Меню
Поиск



рефераты скачатьСловообразование

Словообразование

Разговорное словообразование обнаруживает меньшую зависимость от узуса, от

разного рода грамматических и семантических ограничений. В процессе

непринужденного общения собеседники нередко не воспроизводят существующие в

языке слова, а производят, создают их «на случай», опираясь на продуктивные

словообразовательные модели. В образованных таким образом словах

актуализируется значение, подсказанное конкретной ситуацией: А где у нас

прочищалка? Унитаз засорился/ надо бы прочистить// (вместо слова-термина

вантуз говорящий употребляет неузуальное прочищалка, образованное от

глагола прочищать). В разговорной речи имеются специфические способы

словопроизводства – универбация и усечение. При универбации исходное

словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более

компонентов, сворачивается в одно производное слово, которое «вбирает» в

себя значение производящей основы: гречневая крупа – гречка, «Комсомольская

правда» – «Комсомолка», пятиэтажный дом – пятиэтажка; раскладная кровать –

раскладушка. Еще один продуктивный способ разговорной деривации – усечение

производящей основы. Усечению подвергаются существительные и

прилагательные: магнитофон – маг, преподаватель – преп, бутерброд – бутер,

госэкзамены – госы, примитивный – примитив, интимный – интим. В разговорной

речи более активно проявляют себя способы словообразования, действующие и в

книжно-письменном языке: суффиксальный (открывать – открывалка (консервный

нож), врач – врачиха, старый – старьё, синхронный – синхронить (заниматься

синхронным переводом) и мн. др.), префиксальный (У нее будет перезащита//;

Рассучи мне рукава!; Это антисуп/ настоящая каша// Никакой жидкости),

префиксально-суффиксальный (ср. шутливые оборазования: У нас бесспичье/

забыли спичек купить//; Спасибо! Вы меня обутербродили//). Для разговорной

речи характерны широта использования различных словообразовательных

моделей, ослабление запретов на сочетаемость аффиксов с производящей

основой. В качестве «исходного материала» могут выступать слова, обладающие

самыми разными лексическими и грамматическими свойствами. Например,

заимствования, аббревиатуры, междометия: кино – киношник, МГУ – эмгэушный,

ой! – ойкать, бац! – бацнуть и мн. др. Производящей основой могут служить

словосочетания и даже целые высказывания: Это тетикатин платок// (от тётя

Катя); [мать ребенку] Не лезь в лужу! А то бабушка божемойкать будет! (от

Боже мой!). В разговорной речи производное слово нередко связано с

производящей основой лишь самым общим значением. В результате многие вновь

образованные слова многозначны и непонятны вне контекста. Например,

сердечник – это может быть и врач-кардиолог, и человек, страдающий болезнью

сердца. Значения таких слов проясняются лишь в конкретной речевой ситуации.

Ср.: А. Он кто? Хирург? Б. Нет/ сердечник//; Мой отец сердечник/ три

инфаркта перенес//. В процессе непосредственного диалогического общения

стимулом к образованию неузуального слова может явиться предыдущая реплика

собеседника: А. Я не люблю/ чтоб меня жалели// Б. Дело здесь не в

жалении//; А. Хочешь щей? Я нащился//; А. Темирканов здорово «Кармен-сюиту»

отдирижировал// Б. Да/ откарменил//.

|ful Зьїл»з |less Зьїл»з |

|artful |artless |

|careful |careless |

|colorful |colorless |

|faithful |faithless |

|fearful |fearless |

|forceful |forceless |

|fruitful |fruitless |

|graceful |graceless |

|harmful |harmless |

|hopeful |hopeless |

|meaningful |meaningless |

|…ness NOUN |

|appropriateness |

|cleverness |

|darkness |

|emptiness |

|faithfulness |

|happiness |

|hardness |

|kindness |

|politeness |

|richness |

|rudeness |

|selfishness |

|seriousness |

|ity |

|able ґЙ·ВАЦґВ |

| |

|accessible Бў±Щ°ЎґЙЗС |

|accountable ГҐАУАЦґВ, №ПА» |

|ёёЗС |

|active ґЙµїАыАО,|

|Заµї·В АЦґВ |

|ambiguous ѕЦёЕЗС |

|applicable Аыїл °ЎґЙЗС |

| |

|available АМїл°ЎґЙЗС|

| |

|communicable АьґЮ, Аьї°°ЎґЙЗС |

| |

|complex є№АвЗС |

|connective ї¬°бАЗ |

|feasible |

|fertile |

| |

|VERB |...tion NOUN |

|abort |abortion |

|accommodate |accommodation |

|accuse |accusation |

|acquire |acquisition |

|act |action |

|adapt |adaptation |

|add |addition |

|administer |administration |

|admire |admiration |

|admit |admission |

|adopt |adoption |

|apply |application |

|approximate |approximation |

|attend |attention |

|attract |attraction |

- er analyze announce bake bank blend

- ly abrupt actual approximate bad basic careful

| | | | | | | |

|Among |Was |There |Were |Out |Father |Look |

|Other |Water |Their |First |Brown |Garden |Through |

|One |Lot |Where |work | |basket |Good |

|Another |Long |Everywhere | | |after |Who |

|Hundred |Upon | | | | |Whom |

|Some |Walk | | | | |Should |

|Come |Along | | | | |Could |

|Cover |Stop | | | | |Couldn’t |

|Under |Call | | | | |Tool-shed |

|Run |Lost | | | | |Shoe |

|But |small | | | | |too |

|Bunny | | | | | | |

|Suddenly | | | | | | |

|Among | | | | | | |

|Young | | | | | | |

|jump | | | | | | |




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.