По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные,
проходящие между двумя партнерами из разных школ, регионов, стран; парные,
организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между
группами.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными,
направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой
проблемы; средней продолжительности, проходящие в течении одного-двух
месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течении года.
На уроках по отдельному предмету чаще всего проводятся краткосрочные
проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты
средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и
содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных
проблем.
В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами
проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например,
сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют
тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность,
количество участников различное. [7, 20,21]
1.1.3. Роль учителя в проектной деятельности.
В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при
традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена
личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому,
чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в
которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление
его учением. [3]
На разных этапах выполнения заданий проекта роль учителя различна. Из
инициатора проведения проекта учитель превращается в источника информации,
консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. [4]
Перед использованием проекта в обучении учитель должен все тщательно
продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся сами
формируют проблемы, то учитель должен спрогнозировать несколько возможных
вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель
подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Учитель должен четко
определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или
дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Учителю необходимо
продумать, какую помощь он может оказать ученикам, не предлагая готовых
решений. Учителю желательно спланировать всю серию уроков, на которых
предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать
деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер
внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а
также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность
проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной
работы на этапах.
Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая
шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся
отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое
обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». (“Alles ist richtig”,
“Interessant”, “Du solltest dir vielleicht anders ьberlegen”). В ролево-
игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, учитель при
оценке результатов может использовать балльную систему. В творческих
проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее учителю
необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она
потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а
не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на
учение. [20,25]
Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от
традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно
подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения
учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора.
Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся
задействован в учебном процессе.
5. Роль ученика в проектной деятельности.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в
активный творческий познавательный процесс на основе методики
сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а
вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по
предмету, в рамках которого и проводится проект.
В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является
участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов
и потребностей учащихся.
Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно
распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к
выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый
ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это
огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается
творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать
возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные
им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся
работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка
работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. [4]
И более того, в процессе совместного выполнения заданий, учащийся
видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек
зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно
правильный и лучший. Ребенок учится самостоятельно анализировать,
сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение
решения данной проблемы. Ученик готов спорить со своими товарищами, т.к.
положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть
и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут
быть правы. Со временем школьник начинает контролировать самого себя,
искать другие варианты действия.
Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на
формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.
В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный
материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников
формируются такие качества личности, как самостоятельность,
доброжелательность по отношению к учителю и друг другу. [6,13]
1.2. Специфика методов проектов в преподавании иностранного языка.
Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка
вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед
учителем.
Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа
оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для школьных учебников и для
проектной деятельности, авторы учебников и учителя школ отдают предпочтение
тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный,
исторический материал о стране изучаемого языка.
В школьной практике при проведении проектной деятельности на уроках
иностранного языка также часто выбирают темы, содержащие общечеловеческие
фундаментальные проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о
явлениях и событиях, имеющих отношение к многим народам, позволяют
приблизить учащихся к другим культурам, воспитывают в духе толерантности.
Еще одной отличительной чертой проекта по иностранному языку является
активное использование средств изучаемого иностранного языка. Это
выражается в том, что учащиеся знакомятся с текстами и выполняют задания на
иностранном языке, попутно повторяя уже пройденный и усваивая новый
лексический и грамматический материал. Конечный продукт проектной
деятельности представлен также на изучаемом иностранном языке.
1.2.1. Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному
языку является возможность в овладении учащимися: коммуникативной
компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком. Выполняя
задания проекта , школьники знакомятся с особенностями культуры изучаемого
языка, с особенностями функционирования языка в рамках определенной
культуры и тем самым реализуют еще одну немаловажную цель в обучении
иностранному языку – формирование страноведческой компетенции.
Учитывая то, что при выборе темы проекта и составлении упражнений
отбирается специальный материал, представляющий ценность в страноведческом,
лексическом, грамматическом плане, можно судить о задачах, реализуемых
учащимися в ходе выполнения заданий проекта. Прежде всего это изучение
нового лексического и грамматического материала, повторение уже
пройденного.
Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически
применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят недостающую,
на их взгляд, информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический,
грамматический материал, используя для этих целей не только материал
учебника, но и другие источники информации.
1.2.2. Преимущества метода проектов над традиционными способами
обучения иностранному языку.
По сравнению с традиционными методами обучения иностранному языку
проект имеет ряд преимуществ.
Проектная деятельность активную учетную практику для каждого ученика.
Это способствует формированию у школьников необходимых умений и навыков в
том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистической компетенции
на уровне, определенном программой и стандартом.
Задания проекта предоставляют учащимся возможность мыслить, решать
какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными
путями решения этих проблем.
В этом случае учащиеся акцентируют свое внимание на содержании
высказывания. В центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей
прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Таким образом, у школьников формируется коммуникативная компетенция вне
языкового окружения.
Проект в большей степени, по сравнению со стандартными методами
обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, предоставляет
огромную возможность включения учащихся в активный диалог культур, чтобы
они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой
для них культуре.
Таким образом, выполняя проектные задания, переносится акцент с
различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся,
требующую для своего оформления владения определенными языковыми
средствами. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал
и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский
клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и
доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по
возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Выполняя проектные задания, учащиеся овладевают определенными
интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно
отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль,
вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать
информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным
справочным материалом. К творческим умениям относятся умения генерировать
идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно,
а много вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того
или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, слушать и
слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную
аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично
излагать свою мысль.
Обучение иностранному языку, применяя метод проектов, способствует
общему развитию школьников.
Легко заметить, что метод проектов – суть развивающего, личностно-
ориентированного характера обучения. [20,21]
Глава 2. Проектная деятельность в обучении и воспитании
старшеклассников средствами немецкого языка на основе сюжетов из Библии.
2.1. Соотношение тематики учебника с содержанием факультатива
«Библейские сюжеты в проектах»
Факультатив «Библейские сюжеты в проектах» включает в себя четыре
рассказа, составленные на основе библейских притч. Данные тексты в
тематическом, лексическом и грамматическом плане соответствуют разделам
учебника «Немецкий язык, контакты» для учащихся 10-11 классов авторов Г.И.
Ворониной и И.В. Карелиной.
Данный учебник состоит из четырех основных разделов, каждый из которых
подразделяется на несколько глав.
Первый раздел учебника “Jugendliche, wie geh?s?” посвящен различным
молодежным проблемам. В частности взаимоотношению родителей и детей.
Второй раздел учебника “Bundeslдnder, was Neues?” – представителям
различных национальностей: свойственным им чертам характера, способам
поведения, их взаимоотношениям.
Третий раздел учебника “Kreativ Kultur erleben” – творческим аспектам
жизни, таким как литература, музыка, изобразительное искусство, кино, а
также известным представителям этих областей.
Четвертый раздел учебника “Im Trend der Zeit” – различным видам
деятельности молодежи. Таким, как учеба в средних и высших учебных
заведениях, временная и постоянная работа.
В ходе изучения тем вышеперечисленных разделов учебника учащиеся
получают возможность задуматься над вечными общечеловеческими проблемами,
такими, как взаимоотношение поколений; национальные особенности различных
народностей, проживающих на Земле; особенности творческого мира;
возможности выбора будущего выбора деятельности.
Бесспорно эти вопросы интересны учащимся, поскольку они актуальны для
старшеклассников и во многом пересекаются с их жизненными проблемами.
Для лучшего усвоения материала учебника разработан факультатив
«Библейские сюжеты в проектах». Обращение к Библии, одной из самых древних
и самых мудрых книг, не случайно, поскольку в ней содержатся ответы на
вопросы, поиском которых люди занимались всегда. Старшеклассникам
предлагается ознакомиться с библейскими сюжетами, схожими в тематическом
плане с главами учебника.
Соответствие тем учебника и библейских сюжетов представлено в следующей
таблице:
|Название раздела |Рассказ факультатива |Притча, на основе которой|
|учебника |«Библейские сюжеты в |составлен рассказ |
| |проектах» | |
Страницы: 1, 2, 3
|