составе небольшой фразы n-

количество раз. Составьте со словом 5-10 простейших фраз. Ярко и подробно

представьте ситуации, в которых Вы могли бы употребить эти фразы,

переживите эти ситуации как можно реальней, произнесите фразу несколько

раз, как бы «вживитесь» во фразу, попробуйте ее на вкус, увидьте ее цвет,

почувствуйте фразу. Также ярко представьте и прочувствуйте образы

предметов и все действия.

Фразы также можно взять из словарей, немного изменив или дополнив

фразу, получаем еще одну фразу. Очень полезно просматривать словарные

статьи слов (и особенно часто встречающихся) в словарях с большим

количеством слов, а также в толковых одноязычных словарях. Эля этого очень

удобно пользоваться электронными словарями, например словарем Abby-Lingvo

(стоит около 10 $). В интернете есть онлайн версия этого словаря, но

работает она очень медленно. В этом словаре словарные статьи очень

подробные, приводится много примеров употребления слова с точным переводом

фразы, запоминаются просмотренные карточки (крайне полезно через некоторое

время их снова просматривать).

В начале обучения заучиваются наиболее частотные слова и на этом

этапе очень полезно просматривать их словарные статьи в словарях с большим

количеством слов (конечно, это полезно на всех уровнях, а не только на

начальном).

Грамматика. Как учить, и как не учить, что бы говорить правильно

- Прочитайте внимательно новую тему, правило, определение, все пояснения

и исключения к нему. Если Вам что-то непонятно посмотрите данную тему

в другом учебнике или грамматике – темы в разных справочниках

объясняются и группируются в более общие темы совершенно по-разному,

как видится автору справочника. Данная тема в данном справочнике может

объясняться неудачно.

- Затем, по возможности кратко, в виде таблицы или схемы или отдельными

примерами (в зависимости от темы) представьте эту тему. Прочитайте еще

раз правило, убедитесь, что Ваша таблица, схемы или примеры полностью

его отражают.

- Четко представляйте (нарисуйте в воображении) и быстро про себя

прочитывайте таблицу/схему/примеры пока Вы их не запомните (элемент

таблицы можно представлять одним знаком, например «+»

- Дайте краткое название теме (например: инфинитив без “to”/”zu”,

настоящее время, прошедшее время, спряжение глагола «to have» и т.д.)

- Поместите эту тему в более общую тему – сделайте ее подтемой, т.е.

определите место темы в общей грамматической схеме (например,

спряжение «to have» будет подтемой «глаголы с особым спряжением» в

теме «спряжение глаголов».)

- Просмотрите в воображении часть схемы с новым элементом.

Например, возьмем тему «Present Simple Tense» в английском языке и

представим ее таким образом:

|Present Simple Tense |

|инф. + окончания |

|? настоящее в | живу, работаю, |

|общем |учусь |

|? повтор-ся |читаю, бегаю каждый|

|действия |день |

| ? факты, | вода кипит при |

|аксиомы |… |

| ?привычки | встаю рано, ем |

| |много |

| ? | поезд отправл. |

|расписание |в 5 часов |

Сделаем теперь эту тему подтемой в теме «The Present Tenses», в которую

также входят темы “Present Continuous”, “Present Perfect”, “Present Perfect

Continuous”

|The Present Tenses |

| |

| |

|Simple |Continuous |Perfect |Perfect |

| | | |Continuous |

:

Соответственно остальные 3 темы также представляются, как и первая.

Теперь, если Вы хорошо поняли и представили все темы, Вам достаточно будет

помнить и вспоминать только такую схему:

Такие схемы и общую схему рекомендуем рисовать на больших листах бумаги.

Иногда быстро представляйте общую схему, передвигаясь в воображении по ее

элементам, останавливайтесь на отдельных элементах, увеличивайте и

повторяйте их.

Как работать с текстом

Пересказывать текст, как это обычно задают в школе и в институте

«прочитайте и перескажите текст…» не эффективно!!! Мозг испытывает довольно

сильное напряжение при попытке сначала запомнить, а потом воспроизвести

информацию, часто совершенно не представляющую никакого интереса для

человека, вспомнить, о чем и в какой последовательности говорилось в

тексте, затем какие слова и выражения были использованы в тексте.

Естественно, что информация, полученная при таком прессинге и без каких-

либо директив на дальнейшее использование, мозгом просто выбрасывается,

загоняется на такие «задворки», откуда без значительных усилий ее не

вытащишь. Попробуйте вспомнить две-три фразы (именно фразы, а не слова) из

того количества текстов, которые Вам задавали пересказывать в школе или

институте. Скорее всего, не вспомните ни одной. И это естественный

результат стратегии обучения Ваших преподавателей.

Родители и школьники! Объяснять это школьным учителям очень не советуем,

т.к. кроме больших неприятностей это, скорее всего, ни к чему не приведет.

Так как же работать с текстом, что бы это действительно «продвигало» в

изучении иностранного языка?

1. Прочитайте текст и разбейте его на небольшие фразы (если Вы только

начали изучать язык, пусть это будут совсем небольшие фразы – он идет,

она поет, он смеется и т.д.)

2. Переведите или найдите наиболее точный эквивалент фразы в русском

языке, который бы естественно (не резал слух) звучал по-русски. Лучше

выбрать вариант, который, может и не передает все оттенки значений

выражения на иностранном языке, но звучит по-русски естественно. Если

Вы затрудняетесь найти такой эквивалент, представьте ситуацию сначала

в образах (без слов), затем опишите ее по-русски. Таким образом, Вы

найдете подходящий перевод фразы.

3. Запишите аккуратно!!! русскую (р) и иностранную фразу (и), затем

4. Произнесите отчетливо несколько раз фразы, меняя их

последовательность: р-и, р-и, и-р, и-р, и-р, р-и

5. Подумайте, в каких ситуациях Вы будете использовать каждую фразу

6. Если фраза не запоминается, попробуйте поработать с ней, как было

описано выше: ярко и подробно представьте ситуации, в которых Вы могли

бы употребить фразу, переживите эти ситуации как можно реальней,

произнесите фразу несколько раз, как бы «вживитесь» во фразу,

попробуйте ее на вкус, увидьте ее цвет, почувствуйте фразу. Также ярко

представьте и прочувствуйте образы предметов и все действия.

7. Замечайте, выделяйте в тетради или записывайте отдельно специфические,

шаблонные фразы.

8. По русским фразам воспроизведите текст.

Данная схема может показаться Вам слишком длинной, но с каждым

прочитанным текстом, количество фраз, которые нужно будет таким образом

прорабатывать, будет очень быстро уменьшаться, т.к. Вы увидите, что очень

многие фразы с небольшими изменениями будут постоянно встречаться в разных

текстах. Работая с текстом таким образом, Вы очень быстро заговорите на

языке, фразы будут формироваться легко и естественно, более того Вы

научитесь грамотно переводить тексты на иностранный язык.

Преподаватели иностранных языков очень часто советуют читать

интересные книги на изучаемом языке, говорят, что это поможет быстрей

заговорить на языке и выучить много новых слов. Но таким способом можно

только научиться понимать текст на иностранном языке, эффективность такого

чтения для приобретения разговорных навыков близка к нулю, даже если новое

слово встречается в книге много раз и запомнится, оно, скорее всего, уйдет

«в глубокий пассив» и узнаваться будет только в написанном виде.

Но это не значит, что читать книги на иностранном языке не надо!!!

Читайте интересные книги, то, что Вам нравится, просто для

удовольствия!

Метод эффективного чтения Михаила Шестова.

Возьмите несложный текст на иностранном языке (примерно на страницу) и

читайте его вслух и с выражением (при чтении текста вслух к запоминанию

подключается так же и слуховой канал), при этом, сильно замедлив скорость

чтения, читайте так, как будто в плеере села батарейка и кассету тянет.

Затем прочитайте текст еще 1-2 раза, каждый раз увеличивая скорость. Вы

заметите, что запомнили гораздо больше, чем при обычном чтении. Вернитесь к

этому тексту через 2-3 дня и прочитайте его с нормальной скоростью. Вообще

при изучении иностранного языка очень полезно возвращаться к одним и тем же

текстам.

И в заключение несколько советов.

Учите фразы и слова, применяя их к реальным жизненным ситуациям; не

воспринимайте иностранные слова как обозначающие что-то абстрактное; всегда

помните, что иностранные слова, так же как и русские, обозначают конкретные

действия, предметы, явления.

В воображении, как бы отделите все предметы (действия, явления) от их

названий на русском, и как бы «оденьте» их в слова иностранного языка (если

Вы не знаете названий всех предметов на иностранном языке, то допустите,

что знаете).

Представляйте, что Вы не знаете русского языка, т.е. ни одного (прилетели с

другой планеты), и учитесь говорить на языке «начисто».

Очень важно заниматься иностранным языком только с хорошим настроением -

если у Вас плохое настроение, информация будет усваиваться намного хуже, и

в дальнейшем легко вспоминаться не будет, и при максимальном спокойствии –

иначе внимание будет рассеяно и занятие будет неэффективным (это очень

важно при любом обучении).

Если Вы учите язык в институте или на курсах, оценивайте свои успехи в

языке только относительно ВАШИХ же прежних знаний, т.е. сравнивайте себя с

самим собой.

Думайте о иностранном языке только в категориях: хочу, нравится, люблю, мне

легко, интересно:

я хочу заниматься языком мне нравится заниматься языком

я хочу делать упражнения мне легко заниматься языком

я хочу читать на ин. языке мне очень интересно заниматься

ин. языком и т.д.

Но ни в коем случае не думайте в категориях должен, нужно:

Я должен выучить язык

Мне нужно учить язык

Это верный способ не научиться говорить на иностранном языке.

Представляйте чаще, что Вы знаете очень хорошо иностранный язык, читаете на

нем книги, журналы, смотрите телепередачи, свободно разговариваете с

иностранцами и получаете от всего этого массу удовольствий, окружающие

восхищаются Вашим знанием языка – это мощный способ мотивировать себя и

поддерживать мотивацию к изучению языка.

Не думайте, что заплаченные 500 $ за 50 часов занятий на курсах,

гарантируют Вам отличное знание языка, не попадайтесь в эту ловушку.

Будьте всегда уверены, что Вы с легкостью усвоите любой новый материал, так

что бы проблема не знания чего-то перестала быть проблемой, и незнакомый

материал воспринимался как необходимый и естественный глоток свежего

воздуха.

Не думайте об иностранном языке как об «огромном, количестве слов в

толстенных словарях, правилах, исключениях». Вспомните, когда Вы в

последний раз открывали русский толковый словарь или искали правило в

грамматике. Скорее всего, не вспомните. Людьми при общении в повседневной

жизни используется очень небольшое количество слов и выражений, и выучить

их, применяя методы, описанные в этой брошюре можно очень быстро.

Считается, что образованный человек активно использует только около 2000

слов.

Для того чтобы хорошо помнить и спонтанно употреблять в речи фразы, их

просто нужно время от времени произносить (что мы и делаем в повседневной

жизни), или хотя бы прочитывать вслух. Так, люди, прожившие определенное

время за границей и не разговаривавшие долгое время на своем родном языке,

теряют способность свободно разговаривать на своем родном языке, т.к. фразы

выпадают из активного словаря.

Поэтому, для того чтобы свободно разговаривать на иностранном языке,

необходимо возвращаться к уже знакомым фразам и время от времени

повторять /произносить/ их.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.